Действия без приказания по борьбе с водой. Нормы снабжения аварийными и материалами по борьбе с водой. Пожар - самые распространенные причины

3.6.1. Борьба экипажа за непотопляемость судна осуществляется под руководством капитана в соответствии с Информацией об аварийной остойчивости и посадке судна и включает следующие действия экипажа:
обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление места, размера и характера повреждений корпуса судна, водонепроницаемых переборок, второго дна, платформ и палуб; определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени (ориентировочно эти данные могут быть получены по таблице приложения 15);
прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопущение распространения ее по судну;
восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;
удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;
спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;
обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

3.6.2. После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

3.6.3. По сигналу общесудовой тревоги начальники аварийных партий (групп) обязаны:
прибыть в район аварии и доложить на ГКП о готовности партии (группы) к борьбе за живучесть судна;
установить место, характер и размеры повреждений;
выделить необходимое количество людей, и средств для борьбы с водой и определить их действия;
организовать вынос пострадавших из аварийного отсека и оказать им помощь;
произвести герметизацию аварийного отсека;
организовать осмотр отсеков, смежных с аварийным, и при необходимости дать указания по обеспечению водонепроницаемости переборок и закрытий и по их подкреплению;
доложить о результатах разведки и действиях аварийной партии на ГКП.

3.6.4. При обследовании отсека в районе повреждений и смежных с ними помещений начальник аварийной партии запрещает открывать водонепроницаемые закрытия или ослаблять их задраивание до тех пор, пока не убедится, что это не приведет к распространению воды по судну.

3.6.5. Наличие воды в аварийном отсеке или помещении может быть проверено пуском в действие осушительной системы.
Шум воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы, глухой звук, издаваемый переборкой, палубой, вторым дном при ударе по ним металлическим предметом, отпотевание переборок, палуб, платформ второго дна также указывают на наличие воды в аварийном отсеке.

3.6.6. При борьбе, с поступлением воды необходимо:
стремиться ограничить ее распространение по судну; при этом борьбу следует начинать от внешних границ затопленных районов, сосредотачивая основные силы и средства на помещениях, имеющих жизненно важное значение для судна;
принимать меры по заделке повреждений корпуса;
установить постоянное наблюдение за прочностью и водонепроницаемостью переборок со стороны смежных отсеков и при необходимости произвести их подкрепление и ликвидировать водотечность.

3.6.7. После прекращения поступления воды внутрь судна надлежит: тщательно проверить каяество заделки пробоин и при необходимости произвести ее подкрепление; установить наблюдение за аварийным отсеком и смежными с ним помещениями, а в наиболее важных из них при необходимости выставить специальную вахту; принять меры по удалению из судна забортной воды, попавшей при аварии.

3.6.8. Подкрепление водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна рекомендуется производить при опасном затоплении отсека, значительных выпучинах в металле переборок, платформ и настила второго дна, а также при обнаружении признаков расхождения швов и ослабления заклепок.

3.6.9. Для предупреждения выпучивания или разрушения подкрепленных переборок, палуб, платформ, настила второго дна и закрытий опорные места для подпора должны выбираться на их наборе с вскрытием обшивки и изоляции.
Для предупреждения нарушения водонепроницаемости или снижения прочности запрещается выправлять с помощью подпор или домкратов остаточные деформации, полученные водонепроницаемыми переборками, палубами, платформами, настилом второго дна и закрытиями.
За подкрепленными водонепроницаемыми переборками, палубами, платформами и закрытиями следует установить непрерывное наблюдение.

3.6.10. Для осушения затопленного отсека надлежит использовать все, включая и переносные водоотливные средства, имеющиеся на судне.

3.6.11. Фактическое состояние аварийного судна устанавливается капитаном. В случае угрозы опрокидывания судна вследствие недостаточной остойчивости или его затопления от израсходования запаса плавучести капитан судна обязан принять меры к посадке судна на мель.

3.6.12. Основной мерой для повышения аварийной плавучести судна является откачка жидких грузов из неповрежденных танков (цистерн). При недостаточной аварийной остойчивости или недопустимости ее снижения откачка разрешается только из танков (цистерн), расположенных выше центра тяжести судна.

