Какой авиакомпании принадлежал разбившийся ту 154. «Разве что — коллективное помешательство. Закрылки или нарушение ориентировки

Для расчета массы разбившегося воздушного судна были применены специальные методики, в том числе с использованием данных параметрического самописца, поднятого со дна Черного моря.

В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес самолета вместе с заправленными в него 24 т топлива составил 99,6 т. Это превышало нормативы, но отклонение в 1,6 т было несущественным. При таком весе самолет обычно взлетает без особых проблем.

В Адлере из Ту-154Б-2 никто не выходил, за исключением командира и второго пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был дозаправлен по максимуму. В его баках было 35,6 т топлива.

По оценкам специалистов, в результате взлетный вес лайнера вместо нормативных 98 т составил около 110 т.

Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе (в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо, затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако проблемы начались еще во время подъема.

Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 км/ч, угол тангажа при этом составил от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 м/с вместо обычных 12-15 м/с.

Через 2 секунды после взлета командир экипажа потянул на себя штурвал, задрав нос самолета так, что тангаж составил уже 10-12 градусов. Для управляющего перегруженным самолетом это были очень необдуманные действия. Уборку закрылков экипаж начал на высоте 150 м и на скорости 345 км/ч. С учетом значительного превышения нормативного взлетного веса Ту-154 эти действия следовало производить на более высокой скорости.

Скорость сваливания самолета (малая скорость полета, когда угол атаки достигает критического значения, и самолет становится неуправляемым) растет с массой, а также зависит от положения закрылков (чем больше они выпущены, тем она меньше). Поэтому при определенном весе скорость может оказаться такой, что до уборки закрылков она будет больше скорости сваливания, а после — меньше.

На записях речевого самописца слышно, как второй пилот попросил у командира разрешения на уборку механизации, но последний ничего не ответил. Второй пилот, по всей видимости, расценил его молчание как знак согласия. Подъемная сила с момента начала уборки механизации естественным образом начала резко падать.

Самолет успел выйти на высоту 200 м, когда командир вновь сделал неожиданное движение — отдал штурвальную колонку от себя и затем вдруг снова взял ее на себя, потеряв в маневре и без того небольшую высоту.

Еще не полностью убрались закрылки, как в кабине Ту-154 сработала система, сигнализирующая об опасном сближении с землей. Угол наклона закрылков составлял 5-7 градусов, когда командир сделал движение штурвалом и педалями руля направления влево. В плановом режиме он должен был сделать наоборот. Самолет свалился в крен 30 градусов.

В этот момент звучит сигнал опасного крена, на который уже никто не обращает внимания. «Мы падаем!» — кричит второй пилот.

Командир делает движение штурвалом и педалями в обратную сторону и берет штурвальную колонку на себя. В этот момент угол атаки составил 10 градусов. При этом продолжался разгон самолета до 500 км/ч. Скорость возрастала, крен увеличивался, а подъемная сила падала. Никакого запаса по высоте у Ту-154 практически не было.

Еще через несколько секунд, уже с креном в 50 градусов и на скорости 540 км/ч, самолет левым крылом коснулся воды. В таких условиях столкновение с водной поверхностью равносильно столкновению со скалой. Самолет разрушился, его обломки разбросало на большой площади.

В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды.

До момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего воздуха — 5 градусов выше нуля, влажность — 76%, давление — 763 мм рт. ст., боковой ветер — 5 м/с. Опасных метеоявлений не наблюдалось.

Выяснилось также, что погибший экипаж вместе с опытным командиром выполнял взлет на разбившейся машине с той же взлетно-посадочной полосы в Адлере всего за два месяца до катастрофы — 1 октября 2016 года.

Тогда отрыв от ВПП был произведен на скорости 310 км/ч. Со скороподъемностью 12-15 м/с экипаж приступил к набору высоты. На высоте 450 м был осуществлен доворот вправо с правым креном 20 градусов, потом самолет осуществил доворот влево, и уже затем, на высоте 450 м, в течение 13-14 секунд были убраны закрылки, до этого стоявшие во взлетном положении — 28 градусов.

Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154 не знал ни характера, ни точного веса груза на борту, а следовательно — и о перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива. Вероятно, его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили в самолет в Чкаловском.

Возможно, в самолет поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу.

Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более чем на 10 т, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом того, что самолет перегружен.

Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере. Однако не хватило высоты.

Не лучшую роль сыграло темное время суток: визуального представления о том, что до водной поверхности осталось совсем немного, у экипажа не было.

На самолете Ту-154, разбившемся рано утром 25 декабря, летели артисты Ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были дать новогодний концерт на российской базе Хмеймим в Сирии. Их сопровождали съемочные группы Первого канала, и «Звезды». Всего погибли 92 человека — 84 пассажира и 8 членов экипажа.

Генетическую экспертизу тел погибших в авиакатастрофе Ту-154 в районе Сочи проведут судмедэксперты Минобороны России. Об этом сообщил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.

«Принято решение о доставке всех погибших в авиакатастрофе самолёта Ту-154 Минобороны России в Москву для опознания и проведения генетической экспертизы специалистами 111-го главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России», — заявил Конашенков на брифинге.

Утром 25 декабря появились сведения о том, что летевший из Сочи на авиабазу Хмеймим самолёт Минобороны России Ту-154 пропал с радаров.

