Боязнь самолетов: причины, симптомы, лечение. Как не бояться летать на самолете: советы победивших аэрофобию Боязнь летать

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Боязнь летать в самолете называют аэрофобией, и это достаточно распространенный в современном мире страх. Поскольку самолеты давно стали основным и самым удобным способом перемещения, страх полетов часто вызывает серьезные неудобства. Боязнь самолетов может иметь разные причины: турбулентность, полеты над водой, периоды взлета и посадки, страх перед замкнутыми пространствами и высотой, потеря контроля над ситуацией, и т.д. Однако, как правило, основной причиной аэрофобии является просто недостаток знаний о том, что происходит во время полета. Чтобы избавиться от боязни летать в самолете, иногда нужно просто узнать немного о самолетах. Ниже мы расскажем вам, как перестать бояться летать на самолете.

Популярные ошибки

  • Размышляя о том, как перестать бояться летать на самолете, многие прибегают к помощи алкоголя. Это решение может не лучшим образом сказаться на вашем состоянии и лишь усилит тревожное состояние. Кроме того, сухой воздух в самолете в совокупности с алкоголем вызовет обезвоживание организма, и к психологическому дискомфорту добавится физический. И раз уж мы говорим о напитках, стоит помнить, что кофеин - тоже не лучший друг в этой ситуации: он может привести нервную систему в возбужденное состояние.
  • Боязнь самолетов заставляет многих обратиться к изучению статистики. Что же они там видят? Множество фраз о том, что самолеты - самый безопасный вид транспорта, и что случаи авиакатастров редки. Но всего одно маленькое, даже случайно увиденное упоминание об авиапроисшествии затуманивает разум, и вот человек уже изучает Интернет в поисках статистики катастроф своей авиакомпании, модели самолета, страны. Стоп! Концентрируясь на негативе, вы только усилите свой страх.

Как бороться с аэрофобией

Для начала стоит осознать степень выраженности вашего страха. Если в связи с полетом на самолете вы испытываете неконтролируемые панические атаки, не только психологические, но и физические трудности (мышечное напряжение, затрудненное дыхание), то лучшим решением будет обратиться к психологу, который подскажет, как избавиться от аэрофобии полностью или свести ее проявления к минимуму.

Если же вы чувствуете, что вы в силах бороться со страхом самостоятельно, ниже мы приведем несколько советов по борьбе с аэрофобией:

  • Примите свой страх. Вы далеко не единственный человек, который боится летать. По статистике, аэрофобией в той или иной степени страдают около 25-30% взрослого населения планеты. В этом нет ничего стыдного, поэтому просто признайтесь себе, что боитесь. Если есть необходимость, вы можете уведомить о своей боязни самолетов бортпроводников, и они постараются сделать перелет для вас комфортнее.
  • Отвлеките внимание. Не зацикливайтесь на процессе полета, вместо этого займитесь тем, что принесет вам удовольствие. Обязательно возьмите с собой интересную книгу, зарядите ноутбук или планшет, закачайте интересные приложения или приятную музыку в смартфон. Все, что повысит настроение, вместе с тем уменьшит ваш страх. Кроме того, запаситесь любимыми лакомствами, ведь еда - отличный помощник в борьбе со стрессом. Особенно полезным будет горький шоколад. Подробнее о том, чем можно заняться в самолете, читайте в нашей статье "Дорога под облаками: чем заняться в самолете" .
  • Вдох - выдох! Расправьте плечи и глубоко вдохните, сконцентрируйтесь на дыхании. Это поможет успокоиться. Ведь не зря все медитативные техники так подчеркивают важность правильного дыхания.
  • Доверьтесь профессионалам. Экипаж самолета - это первоклассно обученные специалисты своего дела. Борт самолета - механизм с высокими параметрами безопасности. Не многие знают, но все жизненно важные системы в самолетах имеют иногда даже не по одной, а по несколько запасных копий: два двигателя, четыре тормозные и три топливные системы, три системы управления и т.д. Стоит ли бояться, когда вы в таких надежных руках?