3.6.13. Основными мерами по повышению аварийной остойчивости судна являются:
откачка жидких грузов из высокорасположенных неповрежденных танков (цистерн);
прием водяного балласта в низкорасположенные танки (цистерны), когда запас аварийной плавучести достаточен;
запрессовка неповрежденных заполненных танков для ликвидации свободных поверхностей в них;
обеспечение быстрого удаления воды с палуб судна.

3.6.14. Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна производится только по указанию капитана.

3.6.15. В процессе борьбы за непотопляемость капитан обязан контролировать запас остойчивости и плавучести, установить наблюдение за изменением осадки судна и высотой надводного борта, а также учитывать количество поступившей внутрь судна воды. При этом капитан должен руководствоваться принципом, что важнейшим в борьбе за непотопляемость судна является восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до минимальных.

3.6.16. Остойчивость судна следует считать недостаточной в следующих случаях:
судно не отвечает нормам Регистра СССР по результатам расчета в соответствии с Информацией об остойчивости судна для капитана;
при перекладке руля на ходу судно переваливается с борта на борт и не выпрямляется при приведении руля в положение «прямо руля»
судно, имевшее постоянный крен на один борт, внезапно перевалилось и получило постоянный крен на другой борт;
при симметричном относительно диаметральной плоскости затоплении помещений крен аварийного судна превышает 5°.

3.6.17. При проведении мероприятий по спрямлению аварийного судна запрещается проводить какие-либо работы до выяснения его фактической остойчивости.

3.6.18. Спрямление аварийного судна и повышение остойчивости рекомендуется проводить в следующем порядке:
прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на поврежденный борт;
удалить воду из не полностью затопленных больших помещений, расположенных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии;
удалить за борт воду, имевшуюся в помещениях, расположенных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить ее в помещения, расположенные ниже;
осушить поврежденный отсек и соседние с ним помещения после заделки пробоин;
перекачать жидкие грузы в днищевые танки (цистерны), а в исключительных случаях удалить их за борт;
переместить вниз твердые грузы, расположенные высоко, а в исключительных случаях удалить их за борт;
произвести балластировку судна.

3.6.19. Перекачивание жидких грузов (топлива, воды и масла) из междудонных танков (цистерн) в бортовые разрешается только при достаточной начальной остойчивости аварийного судна. Жидкие грузы должны перекачиваться, по возможности, из танков (цистерн) с большей вместимостью в танки (цистерны) с меньшей вместимостью до полного их заполнения. Остаток жидких грузов перекачивается в танки (цистерны), симметричные относительно диаметральной плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из танков (цистерн), смежных с затопленным отсеком.

3.6.20. Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки (цистерны) минимальных объемов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, т. е. для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удаленные от диаметральной плоскости танки (цистерны), а для уменьшения дифферента - наиболее удаленные от миделя. При этом должны выбираться самые низкие днищевые танки, если даже они менее удалены от диаметральной плоскости, чем бортовые. В первую очередь должны затапливаться креновые и дифферентные танки, если они имеются на судне.

3.6.21. Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что откачку и перекачку жидких грузов и балластировку цистерн разрешается производить только при затоплении с достаточной положительной остойчивостью. При затоплениях, приводящих к малой положительной метацентрической высоте, необходимо сначала принять меры по улучшению аварийной остойчивости, а затем приступить к спрямлению судна.
При этом надлежит знать следующее:
заполнение и осушение танков (цистерн) должно производиться полностью; прием балласта или перекачка жидкого груза производятся одновременно только с одной парой цистерн;
крен следует уменьшать не сразу, а по этапам.

3.6.22. Поперечное спрямление аварийного судна следует прекращать при уменьшении крена до 5° в целях предупреждения переваливания судна на другой борт с еще большим креном.

3.6.23. Продольное спрямление аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях, а именно, для обеспечения хода и управляемости судна, а также если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду, оголения винтов и руля. При продольном спрямлении необходимо вести наблюдение за креном, не допуская его увеличения.

3.6.24. После спрямления аварийного судна необходимо учесть общее количество принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести. Если имеется возможность дальнейшего повышения его остойчивости, то это следует сделать.

3.6.25. При плавании судна с постоянным креном, оставшимся после спрямления, необходимо:
перекрыть магистрали, сообщающие танки (цистерны), расположенные по разным бортам и в разных отсеках;
расходовать жидкие грузы только из танков (цистерн) накрененного борта;
для предотвращения оголения приемников воды, топлива и масла не допускать снижения уровня жидкости в танках (цистернах) до опасного предела;
тщательно наблюдать за уровнем воды в работающих котлах, не допуская оголения трубок и попадания воды в паровые магистрали;
тщательно наблюдать за насосами, в которых приемники забортной воды расположены близко к ватерлинии.