Перед крушением в Ту-154 случилось что-то экстремальное, — эксперт

Падению Ту-154 в Чёрное море сразу после взлёта из аэропорта Адлер могла предшествовать экстремальная ситуация, сложившаяся на борту, которая не позволила экипажу передать сигнал бедствия на землю, считает бывший начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев.

«После взлёта и короткого полёта — две минуты — самолёт пропал со связи и не передал сигнал на землю о каких-либо неполадках, это может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация — или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было», — считает Андреев, проработавший в авиации 47 лет.

Он добавляет, что «Ту-154 очень надёжная машина, и чудес не бывает, просто так они не падают».

«В моей практике были случаи, когда Ту-154 садились при отказе работы всех трёх двигателей, или, например, знаменитая посадка в тайге на заброшенную полосу», — добавляет эксперт.

«Те версии о неполадках на борту, которые сейчас озвучиваются — разбалансировка рулей, отклонение от установленной траектории полёта — совершенно точно не могли помешать экипажу передать об этом сигнал на землю», — добавил Андреев.

«Значит, произошло что-то экстремальное, из практики — такие ситуации возможны при захвате судна», — добавил он.

Эксперт уточнил, что данные самописного переговорного устройства (СПУ) «с точностью до 99,99% смогут объяснить, что происходило в кабине в момент катастрофы».

Самолет Ту-154 Минобороны РФ, который направлялся в Сирию, потерпел крушение в Черном море в воскресенье утром.

По данным военного ведомства, на борту находились 92 человека — восемь членов экипажа и 84 пассажира, среди которых восемь военных, 64 артиста ансамбля имени Александрова, девять представителей российских телеканалов, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, двое федеральных госслужащих.

Версия теракта на самолете Ту-154 практически исключена — источник

Большой разлет обломков разбившегося под Сочи Ту-154 объясняется гидроударом, сообщил «Интерфаксу» источник в экстренных службах.

«По всей видимости, при столкновении воздушного судна с водной поверхностью произошел гидроудар, что повлекло за собой большой разлет обломков», — сказал источник.

В свою очередь источник в силовых структурах сообщил «Интерфаксу», что теракт среди основных версий катастрофы не рассматривается и такая версия практически исключена.

«Самолет вылетел с аэродрома «Чкаловский», который представляет собой хорошо охраняемый объект военного назначения. Проникнуть туда с тем, чтобы подложить на борт взрывное устройство, не представляется возможным. В свою очередь аэропорт в Сочи является аэропортом двойного назначения и охраняется в усиленном режиме. Проникновение посторонних лиц, либо пронос кем-либо из сотрудников несанкционированных предметов исключен», — сказал источник.

Конашенков: В поисках самолета задействованы 27 кораблей и судов, 37 водолазов, 4 вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты

Брифинг официального представителя Минобороны России Игоря Конашенкова по ситуации с крушением самолета ТУ-154 в районе Сочи по состоянию на 15:00:

«По уточненным данным в настоящее время на борт спасательного судна подняты 10 тел погибших.

Продолжается наращивание группировки поисково-спасательных сил в районе авиакатастрофы самолета Минобороны Ту-154.

Сформирован район поиска площадью 10,5 км2.

Район разбит на секторы и распределен между задействованными силами. Поиск организован в круглосуточном режиме. Для подсвечивания береговой линии в темное время направлены прожекторные установки и спецтехника.

В поисках задействованы 27 кораблей и судов, 37 водолазов, 4 вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты.

В ближайшее время в район авиакатастрофы с других флотов дополнительно будут доставлены более 100 водолазов-глубоководников со специальным оборудованием.

Всего в поисково-спасательных мероприятиях принимает участие более 3 тыс. чел.

На аэродроме «Адлер» дежурят группы оказания медицинской и психологической помощи, выделен автотранспорт для перевозки родственников к местам временного размещения на фондах санаторно-курортных учреждений города».

Президент России Владимир Путин сказал, что крушение Ту-154 будет тщательно расследовано.

«Будет проведено тщательное расследование причин катастрофы и сделано все, чтобы оказать поддержку семьям погибших», — сказал он во время экстренной пресс-конференции.

О вероятности теракта

На тему вероятности теракта.

Майор ВВС, летчик инструктор Сергей Красноперов:

— Что могло послужить причиной катастрофы этого лайнера, как вы считаете?

— Об этом скажет только "черный ящик", который поднимут с этого лайнера. Но, как вы говорите, версии — ошибка пилота и отказ техники — это реальные причины, как всегда бывает в таких случаях. Но это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты, это буквально несколько десятков минут, пропадает с экранов радара.

— Сейчас уточнили, что это произошло на седьмой минуте, при наборе высоты или при развороте, по всей видимости, над Черным морем.

— Это значит то, что двигатели работали исправно, топливо было нормальное. Если бы это случилось на взлете, причиной могло быть топливо. Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени.

— Вы имеете в виду версию теракта?

— Конечно. Что очень странно, самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен. Я на них сам летал как пассажир очень часто.

— Почему неисправность самолета вы не рассматриваете? Ведь Ту-154 — самолет далеко не новый.