Напоследок стоит сказать о турбулентности. То, что вызывает самый большой страх, на самом деле, не несет абсолютно никакой опасности для полета. Ее можно сравнить с неровностями на дороге, и не более того. Это лишний раз говорит о том, что вместо того, чтобы включать воображение и представлять худший сценарий, стоит просто узнать о полетах побольше.

Надеемся, что эта статья была вам полезна, и вы узнали больше о том, как справиться с боязнью летать в самолете.

боятся летать на самолете . Страх полета – самый распространенный тип фобии в современном мире.

Аэрофобия это боязнь летать, а в более широком значении - страх холодного воздуха и сквозняков .

Aero (анг.) – воздушный, phobia (англ.) – фобия, страх, боязнь. Психология выделяет еще один тип фобии – авиафобия. Авиа – авиационный, связанный с самолетами. Понятия аэрофобия и авиафобия близки по своему значению, поэтому чаще всего их используют, подразумевая единый формат страха – страх перелетов.

По статистике, около 25% населения в возрасте более 25 лет боятся лететь.

В связи с этим, многие отказывают себе в удовольствии увидеть мир, посетить близких людей, поменять место жительства и т.п. Основной причиной, провоцирующей возникновение и развитие аэрофобии – страх возможного крушения самолета. В момент посадки в самолет и в процессе полета такие люди испытывают сильный стресс, пережить который еще раз возможно только в случае крайней необходимости.

Часто страх полета присутствует у человека совместно с другими аналогичными фобиями: страхом закрытых пространств, высоты, пожаров, смерти. Люди боятся не столько лететь, сколько тех условий, в которых проходит полет. Поэтому его считают симптомом, а не болезнью.

Причины

В связи с распространенностью страха перед полетами, психология активно исследует этот тип фобии. И, прежде чем назначать лечение, необходимо разобраться в причинах панических состояний. Они индивидуальны, но существуют наиболее распространенные причины, встречающиеся у большинства населения:

  1. Стресс, пережитый во время перелетов, часто провоцирует возникновение фобии. Это может произойти в период сильной турбулентности, жесткой посадки, плохих погодных условий. В этот момент человек погружается в негативные ассоциации, представляет падение самолета, гибель людей. Страх может оказаться настолько сильным, что происходит его «закрепление» в психике, становится страшно лететь.
  2. Реально произошедшие авиакатастрофы, освещенные в СМИ. В советские времена такую информацию держали в тайне, поэтому мы думали, что наши самолеты не падают. Сейчас, каждое событие подобного рода активно обсуждается на телевидении, в газетах и журналах. А с развитием интернета утаить крушение стало практически нереально. Наша психика устроена таким образом, что любая информация, несущая негатив, сохраняется в подсознании, формируя настороженное отношение к перелетам .
  3. Страх перед реакцией собственного организма. Чаще всего такая причина страха полетов бывает у людей со слабой сердечно-сосудистой системой. Самолет поднимается в небе на высоту около 14000 м., чтобы корпус выдержал подобную нагрузку и мог лететь с высокой скоростью, внутри понижается давление, а при посадке – вновь повышается. От такого воздействия, меняется давление человека.

Люди, не уверенные в своем здоровье, должны иметь при себе таблетки и лекарства, поддерживающие давление в норме, т.к. кроме плохого самочувствия и кровотечений существует угроза инфаркта.

  1. Внутренние, психологические причины. К ним относится отсутствие контроля над машиной, необходимость довериться пилоту. Чаще всего, ей подвержены самодостаточные и успешные люди, способные делать бизнес и управлять сотнями и тысячами подчиненных, которые на первый взгляд никого не боятся. Излишняя самоуверенность и ответственность не позволяет им позволить кому-то управлять и влиять на их жизнь. Страх полетов может быть единственным страхом в их жизни, но имеющим серьезное влияние.