При исправности и правильной эксплуатации водонепроницаемых закрытий течь на судне может появиться только в результате нарушения водонепроницаемости наружной обшивки и палубы. Чаще всего причиной появления течи являются повреждение корпуса вследствие посадки судна на мель, касания твердого грунта, столкновения, навала его на другое судно или береговое сооружение, ослабление прочности корпуса от местных перегрузок, Ледовые повреждения.

По расположению относительно ватерлинии повреждения корпуса подразделяют на подводные, надводные, частично подводные и частично надводные, а в зависимости от характера повреждений -- на пробоины, трещины, отверстия от выпавших заклепок и т. д.

Незначительная водотечность корпуса, появившаяся в результате трещины, нарушения шва или ослабления заклепки в обшивке корпуса, обнаруживается по результатам замера уровня воды в льялах. С этой целью замеры производятся систематически: на ходу судна -- в конце каждой вахты, на стоянке -- 2 раза в сутки (утром и вечером). При плавании во льдах уровень воды в льялах замеряется ежечасно и после каждого сильного удара судна о льдину, а при ледовом сжатии -- каждые 15 мин,

Незначительное поступление воды не представляет опасности для судна, оборудованного мощными водоотливными средствами. Однако при больших повреждениях корпуса (пробоинах, больших; трещинах и т. д.) водоотливные средства не в состоянии справиться с поступающей водой. В этом случае необходимо принять срочные меры к недопущению распространения воды по судну и к прекращению или, по крайней мере, к уменьшению поступления воды; внутрь него. Необходимо прежде всего определить поврежденный отсек. Это можно сделать поряду признаков: по фильтрации воды: в смежные отсеки через неплотности в переборках; по шуму воздуха, выходящего через воздушные и мерительные трубки; по отпотеванию переборок и палуб в смежных отсеках; по пуску в действие осушительной системы и т. д. На судах некоторых типов устанавливаются системы автоматических указателей мест течи. При заполнении отсека водой на контрольном щите загорается сигнальная лампочка, а специальный прибор показывает, сколько воды: влилось в отсек.

С объявлением общесудовой тревоги указывают по трансляционной сети примерный район повреждения, например: «Течь по левому борту в районе грузового трюма № 1»- Группа разведки принимает меры к установлению точного места, размеров и характера повреждения корпуса судна; при незагруженном трюме -- путем осмотра, а при загруженном -- по шуму поступающей воды: и другим признакам. О месте и размерах пробоины старший группы докладывает немедленно командиру аварийной партии, а последний -- на ГКП. Для предотвращения поступления воды в смежные отсеки устанавливают наблюдение за переборками и в случае- необходимости подкрепляют их.

С объявлением тревоги задраиваются иллюминаторы, водонепроницаемые двери и.закрытия, имеющие маркировку «П» и «Т», в районе повреждения сосредоточивается необходимое аварийное имущество.

При поступлении воды в смежные отсеки водоотливные средства переключаются на откачку воды из этих отсеков, чтобы предотвратить ее распространение по всему судну.

Чтобы откачать воду из затопленного отсека и устранить повреждение корпуса судна, на пробоину накладывается аварийный пластырь. Для устранения водотечности корпуса через разошедшиеся швы обшивки, выпавшие заклепки, малые пробоины и т, п. ; рекомендуется использовать парусиновый пластырь, так как работа по его постановке менее трудоемка. На пробоины размером 1,0--1,5 м 2 и более накладывают кольчужный или облегченный пластырь.