— Да, но они очень надежные. Я могу рассматривать конструкцию самолета с точки зрения летчика, и поверьте, что связано с управлением самолета, там настолько надежная система управления стоит, не как сейчас электроника, а есть тросовые дублирующие системы, в том числе системы управления самолетом, то есть при отказе одной системы, вступает другая. Учитывая опыт летчиков, которые летают сейчас на этих самолетах, все-таки мне очень странна эта ситуация, что была всего лишь седьмая минута после взлета. Я понимаю, что самолет взлетал с нашего аэродрома, и за ним же следила система электронная наблюдения, так что не могло быть, что кто-то к нему подлетал, во что-то он мог врезаться.

— Изначально сообщали, что он просто пропал сигнал с экранов радаров, но при этом самолет не подавал никаких сигналов бедствия.

— Это говорит о том, что самолет, как и в Шарм-эш-Шейхе, моментально потерял скорость и просто упал в штопорное положение, то есть неуправляемое. В этом случае летчик просто при такой перегрузке, которая в этом случае случается, не только не мог доложить диспетчеру, но и включить сигнал бедствия был не в состоянии. Представляете, лайнер начинает просто сильно вращаться. Поэтому я думаю, произошло разрушение самолета, как это было в Шарм-эш-Шейхе, где скорость у него была сначала 780 км/ч и потом резко стала 170 км/ч, и потеря высоты 1000 м. Сейчас надо посмотреть радары, именно как скорость падала. То есть самолет мог спланировать и сесть на воду. Недавно был случай с Ту-154, когда спасли людей, 37 человек. Летчики тогда смогли посадить лайнер на незнакомое поле при сильным ветре, в сильном снежном буране, и они спасли практически всех людей.
В данной ситуации были простые метеоусловия, если бы что-то случилось с самолетом, с двигателем, он бы просто развернулся, и стал планировать в сторону аэродрома, сел бы в прибрежной зоне. Пускай самолет бы развалился, но летчики, и экипаж, и пассажиры были бы живы, понимаете? А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось. Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что, на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается.

— Разлет осколков при такой скорости, а скорость у него в наборе порядка 600-700 км/ч, уже там он идет свыше, на таком расстоянии вполне может быть. Но если бы самолет падал целый, то такого бы не было разлета осколков, поверьте. Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик, учитывая, что это был рейс в Сирию, и летели музыканты из ансамбля, могли что-то пронести с этими музыкальными инструментами, кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части. Самолет, если он падает, пикирует в воду, просто исчезает, его находят через какое-то время. А тут даже нашли человека уже, который уже в прибрежной зоне пострадал от обломков. Это говорит о том, что обломки падали на землю в беспорядочном падении, значит, он взорвался в воздухе.

Президент ассоциации ветеранов "Альфы" Сергей Гончаров.

- С большой долей вероятности могу утверждать, что это не теракт, по нескольким причинам, – говорит президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. – Первое. Это самолет, который обслуживает Министерство обороны, и, поверьте, дисциплина в Министерстве обороны до сих пор довольно серьезная, и люди, которые обслуживают данные рейсы, они люди проверенные, естественно, имеют все формы допуска, для того чтобы заниматься этой работой.
Второе. На этом самолете летели люди, наши товарищи, которые практически знали все друг друга, и посторонних людей, как я понимаю, никто в этот самолет не подсаживал. И багаж, который там был, естественно, подвергался проверке именно тех людей, которые летели в этом самолете.
Третье. Самолет, как я понимаю, не так долго был в воздухе, акватория морская дает возможности, если бы это был взрыв или какая-то вспышка, то, наверное, появились бы очевидцы, которые могли это видеть или, по крайней мере, могли это зафиксировать. И последнее. Обломки самолета уже обнаружены, значит, они не так далеко разлетелись друг от друга, как бывает при каких-то…
- Полтора километра для моря это расстояние, как вы понимаете, совершенно небольшое. Вот это всё дает мне основания говорить, что надо склоняться, как я понимаю, к версиям или ошибка пилотов, или та заправка, которая проходила, не соответствующая каким-то критериям. В любом случае надо выразить соболезнования всем погибшим. К сожалению, эта трагедия омрачила наши предпраздничные дни. Но в любом случае, я считаю, сейчас Министерство обороны тщательно разберется и поставит точки над i. Единственное, что меня смущает, почему экипаж не смог дать никакой информации диспетчерам. Вот это факт, на который я пока ответить не могу, думаю, ответит следствие.

Сергей Алексеевич, наверняка были в трагической мировой практике похожие события. И почему экипаж, если попытаться сейчас понять на аналогиях на параллелях, не мог сделать самое первое, что, наверное, делает каждый пилот, если понимает, что ситуация выходит за рамки обычной штатной, – подать сигнал бедствия? На примере других ситуаций можете объяснить, как могли развиваться события, почему это могло произойти?

- Если мы говорим с вами о террористическом акте, то при взрыве на борту самолета или в багажном отделении сразу пропадает система связи, и чисто технически командир корабля не может дать диспетчеру никакой информации. По всей видимости, если здесь произошло какое-то техническое замыкание, какая-нибудь техническая проблема, которая не позволила связаться экипажу с диспетчерами (я еще раз повторяю, это проблема, с которой будут разбираться после того, как поднимут обломки)… Если бы это был теракт, на сегодняшний момент в любом случае были бы косвенные данные о том, что произошло в самолете, в частности, вспышка, взрыв или по, по крайней мере, мы бы имели какие-то новые, хоть субъективные или косвенные, намеки на то, что самолет взорвали или он потерпел крушение в воздухе при помощи взрыва.