Исходя из того, что такое аэрофобия и почему людям так страшно лететь, психология разделяет страх полета на несколько видов, в зависимости от основной причины и распространенности:

  • Страх перед катастрофой, страх смерти – наиболее часто встречающийся вид боязни перелетов;
  • Страх перед высотой. Существует как отдельный тип фобии (акрофобия), так и в связи с перелетами. Люди, страдающие таким видом страха, так же боятся высотных домов, мостов, лифтов и т.п.;
  • Страх замкнутого пространства , или клаустрофобия;
  • Боязнь довериться другим людям, потерять контроль над ситуацией;
  • Склонность к паническим и навязчивым состояниям;
  • Страх потерять контроль над собой;
  • Боязнь турбулентности. Обычно связана с технической неграмотностью людей, незнанием физических законов;
  • Боязнь большого скопления людей.

Симптомы

В большинстве случаев, человек не сразу догадывается, что склонен испытывать боязнь полетов. Первоначально, он диагностирует у себя легкую тревожность, которую списывает на стресс, усталость, новые впечатления и т.п. Со временем, симптомов становится все больше, человек всегда берет с собой в путешествие успокоительное средство. Если болезнь усугубляется – надо назначать лечение, совмещающее прием лекарств и работу с психологом.

Аэрофобия, как и любое другое психическое заболевание, проявляется индивидуально, однако также имеет общие симптомы, по которым ее определяют

  1. Физиологические. К ним относятся все телесные проявления:
  • Напряжение в мышцах, дрожание рук и ног, когда сложно делать простейшие движения – в виде завязывания шнурков;
  • Дыхание сбивается, становится учащенным, симптом может проявляться как нехватка воздуха;
  • Боли в области груди, сердце колотится;
  • Дискомфорт в животе, тошнота;
  • Бросает в пот, становится жарко;
  • Кружится голова, появляется слабость, любые движения даются с трудом;
  • Пересыхает во рту;
  • Лицо краснеет или бледнеет.

  1. Психологические:
  • Паника задолго до полета, трудности с переключением внимания;
  • Навязчивые негативные картинки в сознании, в воображении рисуется авиакатастрофа, гибель близких;
  • Излишнее внимание любым действиям экипажа, техническому состоянию самолета, поиск негатива;
  • Ухудшается память, все мысли сосредоточены только на предстоящем полете;
  • Человек детально изучает все случаи авиакатастроф, обращает пристальное внимание на них;
  • Желание убежать из аэропорта, отменить поездку.

В большинстве случаев, если нет возможности принять успокоительное, люди стремятся бороться с паникой посредством алкоголя. Он затуманивает мозг, снижает тревогу и страх перед полетом. В последний период времени, в СМИ поступало много информации о зачинщиках ссор и драк на борту самолета в связи с сильным алкогольным опьянением. Психология не рекомендует использовать этот способ успокоения – облегчение бывает временным и приносит много неудобств пассажирам и экипажу, а так же может негативно сказаться на организме человека.

Если не лечить

В своих крайних проявлениях аэрофобия опасна для человека. Психическое состояние с каждым полетом становится все более неустойчивым, человек начинает чаще чувствовать панические состояния, даже когда находится на земле . Его преследуют кошмары, в которых воздушное судно падает, гибнут все пассажиры, находящиеся на борту. Как следствие - может возникнуть бессонница, больной становится нервным, раздражительным, перестает делать каждодневные обязанности. Портятся отношения с близкими людьми, возникают проблемы на работе. Отпуска проходят однотипно, в пределах железнодорожного или автомобильного сообщения. В плане здоровья – картина выглядит не лучше. Страдающие фобией часто имеет проблемы с сердечно-сосудистой системой организма. Они чаще других подвержены инсультам и инфарктам и проходят курсы лечения у невролога.

Если же человек, страдающий панической боязнью полетов, все равно вынужден пользоваться данным видом транспорта, и не признает таблетки – то единственным способом унять тревогу становится алкоголь. Частое употребление может привести к алкоголизму, лечение которого редко бывает эффективным, если не устранить причину. Вот почему среди алкоголиков высокий процент людей, страдающих разными видами страхов.