Установив место пробоины по длине судна, отмечают мелом на палубе ее границы. Останавливают судно или снижают его ход до самого малого. Пластырь раскатывают на палубе в очерченных границах пробоины. Члены экипажа, расписанные на подкильные концы, заводят их с носа судна (с кормы концы заводят обычно -только при стоянке судна на якоре. Первым опускают средней, частью под форштевень и проводят по бортам под днищем судна кормовой подкильный конец, вторым - носовой. Если пробоина широкая, то рекомендуется завести вслед за кормовым подкильным концом два-три стальных конца (фальшшпангоута) с огонами, которые при наложении на пробоину будут препятствовать затягиванию пластыря в пробоину при откачке воды из из затопленного отсека. Дополнительные подкильные концы не требуются, если на пробоину накладывается облегченный пластырь с распорными рейками. При использовании кольчужного пластыря заводятся три подкильных конца -- носовой, кормовой и средний. Подкильные концы, подведенные к месту пробоины, присоединяют скобами к коушам нижних углов пластыря. К коушам верхних углов пластыря присоединяют шкоты, а к коушу середины верхней шкаторины -- контрольный штерт.

Вооруженный пластырь вываливают за борт. Члены экипажа, стоящие на подкильных концах с противоположного борта, выбирают их. Одновременно без слабины потравливают контрольный штерт и шкоты, разнесенные к носу и корме судна под углом к вертикали примерно 45°. Когда по показаниям штерта пластырь будет наложен на пробоину, подкильные концы и шкоты обтягивают в тугую хват-талями или лебедками через канифас-блоки и крепят их на кнехт или другие приспособления.

При постановке облегчённого или кольчужного пластыря к коушам на боковых шкаторинах крепятся оттяжки, которые помогают установке и креплению пластыря на пробоине. После постановки пластыря оттяжки, разнесенные как можно дальше к носу и корме, обтягиваются и крепятся на палубе.

Заделка повреждений производится после того, как при помощи судовых водоотливных средств будет осушен затопленный отсек. Водотечность от одиночных выпавших заклепок устраняют при помощи болтов с поворотной головкой. Болт в сложенном виде; вводят в отверстие изнутри судна, а затем, когда головка болта под влиянием собственного веса или пружины откинется, заворачивают гайку болта, прижимая вплотную к обшивке подложенную под гайку резиновую шайбу. При отсутствии подобных болтов отверстия забиваются деревянными пробками--чопами. Для заделки трещин, разошедшихся швов и небольших узких разрывов в обшивке используют клинья, предварительно обмотанные просмоленной паклей. На забитые пробки и клинья изнутри отсека, накладывают доски или щиты и подкрепляют их упорами. При заделке трещин рекомендуется по их концам делать сверловку, чтобы предотвратить распространение трещины. Узкие трещины или «слезящиеся», швы можно заполнить эпоксидной мастикой в подогретом тестообразном состоянии или замазкой, составленной из семи частей каменноугольной смолы и одной части серы, перемешанных в расплавленном состояний добавлением гашеной извести до консистенции густого теста.

Заделка небольших пробоин, не имеющих равных краев изнутри, производится при помощи деревянных щитов, жестких пластырей или подушек из пакли. Эти аварийные материалы накладываются на пробоину и надежно раскрепляются упорами.

Наиболее надежным способом заделки повреждений в корпусе судна является бетонирование. Составными частями раствора бетона являются вяжущие вещество, заполнитель и пресная или морская вода. В качестве вяжущего вещества применяются различные виды цемента: портландский, глиноземный, водостойкий быстросхватывающийся цемент(ВБЦ). В качестве заполнителей используются природный песок, гравий, щебень.

Для приготовления раствора бетона цемент замешивают с песком и гравием в пропорции по: объему: 1:2:2 или только, с песком в соотношении 1:3. В зависимости от условий бетонирования возможны и другие пропорции. Раствор приготавливают в деревянном ящике. В него засыпают компоненты в указанных пропорциях и тщательно перемешивают. Затем в смесь небольшими порциями заливают воду в количестве, равном примерно половине объема цемента, и перемешивают раствор до тех пор, пока он не примет вид густого теста. Вода должна быть чистая, не загрязненная нефтью, маслами и жирами. Лучше, применять пресную воду; так как морская снижает прочность бетона примерно на 10%. Для быстрого схватывания бетона в него добавляют специальные ускорители затвердевания, в качестве которых могут использоваться жидкое стекло, хлористый кальций, сода техническая, соляная. кислота.