Из официальных источников:

"Предварительно, во время набора высоты экипаж столкнулся с технической неисправностью критического характера, которая привела к катастрофе", – сказал источник "Интерфакса" в экстренных службах.
Как заявил источник Pravda.ru в оперативном штабе, «пока по предварительным данным ситуация следующая. Пилот и экипаж, а в случае Ту-154 он увеличенный, были профессиональными, у них не было летных происшествий – все практически уверены, что это не человеческий фактор. Капитан профи, штурман участвовал в посадке "кувыркающегося" Ту-154.
Это не теракт тоже с вероятностью близкой к единице – самолет обслуживается, контролируется в специальной зоне, контроль в аэропорту Сочи жесткий еще со времени Олимпиады. Погодные условия, скажем так, не самые лучшие, вчера закрывали Симферополь по погоде и Сочи был запасным, но они все же были летными. Если, конечно, лайнер не попал в случайно образовавшийся внезапный смерч. Или в стаю птиц, которая "заткнула" все двигатели одновременно на взлете, в момент полной тяги – там же орнитопарк рядом.Вероятнее всего техническая неисправность, причем настолько мгновенная и критическая, типа переключения стабилизатора на пикирование в Ростове, что экипаж не успел ее ни отработать, ни сообщить. Потому, что даже отказ двух двигателей на Ту-154 не убивает, экипаж так или иначе посадил бы лайнер на воду.

И глупо, когда говорят про старый самолет, про "его же уже запретили". Его не запретили, а вывели из использования коммерческими авиакомпаниями, потому что он потребляет ну очень много топлива, по шуму превышает нормы, и действительно его внутренняя обстановка не сравнится с "Боингом" или "Аэробусом". У самолета нет "старости", у него есть летная годность – он либо годен летать, либо нет. В США вон "Дугласы" 50-60 годов летают. Я скажу больше, "черные ящики" – параметрические самописцы уже лоцированы, их будут поднимать специалисты с батискафами. Все обломки и тела, естественно, тоже будут подняты – 70 метров сейчас уже доступная глубин». То, что случилось – несомненной трагедия. В причинах разберутся, поскольку следствие взято под самый плотный контроль на самом высоком уровне. Дополнительную информацию дадут и расшифровки черных ящиков. Сейчас уже начали поднимать тела погибших. По сообщению ТАСС, к полудню, было обнаружено и поднято четыре тела.

В Сочи создан и работает оперативный штаб по приёму родственников погибших пассажиров самолёта. В аэропорту Сочи дежурят бригад психолого-психиатрической помощи. Мэр города провел экстренное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. "Корреспондент «Коммерсанта» в Краснодарском крае передает, что местные жители в момент катастрофы не видели вспышки и не слышали взрыва",- отмечает пресса.
Также источники Politonline.ru в ФСБ России объяснили, зачем проводится проверка всех подходивших к лайнеру, обслуживавших его и занимавшихся технической подготовкой. "Версия теракта не является приоритетной, но она также должна быть отработана. Да, ФСБ проверяет всех, контактировавших с погибшим бортом, отсматриваются записи, проводятся опросы – для исключения версии, а не потому, что это "тайно расследуют".

Летчик-испытатель, Герой РФ, Анатолий Кнышов:

- Ту-154 это вполне надежный самолет, который эксплуатируется не только в Министерстве обороны, но и в гражданской авиации. Он зарекомендовал себя своей надежностью, комфортабельностью. То, что на этом борту находились военные специалисты, говорит о том, что самолет был в полной готовности. Потому что перед каждым вылетом проходит проверка - данный тип самолета, у него есть определенный допуск, сертификация летной годности.
То, что произошло… В авиации все может быть, но после взлета, когда двигатели работают на взлетном режиме и у экипажа нет никакой информации о каких-то неисправностях отдельных систем или двигателей, в противном случае, если такая информация была бы, летчик по инструкции развернулся бы, произвел посадку на аэродроме вылета. В данной ситуации можно говорить о том, что, видимо, что-то все-таки на борту было. Потому что просто так самолеты не падают, аварийно не садятся. Но почему экипаж не сообщил информацию о том, что с ним произошло, это тоже вопрос.

- Какие есть варианты полного выхода из строя систем на борту?

- Один из вариантов - это отказ трех двигателей. Но в любом случае экипаж информирует диспетчерскую службу, информирует Министерство обороны о той или иной причине. В данной ситуации, на мой взгляд, резкая потеря связи, резкая разгерметизация самолета привела к тому, что экипаж не смог, не успел сообщить о той причине, которая у них на борту произошла.

Анатолий Николаевич, сейчас, когда говорят о том, что борт был на дозаправке в Сочи, могло ли некачественное топливо стать причиной ЧП? Или сейчас это скорее исключение из правил?