И в заключение

Даже если вы обнаружили у себя многие из перечисленных симптомов – не стоит паниковать. Понимание того, что такое аэрофобия, откуда она берется и почему имеет сильное влияние - будет являться преимуществом в борьбе за психическое и физическое здоровье. Аэрофобия очень распространенное явление, особенно в нашем неспокойном мире, в период войн и терактов. Она бывает связана с другими видами страхов, такими как страх высоты, замкнутого пространства, скопления людей и др., а так же может существовать самостоятельно. На усиление фобии могут влиять неприятные события, произошедшие в полете со знакомыми, близкими людьми, задержки рейса, информация о технических неполадках, негативно настроенные попутчики и т.п.

От аэрофобии надо избавляться – преодолевать свои страхи самостоятельно или проходить лечение у психолога, т.к. со временем она начнет влиять на образ жизни.

Существуют примеры, когда успешные и знаменитые личности перестали делать над собой усилие и потеряли перспективные проекты, возможности карьерного роста, или даже близких людей из-за своего страха. Не надо бояться самолетов – ведь по статистике вероятность авиакрушения крайне минимальна, и в ДТП ежедневно гибнут в сотни или тысячи раз больше людей. Аэрофобия, как и любой другой страх, не должна мешать жить полной и насыщенной жизнью.

Не все путешественники, которым приходится совершать полеты, не боятся летать. К сожалению, около 70% сидящих на борту испытывают такой страх. Как не бояться летать на самолете? Можно ли справиться с боязнью? Попробуем разобраться в этой статье.

Почему люди боятся летать на самолете?

Причин такого страха может быть много. И в каждом случае они будут индивидуальными. Не все могут справиться со страхом и паническим состоянием, которое уже свидетельствует о развитии фобии. Существует несколько причин такого поведения.

Во-первых, страх летать может передаваться на генетическом уровне. Возможно, кто-то из предков испытывал такой страх, не смог справиться с ним вовремя. Боязнь может не тревожить пассажира до определенного момента. Например, он может появиться после прослушивания новостей об авиакатастрофе.

Во-вторых, самовнушение. Страх, который развит именно на его основе, считается осознанным. Пассажиру достаточно просмотреть кинокартину про авиакатастрофу или про захват авиалайнера террористами, как он начинает в своей голове гонять мысли и представлять все, что увидел на экране, в реальности.

В-третьих, многие говорят: «Боюсь летать на самолете из-за неприятных физических ощущений». И это не редкость. Самолет взмывает в небо. Организм в это время испытывает определенные физические нагрузки. Пассажир начинает относиться ко всему с осторожностью, повышается давление, учащается пульс, в голове возникают мысли, которые провоцируют панику. Люди, испытывающие такие ощущения, предрасположены к развитию аэрофобии.

У некоторых туристов возникает страх перед первым полетом. И в этом нет ничего удивительного. Организм еще не знает, как воспринимать это. А психологическое состояние постоянно находится на пределе. И тут самое главное не прислушиваться к новостям об авиакатастрофах. Если при первом полете не победить свои страхи, они перерастут в фобию. С ней справиться намного сложнее.

Далее, у многих существуют такое заболевание, как клаустрофобия или боязнь закрытого пространства. Другие боятся высоты, что мешает наслаждаться полетом в полной мере. Еще кто-то переживает, когда находится среди большого скопления людей. В решении всех ситуаций на помощь придут профессиональные психологи.

Развеиваем страхи

Так как многие туристы боятся катастроф, развеять такой страх помогут конструкционные особенности воздушного судна. Оно спроектировано таким образом, что даже в случае поломки оно может спокойно приземлиться. Все системы дублированы. Дубликаты начинают работать после выхода из строя основной системы. Воздушное судно оснащено новейшими системами безопасности.