Для плотного соединения бетона с корпусом обшивку вокруг пробоины необходимо тщательно очистить от краски, грязи, ржавчины и промыть мылом и каустической содой. При больших размерах пробоины ее следует перекрыть арматурой в виде решетки из стальных прутков или трубок. Одновременно с приготовлением раствора бетона и подготовкой поверхностей к бетонированию в месте пробоины устанавливается опалубка -- цементный ящик с двумя открытыми сторонами. Одной, открытой стороной он прилегает по периметру к месту повреждения, а через другую (верхнюю) -- заполняется бетоном. Для отвода воды от пробоины во избежание размыва свежего бетона в цементном ящике устанавливают отводные трубки. После того как бетонным раствором, заполнят ящик и бетон затвердеет, отводные трубки глушат пробками.

Бетонирование повреждений не только устраняет полностью водотечность корпуса, но и частично восстанавливает его прочность в месте повреждения.

Каждый член экипажа на своем вахтенном посту, в заведуемом помещении и своей каюте должен уметь:

    По всем видам борьбы за живучесть судна:

    1. Ориентироваться в темноте, найти выход, вход, любой механизм, прибор, клапан, трубопровод.

      Герметизировать отсек, в котором расположен вахтенный пост, заведуемое помещение и каюта: задраивать водонепроницаемые и противопожарные двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные головки (грибки) и т.п.

      Находить любое штатное аварийное и противопожарное имущество (особенно в темноте).

      Приготовить к действию и использованию по назначению аварийное и противопожарное имущество, спасательные средства и стационарные средства борьбы за живучесть судна.

      Определять по маркировке и отличительным знакам назначение трубопроводов, клапанов, электрощитов, а также дверей, люков, горловин.

      Отыскать, закрыть и открыть клапаны, кингстоны, ввести и вывести из действия стационарные средства борьбы за живучесть судна с помощью аварийных приводов с открытых частей палубы и из смежных помещений.

      Пользоваться всеми средствами внутрисудовой связи и сигнализации.

      Включать и выключать аварийное освещение, отыскивать места подключения и вооружать переносной светильник; пользоваться аккумуляторными аварийными фонарями как во взрывобезопасном, так и в обычном исполнении.

      Включать и выключать вентиляцию на вахтенном посту.

1.10. Быстро обнаружить и вынести пострадавших из опасной зоны, применяя различные защитные средства.

1.11. Выполнить обязанности посыльного и доставить донесение на ГКП или в другие помещения судна, хорошо знать расположение судовых помещений.

1.12. Оказывать первую медицинскую помощь.

2. По борьбе с водой:

2.1. Определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (постукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т.п.) и доложить на ГКП.

2.2. Приготовить к действию осушительную систему и другие водоотливные и осушительные средства, осушить помещение стационарными и переносными средствами.

2.3. Использовать имеющиеся средства для спуска и перепуска воды в смежные помещения.

2.4. Подкрепить переборку, дверь, горловину, поставить упоры на подволоку.

2.5. Устранить фильтрацию воды через разливные неплотности, трещины и разошедшиеся швы различными способами с помощью аварийного имущества.

2.6. Сделать ниже и выше ватерлинии небольшую пробоину в корпусе судна, рваную щель с помощью аварийного имущества и штатных средств (щитов, клиньев, пробок и д.р. средств).

2.7. В случае неизбежного затопления помещения остановить действующие технические средства, не приспособленные для работы под водой, покинуть помещение и принять меры для недопущения распространения воды в смежные помещения.

3. По борьбе с пожарами:

3.1. Доложить на ГКП о возникновении пожара и принимаемых мерах по борьбе с ним.

3.2. Вооружить пожарный рукав стволом и подсоединить к пожарному крану.

3.3. Эффективно использовать пожарные стволы в любом помещении.

3.4. Правильно выбрать из имеющихся в наличии необходимое средство для ликвидации пожара (горючих жидкостей, топлива, смазочных материалов, электропроводки и электромеханизмов, краски, изоляции бортов, дерева и др.) и эффективно его использовать.

3.5. Пользоваться дыхательными изолирующими аппаратами и термостойкими костюмами (только для лиц, допущенных к работе в этих аппаратах) и передать условные сигналы из задымленного помещения с помощью предохранительного троса.

4. По борьбе с повреждениями технических средств:

4.1. Отключать поврежденный участок электросети при помощи рубильников и других средств, снять питание с поврежденного механизма.

4.2. Исправить поврежденный (предварительно обесточенный) участок электросети путем постановки специальных отростков.

4.3. Заменить предохранитель в электросети: поставить бугель, заглушку, клетневку на поврежденный участок трубопровода.

4.4. Остановить в аварийном случае любой работающий механизм.