- Когда происходит дозаправка в любом аэропорту, как на территории РФ, так и за рубежом, экипаж и бригада, которая обслуживает (а я думаю, на этом борту обязательно техническая бригада, которая обслуживает данный тип самолета), они обязательно проверяют по паспорту тип топлива, его характеристики и снимают даже перед заправкой так называемые пробы топлива. Поэтому говорить о том, что это является причиной некачественного топлива, я пока не могу, только комиссия может определить, они обязательно на месте падения самолета возьмут пробы (остатки топлива в любом случае где-то будут находиться). Они смогут узнать и качество топлива, и состояние систем, и готовность экипажа. Потому что в любом случае, если бы было некачественное топливо, невозможен был одновременно отказ трех двигателей, который мог привести к такой катастрофе. Причина взрывного характера. Там есть звуковая сигнализация, световая сигнализация, которая предупреждает экипаж о той или иной неисправности. Вот это предупреждение не сработало. Потому что предупреждение работает для экипажа, выдает информацию с той целью, чтобы экипаж грамотно и правильно выполнял те рекомендации, то, что они отработали уже в наземных условиях. Грустно, что это происходит с нашими коллегами, именно из Министерства обороны, именно с теми, кто направлялся туда, в горячую точку, где могли бы поддержать наших военнослужащих перед Новым годом. Это трагедия, которую мы все будем переживать.

Сейчас поиски ведутся. В том числе появилась информация, что поиски самолета в акватории Черного моря ведут 7 морских судов, к поискам подключился вертолет Ми-8 из аэропорта Сочи. Но ведь была информация, что возможная точка, где самолет потерпел катастрофу, это в горах. Можете объяснить, почему сейчас такая противоречивая информация приходит?

- Любой самолет, который вылетает, за ним следят диспетчерские службы, локаторы и помогают экипажу правильно выстроить траекторию выхода на маршрут. Если они куда-то уклоняются, диспетчер говорит: вы уклоняетесь. Потому что на этой воздушной трассе находится, возможно, несколько типов самолетов - на встречном направлении, на попутном направлении. И диспетчерская служба контролирует и отвечает в какой-то степени за безопасность нахождения на этой трассе. Но если даже диспетчерская служба, локаторы не смогли заметить, где находится метка от этого типа самолета… Потому что у каждого диспетчера на экране высвечивается тип самолета и его позывной. И вот при пропадании этой метки сразу же дается команда поисковой службе (в данном случае это вертолеты, которые производят сейчас поиск в районе возможного пропадания метки). А ситуация в горах может быть такая, что они опустились ниже зоны обнаружения.

- А с чем это может быть связано такое поведение экипажа?

- Это мог быть взрывной характер самого самолета, то есть мог произойти взрыв, и никто не смог сообщить - ни корреспонденты, которые там находились, ни сам экипаж. Ничего другого я не могу здесь предположить.

PS. Погиб практически весь хор ансамбля Александрова


Погибший директор департамента культуры МО РФ.


Елизавета Глинка. Она так же находилась на борту разбившегося самолета.


Погибшие журналисты.

PS2. Относительно радующихся уродов из Украины и России, то по этому поводу можно отметить, что в такие моменты хорошо проявляется разница между людьми и моральными уродами.

Алексей Пушков: Погибшие в катастрофе — герои войны с террором

Председатель Комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике Алексей Пушков прокомментировал авиакатастрофу в Сочи.

«Погибшие в катастрофе летели в Сирию поддержать наших военных. Все они — герои войны с террором. Их полет, их порыв был прерван. Их дух жив», — написал он.

Напомним, при выполнении планового перелета из аэродрома Сочи после взлета самолет Ту-154 исчез с радиолокационных радаров. Позже в военном ведомстве сообщили, что в 1,5 километрах от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров обнаружены фрагменты корпуса Ту-154. Среди пассажиров были журналисты Первого канала, НТВ, телеканала «Звезда», музыканты ансамбля имени Александрова, а также Доктор Лиза.

Президент России Владимир Путин объявил в стране общенациональный траур в связи с крушением российского самолета в Черном море.

Об этом он заявил во время экстренной пресс-конференции.

«Завтра в России будет объявлен общенациональный траур», —заявил Путин.

Напомним, при выполнении планового перелета из аэродрома Сочи после взлета самолета Ту-154 он исчез с радиолокационных радаров. Позже в военном ведомстве сообщили, что в 1,5 километрах от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров обнаружены фрагменты корпуса Ту-154. Среди пассажиров были журналисты Первого канала, НТВ, телеканала «Звезда», музыканты ансамбля имени Александрова, а также Доктор Лиза.

Депутат Госдумы РФ, певец, Иосиф Кобзон должен был лететь на разбившемся над Черным морем самолете Ту-154 Миноборны РФ в Сирию. Об этом 25 декабря сообщает ТАСС со ссылкой на народного артиста.

«14 числа у нас был концерт с ними в Колонном зале, и Валерий Халилов (руководитель ансамбля им. Александрова - прим.) просил меня с ними полететь, но я сказал, что у меня медицинская виза и я должен лететь на лечение, тем более, что я вместе с ними и с Халиловым побывал в Сирии один раз. Поэтому я сказал – в следующий раз как-нибудь. Но видите, как следующий раз обернулся»

Сказал Кобзон.

Он заверил, что, если ему предложат, он будет готов вновь выступить для российских военнослужащих в Сирии.

«Я искренне сожалею, для меня это просто шоковое известие. Это большая трагедия для культуры, для армейской аудитории. Они летели на боевое задание»

Российский телеканал опубликовал первое видео обломков разбившегося Ту-154

Российский телеканал Лайф показал первые кадры с места крушения самолёта Минобороны РФ, который упал в акваторию Чёрного моря. На присланных кадрах видны обломки военного борта Ту-154, находящиеся в воде.

СМИ опубликовали видео спасательной операции в районе падения Ту-154

Появилось первое видео спасательной операции в районе крушения самолёта Минобороны Ту-154.