Далее, профессионализм экипажа воздушного судна всегда находится на высоком уровне. Персонал знает, как действовать в той или другой ситуации. Кроме этого, исправность воздушного судна - приоритет авиаперевозчика. Только так он может нормально зарабатывать на перелетах. Поэтому все системы и механизмы всегда проверяют после приземления и непосредственно перед вылетом.

Что такое аэрофобия

Она представляет собой неконтролируемый, гипертрофированный страх перед полетом на воздушном судне. Он может проявиться как во время авиапутешествия, так и за несколько часов до него.

Его характерные признаки следующие:

  • учащенный пульс и тахикардия;
  • повышенное потоотделение;
  • болевые ощущения в грудной области;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • психологическая напряженность;
  • ощущение усталости;
  • ослабление мышц;
  • беспокойное и нервное эмоциональное состояние;
  • невозможность сконцентрировать внимание на чем-либо.

Эти признаки могут сопровождать и простое волнение перед взлетом. Но и с фобией, и с этим волнением необходимо бороться.

Что делать перед полетом

Если путешествие на воздушном судне не удается отменить, нужно подготовиться к нему правильно. Не стоит читать печальные новости об авиакатастрофах и прочих авариях авиалайнерах. Пройти регистрацию на рейс лучше заранее. Это поможет избавиться от лишнего волнения. При регистрации можно попросить предоставить кресло, которое находится в стороне от иллюминатора.

Совет! В хвостовой зоне лучше не выбирать места. Именно на них чувствуется турбулентность.

Перед полетом не стоит употреблять алкогольные напитки или психотропные препараты. Они могут вызвать неадекватную реакцию, казалось бы, на простую ситуацию, возникшую на борту. Кофе также лучше не пить, так как оно возбуждающе действует на психологическое состояние человека.

Чтобы немного отвлечь себя, можно пообщаться с соседями, познакомиться с персоналом воздушного судна. Будет нелишним перед полетом закачать на телефон или другой гаджет расслабляющую музыку. Их можно слушать во время ожидания вылета и во время полета.

Никто не запрещает спать в салоне воздушного судна. Поэтому, чтобы скоротать время полета, можно взять с собой надувную подушку. В случае ее отсутствия, сотрудники лайнера предоставят ее.

Можно взять с собой книгу или интересный журнал. Не стоит забывать о том, что если пассажира укачивает во время любого путешествия, ему необходимо взять таблетки от укачивания и фруктовые леденцы. Они помогут справиться с неприятными ощущениями.

Если самостоятельно справиться со страхом не получается, лучше обратиться за помощью к психологу. Он проведет несколько сеансов, а также назначит определенные препараты в случае необходимости. Некоторые психологи советуют своим пациентам использовать авиастимуляторы. Они имитируют полет воздушного судна. При регулярных занятиях можно привыкнуть к турбулентности, а также приучить свой организм к таким нагрузкам.

Что делать во время полета

Пассажирам, которые боятся высоты, не рекомендуется выбирать места возле иллюминаторов. Если избежать этого не удалось, окно можно прикрыть специальной занавеской. Во время полета лучше наслаждаться прослушиванием музыкальных произведений или чтением любимой книги.

Можно предложить своему соседу побеседовать на различные темы. Время пройдет интересно и быстро. Можно подремать на кресле, немного опустив его спинку. В «Бизнес-классе» пассажирам предоставляют постельное белье. Длительное путешествие лучше на подсознательном уровне разделить на несколько частей:

  • взлет;
  • разнос напитков;
  • обед/ужин/завтрак.

Мысленно отмечая эти пункты, время проходит быстрее.

Во время турбулентности

Турбулентность во время полета бывает достаточно часто. Ее боятся многие пассажиры. Но она не дает повода паниковать. За штурвалом сидит опытный пилот, который легко пройдет зону турбулентности. Но в это время нужно соблюдать определенные правила. Они помогут справиться со страхом.

  • нужно выполнять указания бортпроводников;
  • пристегнуть ремни и не отстегивать их до разрешения;
  • чтобы успокоиться, можно делать дыхательную гимнастику;
  • запрещено покидать свое кресло, пока самолет не выйдет из зоны турбулентности;
  • надо следить за надписями и указаниями, которые транслируют на электронном табло в салоне самолета;
  • в случае падения вещей с верхних полок, нужно прикрывать голову руками.