4.5. При повреждении механизма, устройства, системы перейти на дублирующее устройство; дать аварийное питание на механизм отходным путем или от запасных источников.

5. По использованию спасательных средств:

5.1. Правильно использовать спасательный круг.

5.2. Правильно надевать спасательный жилет (нагрудник).

5.3. Прыгать в воду с высоты в спасательном жилете (нагруднике).

5.4. Плавать в спасательном жилете (нагруднике).

5.5. Держаться на воде без спасательного жилета (нагрудника).

5.6. Правильно сбрасывать спасательный (жесткий и надувной) плот.

5.7. Садиться на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды.

5.8. Оказывать помощь в посадке на спасательное средство.

5.9. Эксплуатировать оборудование спасательных средств, включая эксплуатацию переносного радиооборудования (если это для него предусмотрено).

5.10. Ставить плавучий якорь.

5.11. Правильно пользоваться линеметательной установкой.

5.12. Подавать и принимать сигналы, используемые для управления шлюпкой при спасении человека, находящегося в воде.

ТЕМА № 5

I. Конструктивное обеспечение непотопляемости.

Непотопляемостью называется способность судна после заполнения водой части помещений оставаться на плову и сохранят остойчивость, а также некоторый запас плавучести.

На современных судах поступление воды ограничивается металлическими переборками, идущими от борта до борта и вдоль борта. Эти переборки простираются от киля до главной палубы. Длина отсеков определяется условием, чтобы судно не потонуло при заполнении одного или нескольких отсеков.

II. Классификация пробоин в корпусе судна.

Причинами повреждений корпуса судна могут быть: посадка на мель, столкновения судов, навалы судов на другие суда и береговые сооружения, ледовые повреждения (удар о льдину, ледовое сжатие), ослабление корпуса вследствие местных перегрузок (штормовые условия), гидродинамические удары носовой части о воду (слеминг), боевые повреждения (война).

Повреждения корпуса классифицируются по ряду признаков: расположению, характеру, размерам.

По расположению относительно ватерлинии различают: подводные повреждения, надводные, частично подводные, частично надводные. Наиболее опасные подводные пробоины т.к. через них вода поступает в корпус наиболее интенсивно. Пробоины могут иметь разнообразную форму и разные размеры. Края пробоины, как правило, рваные и загнутые, края могут быть загнуты как внутрь, так и наружу.

Классификация размеров пробоин:

a. Малая – до 0,05 м²;

b. Средняя - до 0,2 м²;

c. Большая - до 2,0 м²;

d. Очень большая – более 2,0 м²;

Кроме пробоин, повреждения могут представлять собой разошедшиеся швы, трещины, отверстия от выпавших заклепок, вмятины, гофры.

III. Тактика и организация борьбы с водой, поступающей внутрь корпуса судна.

Борьбой экипажа за непотопляемость возглавляет капитан судна. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержания и восстановления необходимых остойчивости и запаса плавучести, а также на выравнивание крена и дифферента до значений, при которых обеспечивается ход и управляемость судна.

В случае аварии по общесудовой тревоге принимают следующие меры: задраивают водонепроницаемые двери, имеющие дистанционный привод с мостика; закрытия имеющие маркировку «П» (приказ) и «Т» (тревога) и иллюминаторы; готовят к немедленному действию стационарные водоотливные средства; сосредотачивают аварийное имущество в районе аварии; аварийные партии высылают группы разведки, чтобы установить точное место, размеры и характер повреждений.

После того как фактическое положение в районе аварии установлено, аварийные партии немедленно приступают к борьбе с поступлением воды и распространением ее по судну. На мостик посылают связного с докладом капитану. В ходе борьбы за непотопляемость судна главное внимание уделяют обеспечению остойчивости и ограничению распространения воды. Основные силы и средства сосредотачивают на отсеках, имеющих значительные объемы и свободные уровни воды, а также жизненно важных для судна. Восстанавливать остойчивость, выравнивать крен и дифферент надо только такими мерами, выполнение которых можно в любой момент приостановить.



Меры по увеличению остойчивости не должны приводить к уменьшению плавучести ниже допустимого.