Напомним, при выполнении планового перелета из аэродрома Адлера после взлета самолета Ту-154 он исчез с радиолокационных радаров. Позже в военном ведомстве сообщили, что в 1,5 километрах от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров обнаружены фрагменты корпуса Ту-154. Среди пассажиров были журналисты Первого канала, НТВ, телеканала «Звезда» и 68 музыкантов ансамбля имени Александрова, а также Доктор Лиза.

Участники расследования авиакатастрофы Ту-154 над Черным морем посекундно восстановили обстоятельства крушения лайнера. Об этом пишет «Коммерсант» .

В день крушения Ту-154 должен был совершить два тренировочных полета по перевозке войск (пассажиров), техники и грузов. Первый полет прошел штатно, но второй «с самого начала не задался». По мнению экспертов, командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле - во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Волков якобы «никак не мог понять», с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы.

В итоге лайнер поднялся в воздух в 5:24 с курсом 238°. Уже на седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, по мнению участников расследования, возникла особая ситуация: «Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели». Капитан упустил контроль над параметрами взлета сам и отвлек от работы коллег, считают эксперты.

Затем Волков задал Ту-154 правильный тангаж 15°, но почти сразу же совершил первое «нелогичное» действие, отклонив штурвал от себя и замедлив набор высоты. На 53-й секунде полета, когда Ту-154 поднялся всего на 157 метров, Волков приказал убрать закрылки, хотя по регламенту это нужно делать на высоте 500 метров. Сам он при этом продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге лайнер на отметке в 231 метр перешел на снижение.

Самолет начал быстро (по 6–8 метров в секунду) терять высоту, сработали предупреждения экипажа об опасном сближении с землей. Однако никто из летчиков не обратил на это внимания.

На высоте в 67 метров сработала сигнализация «Левый крен велик», а когда до воды оставалось 34 метра, Волков повернул штурвал до упора вправо, пытаясь исправить ошибку, но было уже поздно. На 73-й секунде полета Ту-154, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул. В момент столкновения левый крен был около 50°, а приборная скорость - 540 километров в час.

По мнению экспертов, катастрофе сопутствовали усталость и слабая профессиональная подготовка экипажа. Капитан Волков потерял ориентировку в пространстве, попав во власть так называемых соматогравитационных иллюзий. Вестибулярный аппарат «подсказал» ему, что самолет слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета.

Ту-154, летевший из Сочи в Сирию , потерпел крушение над Черным морем 25 декабря 2016 года. На его борту находились 92 человека, все они погибли. Среди жертв крушения оказались артисты ансамбля имени Александрова и Елизавета Глинка (Доктор Лиза).

В конце мая Минобороны огласило часть итогов расследования катастрофы Ту-154. Комиссия отвергла версии с некачественным топливом, перегрузкой и воздействием внешних факторов. По данным военного ведомства, катастрофа, скорее всего, произошла из-за нарушения пространственной ориентировки командира.

В прошлом году, 25 декабря, разбился пассажирский самолет Ту-154, летевший в Сирию с ансамблем имени Александрова на борту. В результате крушения погибли все, кто находился в самолете. С тех пор было выдвинуто много версий случившегося. Однако финального подведения итогов расследования так и не было. Согласно официальному сообщению СК РФ , которое ведомство выпустило через год после катастрофы, на борту Ту-154 точно не было теракта.

Ровно год назад произошла одна из крупнейших авиакатастроф в новейшей истории России. В Черное море рухнул пассажирский самолет Ту-154 Б-2, который принадлежал российскому Минобороны. В результате трагедии погибли все 92 человека, находившихся на борту лайнера - 84 пассажира и восемь членов экипажа.

Самолет совершал рейс по маршруту Москва - Латакия, он должен был доставить легендарный ансамбль Минобороны РФ имени Александрова на авиабазу «Хмеймим» в Сирии. Там музыканты должны были дать праздничный концерт для российских военнослужащих, которые участвовали в операции на сирийской территории. Машина должна была совершить промежуточную посадку в Моздоке, но из-за плохих погодных условий «тушка» села в Адлере неподалеку от Сочи, где и пополнила запасы топлива.

Изображение доступно для просмотра в очках виртуальной реальности

В поисковую группу вошли порядка 3,5 тыс. человек, было привлечено 45 кораблей (в том числе 7 судов Черноморского флота), 192 водолаза, глубоководные аппараты, 12 самолетов и 5 вертолетов, а также беспилотные летательные аппараты. Россиянам также помогали сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям Абхазии.

Через несколько часов операции агентства передали страшную новость: выжить в катастрофе не удалось никому. Среди разбившихся были артисты хора и балета ансамбля Александрова, в том числе балетмейстер-постановщик народный артист РФ Вячеслав Ермолин, худрук ансамбля генерал-лейтенант Валерий Халилов , три съемочные группы телеканалов «Звезда», «Первый канал» и «НТВ».

Погибла в результате трагедии и известный правозащитник, глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.

Ранее она принимала участие в различных благотворительных акциях, а также получила известность, благодаря спасению детей из зоны конфликта в Донбассе. Глинка оказалась чуть ли не единственным человеком, чья деятельность была положительная оценена официальными лицами как России, так и Украины.

Соболезнования в связи со случившимся российской стороне тогда выразили руководители многих государств, главы крупнейших религиозных конфессий, деятели искусства России и других стран. 26 декабря в РФ и соседней Белоруссии был объявлен днем траура.