Переживать не нужно. Лучше мысленно убеждать себя в том, что все будет хорошо. Самовнушение помогает практически в любой ситуации.

Ребенок боится летать на самолете, что делать?

Дети практически всегда испытывают какие-либо страхи. Помочь справиться с ними могут только родители или профессиональные психологи. Родители впадают в панику, когда слышат: «Боюсь летать на самолете». Что делать, чтобы избавиться от страха?

Итак, нужно рассказать малышу о предстоящем путешествии. Но при этом не упоминать, что он будет лететь на самолете. Лучше рассказывать о приятных моментах. Например, о том, как он будет бегать по теплому морскому песочку. Или поедет на увлекательную экскурсию.

Ребенку необходимо рассказать, что именно ждет его в аэропорту: регистрация, прохождение контроля, ожидание рейса и прочее. Родителям нужно придумать ему занятие на время полета: нарисовать что-то, слепить, и другое. Можно поиграть с ребенком в простую игру, почитать книгу или послушать сказку. Ее нужно предварительно закачать на гаджет. Взрослым деткам помогают рассказы о безопасности воздушного судна, о его конструкционных особенностях и прочее.

Во-первых, к полету нужно подготовиться заранее. Во-вторых, будет нелишним прочитать журналы или книги об устройстве авиационной техники. В таких изданиях указаны схемы систем и узлов воздушного судна. В-третьих, приехать в аэропорт для прохождения процедуры регистрации нужно заблаговременно. Далее, нужно мыслить позитивно, быть уверенным в своих действиях.

Посмотрите видео о том, что делать, если боитесь летать

Покорение неба – одно из достижений человечества. Но многие люди не могут сполна им насладиться, так как испытывают патологическую боязнь самолетов: фобия категорически не позволяет пользоваться воздушным транспортом. Откуда она берется? И как от нее избавиться?

Как называется боязнь самолетов

Боязнь полетов на самолете – наиболее яркий случай аэрофобии. Именно так называется страх летать, причем он касается и других видов воздушного транспорта – вертолетов, дельтапланов, парапланов.

Слово «аэрофобия» происходит из древнегреческого языка. Оно было создано путем соединения двух терминов – «воздух» (ἀήρ) и «страх» (φόβος). Буквально – страх воздуха. Естественно, аэрофоб вряд ли захочет прыгнуть с парашютом или оказаться на борту воздушного шара. Находиться вне земли для него слишком страшно.

Боязнь летать на самолете как компонент других фобий

В некоторых случаях аэрофобия – самостоятельный страх. Но иногда патологическая боязнь дополняется другими фобическими расстройствами схожего характера. Среди них:

  1. Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства и невозможности быстро его покинуть (нахождение на борту самолета ассоциируется с закрытой «ловушкой»).
  2. Акрофобия – боязнь высоты (перелет на уровне нескольких километров над землей не оставит акрофоба равнодушным, заставив его бояться и самолетов).

На аэрофобии сосредоточено общественное внимание из-за частой необходимости полетов в современном мире: отказываться от командировки или отпуска из-за боязни – тактика не лучшая.

Симптомы аэрофобии

Признаки фобии настолько явные, что делают невозможным нормальный полет. Основные симптомы, которыми проявляет себя боязнь:

  1. Сильная нервозность за несколько дней до предполагаемого полета.
  2. Способность отменить полет и потерять деньги/время, лишь бы не подниматься по трапу.
  3. Изучение информации о случившихся авиакатастрофах.
  4. Постоянные мысли о возможной катастрофе.
  5. Страшные сны о падении самолета.
  6. Соматические симптомы во время взлета/полета/посадки – одышка, нехватка воздуха, изменение цвета кожи, дрожь в конечностях, напряженность мышц, потливость.
  7. Стремление «забыться» путем приема алкоголя или успокоительных средств.