Меры увеличения остойчивости:

1. удаление воды из танков и цистерн, расположенных выше ватерлинии;

2. удаление воды из смежных с аварийным помещений;

3. осушение затопленных отсеков после заделки пробоины;

4. перекачка жидких грузов в междудонные отсеки;

5. удаление за борт или перенесение вниз высокорасположенных твердых грузов;

6. заполнение балластных танков;

7. затопление или осушение отсеков с целью выравнивания крена и дифферента.

Если фактическую остойчивость судна определить не возможно, ее нужно считать малой или отрицательной , когда:

1. неполностью затоплены танки или помещения имеющую большую площадь;

2. наличие пустых междудонных танков при заполненных отсеках расположенных выше;

3. на ходу при перекладке руля судно переваливается с борта на борт;

4. крен судна внезапно меняется с одного борта на другой.

Для выравнивания крена и дифферента судна используют предназначенные для этой цели цистерны. Дифферент выравнивают только для обеспечения большей скорости и управляемости.

V. Средства и способы заделки пробоин.

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжаются аварийным инвентарем и материалами. Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна. В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием; слесарный и такелажный инструмент; струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На крупнотоннажных судах, кроме того, имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура. Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах. Таких постов на судне должно быть не менее двух и один обязательно в МКО. На морском флоте применяют мягкие пластыри 4-х типов: кольчужный, облегченный, шпигованный, учебный. Наиболее прочный из них кольчужный.

Пластыри на пробоину заводят следующим образом:

Предварительно на палубе отмечают мелом границы пробоины. Затем к месту работы подносят пластырь с оборудованием. Одновременно приступают к заводке подкильных концов. Подкильные концы располагают по обе стороны от пробоины. С помощью скоб подкильные концы присоединяют к нижним углам пластыря, а к верхней его шкаторине крепят шкоты и контрольный штерт. Затем на противоположном борту талями или лебедкой начинают выбирать подкильные концы, одновременно потравливают шкоты до тех пор, пока контрольный штерт не покажет, что пластырь опущен на заданную глубину. Растянутые под нужным углом и выбираемые втугую шкоты и подкильные концы крепят на кнехтах или утках. Прилегание пластыря к поврежденному месту считается удовлетворительным, если водоотливные средства судна справляются с удалением воды из затопленного отсека.

Применение аварийного снабжения.

Брусья, доски, клинья, гвозди, строительные скобы, применяются для временного подкрепления водонепроницаемых перекрытий и для изготовления опалубки при бетонировании пробоин.

Парусина, смоляная пакля, сурик, технический жир могут быть использованы для заделки трещин и разошедшихся швов в обшивке.

Пробки сосновые малые (кроме иллюминаторных) применяются для заделки круглых небольших пробоин, отверстий от выпавших заклепок и для заглушки поврежденных трубопроводов. Кроме того, доски, парусина, войлок, листовая резина, пакля, болты специальные, гайки и шайбы используются для изготовления и постановки на пробоину жестких пластырей-щитов.

Быстросхватывающий цемент, природный песок и ускорители затвердевания используются для приготовления бетона с целью заделки пробоин и др. повреждений корпуса.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. МК «СОЛОС-73/78»

3. «Безопасность жизнедеятельности на морском судне» - Транспорт 2000 (Москва)

5.10.1. Каковы действия членов экипажа при борьбе за непотопляемость судна?

Все члены экипажа должны твердо знать свои обязанности по борьбе за живучесть судна.

Начальники служб в начале каждого рейса должны убедиться в том, что и подчиненным хорошо известны обязанности по тревогам.

Все лица командного состава обязаны следить за строгим соблюдением мероприятий по обеспечению водонепроница­емости в помещениях и на рабочих местах по своим заведованиям.

На все трубопроводы, а также на все водонепроницаемые закрытия (клинкетные двери водонепроницаемых переборок, закрытия на палубах, закры­тия лазов и люков трюмных и складских помещений, водонепроницаемые двери надстроек) должна быть нанесена соответствующая маркировка согласно положениям и правилам.

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все помещения. Для этой цели к дверным замкам всех помещений должно быть пред­усмотрено два комплекта ключей. Во время общесудовой тревоги каюты экипажа и другие жилые помещения должны быть открыты.