Только на третий день операции был найден первый - речевой - «черный ящик» разбившегося Ту-154. А еще через день был найден второй параметрический бортовой самописец. 29 декабря была завершена активная фаза поисковой операции. Всего были обнаружены тела 20 человек и многочисленные останки. Найденные тела и фрагменты тел жертв катастрофы отправлялись в Москву для проведения опознания и генетической экспертизы. В тот же день прошли первые похороны жертв катастрофы, их предали земле на Военном мемориальном кладбище в Мытищах.

Во время поисков нашли и большое количество обломков рухнувшего самолета. Они находились на расстоянии 1,7 тыс. метров от берега и имели радиус разброса 500 метров.

Кроме того, в ходе поисковой операции удалось обнаружить и фрагменты бомбардировщика американского производства Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston, поставленного в СССР по ленд-лизу из США и разбившегося 15 ноября 1942 года. Также на дне моря было найдено несколько неразорвавшихся авиабомб, которые затем были уничтожены.

Сразу после трагического происшествия Военный следственный отдел Следственного комитета (СК) Российской Федерации по Сочинскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье 351 УК РФ («Нарушение правил полётов, повлёкшее тяжкие последствия»). Позднее дело передали в центральный аппарат СК РФ. Оказывало помощь в следственной работе и ФСБ РФ .

Ряд экспертов обратили внимание на то обстоятельство, что площадь разброса обломков воздушного судна очень велика, что могло говорить о взрыве на борту Ту-154, который произошел в результате теракта или диверсии. Однако в первый же месяц расследования несколько СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что следствие исключает версию о теракте.

Позже министр транспорта РФ Максим Соколов пояснил журналистам, что большой разброс обломков связан с сильным течением в Черном море, которое и отнесло фрагменты лайнера в сторону абхазского побережья.

Однако еще 29 декабря состоялась пресс-конференция о предварительных итогах расследования. В ней участвовал все тот же Соколов и начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов . Они заявили, что, по данным радиообмена, на борту вскоре после взлета произошла «особая ситуация». Как следовало из данных речевого самописца, последними словами членов экипажа был крик: «Командир, мы падаем!».

Также работа с «черными ящиками» показала, что закрылки лайнера были убраны не синхронно, что могло привести к опрокидыванию воздушного судна. В ГСУ тогда же возникла версия о том. что причиной гибели Ту-154 мог стать отказ гидросистемы самолета, что привело к полной утрате способности экипажа управлять машиной. А отказ гидросистемы мог произойти из-за короткого замыкания в одном из двигателей лайнера.

К марту 2017 года техническая часть расследования катастрофы была завершена. Выводы экспертов довольно сильно расходились с первоначальными версиями случившегося. Так, из них следует, что самолет не упал резко в море, а разбился при посадке на воду в управляемом полете (вместо продолжения набора высоты командир начал снижение). Причиной катастрофы, по мнению специалистов, могла стать дезориентация пилота в пространстве: якобы в темноте, над морем, он не контролировал визуально положение лайнера, поскольку не видел впереди ни ориентиров, ни даже горизонта.

26 апреля 2017 года «Газета.Ru» опубликовала материал, согласно которому причиной катастрофы была перегрузка самолета. По словам источников «Газеты.Ru», после дозаправки в Адлере вес самолета составил около 110 тонн вместо нормативных 98, причем экипаж о перегрузе не знал.

«Возможно, в самолет поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу», - сказал тогда собеседник издания. На следующий день Следственный комитет РФ официально заявил, что версия о перегрузке самолета не соответствует действительности.

24 мая 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что окончательная версия причины катастрофы «ясна на 99%» и пообещал в скором времени назвать ее. В конце мая в различных СМИ были опубликованы сведения со ссылкой на источник в Минобороны о том, что к крушению самолета привела ошибка командира экипажа майора Романа Волкова .

Еще одной версией случившегося стало предположение о том, что в кабине экипажа в кресле второго пилота находился посторонний человек, не обученный и не допущенный к полетам, который перепутал рычаги, убрав закрылки и оставив шасси.

По данным «Новой газеты», этот человек был военным летчиком, имевшим большой опыт, однако летавшим на других самолетах и занимавшим должность старшего инструктора-летчика службы летной подготовки войсковой части № 42829. Его фамилию решено было не называть по этическим соображениям. Портал «Блокнот - Новости Краснодара и Краснодарского края», впрочем, написал, что посторонним был подполковник Андрей Колосовский , который за день до катастрофы Ту-154 получил звание «Заслуженный военный летчик» из рук президента России Владимира Путина .

Как бы то ни было, на сайте МО РФ информация о завершении расследования не была приведена, официального пресс-релиза опубликовано не было, и пресс-конференция по итогам расследования не проводилась.

После чрезвычайного происшествия в интернет попал кадр, сделанный через несколько секунд после взлета Ту-154. На нем видна вспышка на борту лайнера, которую некоторые эксперты истрактовали как взрыв. Однако из-за низкого качества съемки и темного времени суток сделать вывод о том, что же именно запечатлено на этом кадре, не представляется возможным.

При этом официальный представитель СК РФ Светлана Петренко в понедельник, 25 декабря, подчеркнула, что версия теракта на борту самолета исключена. Таковы результаты многочисленных экспертиз.