Не всегда тревожность перед полетом свидетельствует о расстройстве. Если человек просто нервничает, но может с собой справиться, то у него нет фобии. Патологией считается возникновение иррационального ужаса, панической атаки, сильнейшего страха, «уговорить» который не получается. Даже если аэрофоб понимает абсурдность своих переживаний, у него не выйдет преодолеть страх полета на самолете: не он управляет боязнью, а она им.

Причины аэрофобии

Чтобы побороть страх полета на самолете, необходимо понимать, почему вообще развивается фобия. Чаще всего боязнь возникает по таким причинам:

  1. Наличие сопутствующих фобий (клаустрофобии, акрофобии).
  2. Негативный опыт, связанный с самолетами (смерть близкого в авиакатастрофе, плохое самочувствие в прошлом во время полета и т. д.)
  3. Обилие информации в СМИ о крушении воздушных суден.
  4. Мнительность, врожденная склонность к повышенной тревожности, негативный настрой.
  5. Физические болезни, которые могут обостриться во время полета.

Чаще всего побороть страх перед полетом на самолете пытаются люди старше двадцати пяти лет. Именно в этом возрасте фобия активизируется, и примерно 15-30% всех взрослых в той или иной мере страдают от боязни полетов.

Боязнь летать на самолете – фобия или предчувствие?

Существует мнение, будто испытываемый перед полетом страх – это предчувствие, к которому следует прислушаться. Конечно, интуицию никто не отменял. Но если она «обостряется» именно перед полетами (причем перед каждым), то более вероятно, что речь идет именно о аэрофобии.

И ее нужно признать. Хотя поверить в силу предчувствия гораздо проще, чем взять себя в руки и преодолеть страх перед полетом на самолете. Впрочем, каждый волен решать сам.

Как перебороть страх полета на самолете под руководством психотерапевта

Лучше всего проводить терапию под контролем грамотного психотерапевта. Основное направление лечения – позволить человеку «под надзором» специалиста совершить как можно больше взлетов и посадок. При этом пациент должен практиковать расслабление (при помощи дыхательной гимнастики, визуализации, медитации, медленного счета и т. д.)
Постепенно полет начнет ассоциироваться не с ужасом, а с релаксацией. Таким образом можно перебороть страх летать на самолете даже в самых запущенных случаях. Единственное – при первых успехах необходимо быть готовым «отпустить руку» психотерапевта и отправиться на борт самостоятельно. Есть истории, когда пациенты «прилипали» к своим врачам, прося всегда летать с ними. Даже при отсутствии финансовых проблем подобный сценарий нежелателен, так как он не позволяет человеку посмотреть в глаза своей боязни и справиться с ней.

Как перебороть страх перед самолетом с погружением в виртуальную реальность

У многих получается перебороть страх перед полетом при помощи компьютерных технологий. Для этой цели применяется Virtual Reality Exposition Therapy.

Также полезными будут и всевозможные симуляторы, в которых игрок отвечает за пилота. Таким образом можно примерно понять, как происходит взлет/посадка и убедиться, что все находится под контролем опытного человека.

Как побороть боязнь летать на самолетах методом позитивных установок

У аэрофоба в голове присутствуют не самые радостные мысли, стабильно связанные с опасностью полета. Но их можно заменить. Необходимо составить для себя нехитрые аффирмации, например:

  1. «Я люблю летать».
  2. «Полеты на самолете совершенно безопасны».
  3. «Я испытываю расслабление во время полета».
  4. «Мне очень легко подниматься по трапу».
  5. «Мне нравятся самолеты».

Установки подходят любые. Главное – повторять их как можно чаще, чтобы «загрузить» в сознание.

Побороть боязнь самолетов – означает раскрыть для себя новую сторону жизни. Транспортные ограничения – последнее, что должно влиять на планы человека. И не стоит откладывать терапию на потом: лечение нужно начинать сразу после осознания проблемы – тогда оно получится наиболее результативным.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...