Борьба экипажа за непотопляемость судна организуется капитаном в соответствии с Информацией об аварийной остойчивости и посадке судна и включает следующие_действия_экипажа:

1. объявление общесудовой тревоги и задействование аварийной организации;

2. обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление мест, размеров, характера повреждений конструкций корпуса судна, (водонепроницаемые переборки, второе дно, платформы и палубы), определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени;

3. прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопу­щение распространения ее по судну;

4. восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;

5. удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;

6. спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;

7. обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

На ходу ВПК поступление воды может определить по следующим признакам:

Изменение характера качки без изменения внешних условий;

Видимые изменения посадки судна;

Накренение судна от перекладки руля;

Заливание палубы на ходу судна.

5.10.2.Действия вахтенной службы при затоплении (Flooding).

Actions to be carried out: - Выполняемые действия:
Sound the general emergency alarm - Подать звуковой сигнал «Общесудовой тревоги»;
Close watertight doors, if fitted - Закрыть водонепроницаемые двери, если они имеются;
Sound bilges and tanks - Замерить уровни льял и танков;
Identify location of incoming water - Определить место поступления воды;
Cut off all electrical power running through the area - Отсечь электропитание, проходящее через затопляемый участок;
Shore up area to stem water flow - Отсечь район поступления воды;
Check bilge pump for operation - Подготовить осушительные насосы к работе;
Check auxiliary pumps for back-up operation, as required - Подготовить вспомогательные насосы для откачки воды, если потребуется;
Make ship"s position available to radio room/GMDSS station, satellite terminal and other automatic distress transmitters and update as necessary - Определить координаты судна и подготовить к передаче судовую аппаратуру;
Broadcast DISTRESS ALERT and MESSAGE if the ship is in grave and imminent danger and immediate assistance is required otherwise broadcast an URGENCY message to ships in the vicinity - Передать сигнал бедствия и сообщение;
Other actions: - Другие действия:

5.10.3. Каковы причины нарушений водонепроницаемости корпуса судна?

Нарушение водонепроницаемости корпуса судна может происходить по нескольким причинам:

· Посадка судна на мель.

· Столкновение судна с другим судном, подводным объектом или причалом.

По своему характеру повреждения корпуса могут иметь разнообразную форму:

· Пробоина с рваными и загнутыми краями внутрь и наружу корпуса.

· Вмятины.

· Выпучины.

· Гофры и другие деформации корпусных конструкций.

Наибольшую опасность судна представляют подводные пробоины, а также пробоины в районе ватерлинии.

Количество воды поступающей в отсек может, определено по формуле:

Размеры пробоин: По своим размерам пробоины корпуса можно разделить на: малые – 0,05 м², средние – 0,2 м², большие – 2 м², очень большие более 2 м². Скорость затопления из средних больших пробоин такова, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь раньше, чем произойдет полное затопление отсека. В этом случае принимается, что вода в отсеке поднялась до уровня забортной воды. Если поступающая вода не поддается откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется остановить судно, выровнять крен, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину.

5.10.4. Каковы действия экипажа судна после обнаружения нарушения водонепроницаемости корпуса?

Наличие воды в соседнем отсеке может быть, определено по следующим признакам:

· Шум поступающей воды в отсек.

· Фильтрация воды из смежного отсека через имеющиеся неплотности в переборках.

· Шум воздуха выходящего через воздушные и измерительные трубы.

· Глухой звук, издаваемый полотном переборки и настилом палуб при ударе по ним металлическим предметом.

● Отпотевание конструкций переборок, палуб, платформ, второго дна;

· Выпучивание переборок.

Наличие воды в аварийном отсеке или помещении может быть прове­рено пуском в действие осушительной системы.

Каждый член экипажаобязан:

· Немедленно доложить вахтенному помощнику капитана или вахтенному механику об обнаружении повреждений корпуса.

· Уточнить место пробоины, размеры, характер повреждения.

· Приступить к заделке обнаруженной водотечности, если это возможно.

По общесудовой тревоге, при затоплении водой какого-либо из отсеков судна:

· Ходовая вахта задраивает все водонепроницаемые закрытия, имеющие дистанционные управления с Командного центра (ГКП).

· Ходовая вахта в машинном отделении задраивает закрытия, имеющие маркировку «П», и запускают стационарные осушительные и водоотливные насосы.

· Экипаж судна немедленно начинает действие согласно расписанию по общесудовой тревоге и оперативному плану по борьбе с водой.

· Высылается группа разведки нарушения водонепроницаемости корпуса.

· Направляется аварийная партия для постановки мягкого пластыря.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...