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Декабрь 2016-го оставил в историческом календаре России очередную страшную дату. Ровно год назад над Черным морем Катастрофа унесла жизни 92 человек. Летчиков, наших коллег журналистов, знаменитого врача-волонтера Елизаветы Глинки. И 64 военных музыкантов Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Двадцать пятого декабря 2016 года легендарный коллектив потерял своих лучших солистов, первый состав. Пассажиры военного рейса летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить с наступающим Новым годом российских солдат и офицеров, второй год освобождавших Сирию от террористов. Причины катастрофы не выяснены до конца и сегодня. Об актуальных версиях — в материале РИА Новости.

Старый, но надежный

Борт RA-85572 сложно было назвать новым. Его построили на Куйбышевском авиационном заводе в 1983 году. К декабрю 2016-го 33-летний Ту-154 успел налетать 6689 часов. Впрочем, для самолетов этого типа предельный возраст — 40 лет, а ресурс — 60 тысяч летных часов. За все время эксплуатации он ни разу серьезно не ломался, а последний плановый ремонт прошел в 2014 году. За несколько дней до катастрофы с бортом возникли некоторые трудности — аэродромные службы обнаружили течь топлива из крыльевого бака. Но неполадки были оперативно устранены, работы — приняты военной приемкой. Перед вылетом 25 декабря 2016 года борт прошел все необходимые проверки, его признали полностью исправным и готовым к длительному перелету.

Самолет взлетел после дозаправки в аэропорту Сочи в 05:25 по московскому времени. Лайнер пилотировал 35-летний майор Роман Волков, налетавший за свою практику более трех тысяч часов. Погодные условия в то утро были благоприятными: видимость — около 10 километров, температура воздуха минус пять градусов, высота нижней границы облаков — 1000 метров, скорость ветра не превышала четырех метров в секунду. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы (ВПП) произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час. Экипаж сделал два поворота на 90 градусов вправо по борту и взял курс на восток. В 05:27 Ту-154 пропал с экранов радаров и упал в море в 1,6 километра от берега и в шести километрах от края ВПП. Полет продлился всего 70 секунд.

Вскоре после трагедии военный следственный отдел Следственного комитета (СК) по Сочинскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье 351 УК России — "Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия". Позднее дело передали в центральный аппарат СК. Оперативное сопровождение расследования взяла на себя ФСБ России. Кроме того, была создана комиссия Минобороны во главе с замминистра, генералом армии Павлом Поповым. Как сообщил в конце декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Байнетов, изначально отрабатывалось более 15 версий крушения самолета. Позже их количество уменьшилось.

Человеческий фактор

Первые версии причин крушения на следующий день после авиакатастрофы озвучила ФСБ России: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета. Представители следствия подчеркнули, что борт не перевозил грузов военного или двойного назначения. Признаков совершения диверсии или теракта также не было обнаружено. В Сочи на борт самолета поднимались только два пограничника и таможенник.

Экспертное сообщество тоже озвучило несколько версий, в том числе и достаточно экзотических. В частности, предполагалось, что по Ту-154 могли открыть огонь из переносного зенитно-ракетного комплекса, что повлекло за собой разрушение планера в воздухе. Кроме того, специалисты не исключали, что роковую ошибку мог совершить второй пилот Александр Ровенский, перепутавший рычаги управления шасси и закрылками. По этой причине самолет не смог набрать высоту, начал падать и ударился хвостовой частью о воду.

Минобороны назвало возможную причину катастрофы Ту-154 над Черным морем По мнению комиссии по расследованию авиапроисшествия, самолет мог разбиться из-за ошибочных действий командира экипажа в результате "нарушения пространственной ориентировки".

Позже специалисты изучали вопрос загруженности судна. В апреле в СМИ появилась информация о том, что крушение могло произойти из-за перегруза лайнера. Тогда журналисты утверждали, что вместо нормативных 98 тонн вес самолета при взлете якобы составил более 110 тонн. В результате Минобороны не нашло "нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза".

"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки — ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям", — в конце мая озвучили свою версию представители военного ведомства.

Точку ставить рано

Ранее к схожим выводам пришли журналисты газеты "Коммерсант", опубликовавшие собственное расследование, подкрепленное комментариями информированных источников. Утверждалось, в частности, что пилот Роман Волков стал испытывать затруднения в определении своего местоположения еще на земле — он никак не мог понять, с какой из двух полос ему предстоит взлетать. По данным издания, командир воздушного судна перестал ориентироваться в пространстве сразу после взлета. Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал полагаться на собственные физиологические ощущения. Вестибулярный аппарат "сообщил" ему, что машина слишком быстро набирает высоту, поэтому майор начал опускать нос самолета. Это, как пишет "Коммерсант", и привело к крушению.

Впрочем, поставить точку в выяснении причин катастрофы должен Следственный комитет, который уже несколько раз продлевал сроки расследования. В прошлую среду знакомый с ситуацией источник сообщил РИА Новости, что специалистам понадобится еще несколько месяцев. По его словам, неоднократные приостановки обусловлены необходимостью проведения дополнительных следственных действий и сбора исчерпывающих доказательств по уголовному делу.

"Вполне возможно, что это — не последнее продление срока следствия в связи с тем, что сейчас проводится сложная экспертиза, завершить которую в короткие сроки не представляется возможным", — подчеркнул источник.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...