Диспетчеры авиационные (авиадиспетчер). Как это работает. Из жизни авиационных диспетчеров Воздушный диспетчер

Авиадиспетчер - авиационный специалист, осуществляющий управление воздушным движением. Наземный регулировщик движения воздушных судов.

Главной функцией авиадиспетчера является обеспечение безопасного, регулярного и упорядоченного движения самолётов, вертолётов и других воздушных судов (далее ВС). Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания воздушной навигации, авиационной метеорологии, а также строго установленные правила и инструкции, регламентирующие детальным образом все аспекты его деятельности. Например, для обеспечения безопасного расхождения ВС в воздухе авиадиспетчер применяет правила вертикального, бокового и продольного эшелонирования (рассредоточение воздушных судов на безопасные расстояния в горизонтальной и вертикальной плоскостях).

Основная задача авиадиспетчера - непрерывный контроль за воздушной обстановкой и управление воздушным движением в пределах зоны его ответственности. Для выполнения этой задачи авиадиспетчер использует радиотехнические средства, средства радиосвязи с экипажами воздушных судов, а также электросвязи со смежными секторами и другими специалистами. Рабочее место авиадиспетчера оборудуется мониторами отображения воздушной обстановки, метеообстановки, различными сигнальными табло, справочной информацией, средствами связи и др.

Контроль за движением ВС осуществляется от момента покидания им стоянки перед взлётом на аэродроме вылета до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Для обеспечения эффективного контроля за движением ВС аэродромы и воздушное пространство делятся на районы ответственности диспетчерских пунктов. По типу выполняемых технологических задач их можно классифицировать на диспетчерские пункты «Руления», «Старта и посадки», «Круга», «Подхода», «Районного Центра», диспетчерские пункты «Местных Воздушных Линий», «Аэродромные Диспетчерские Пункты».

Диспетчер «Аэродромного Диспетчерского Пункта» (АДП) контролирует готовность экипажа ВС к выполнению полёта, доводит до него необходимую информацию, составляет суточный план полётов, фиксирует начало и окончание выполнения полёта, согласовывает выполнение плана полётов с другими службами (например, с АДП другого аэропорта). Диспетчер АДП не осуществляет контроль за фактической воздушной обстановкой.

Диспетчер «Руления» (ДПР) контролирует движение ВС по территории аэродрома, выдаёт разрешения на буксировку, запуск двигателей, руление.

Диспетчер «Старта и посадки» (СДП, ПДП) контролирует движение на взлётно - посадочной полосе и предпосадочной прямой, руководит взлетающими и заходящими на посадку ВС, выдаёт разрешения на взлёт, посадку.

Диспетчер «Круга» (ДПК) руководит движением ВС в области воздушного пространства от 2 км и ниже и в радиусе 50 км от аэродрома. Выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку прилетающим ВС и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим.

Диспетчер «Подхода» (ДПП) руководит движением ВС в области воздушного пространства, ограниченной высотами 2, 6 км и удалением от аэродрома 90-120 км; решает задачи по определению очерёдности захода на посадку, построения необходимых интервалов эшелонирования.

Диспетчер «Районного Центра» (РЦ) контролирует полёт ВС на высотах от 1,5 до 17 км и в пределах установленных границ в горизонтальной плоскости.

Диспетчер пункта «Местных Воздушных Линий» (КДП МВЛ) руководит полётом ВС от высоты 1,5 км и ниже в районе аэродрома МВЛ.

Диспетчер «Местного Диспетчерского Пункта» (МДП) руководит полётом ВС от высоты 1,5 км и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно соизмеримого по площади с административным регионом России или его значительной частью) в горизонтальной плоскости. Множество авиационных работ, вдали от крупных аэропортов, осуществляются под управлением диспетчеров МДП.

В условиях интенсивного воздушного движения под руководством одного Авиадиспетчера может находиться одновременно 10-20 ВС.

Подготовка авиационных диспетчеров - сложный процесс. В России начальное обучение проходят на протяжении 3-4 лет в специализированных средних и высших учебных заведениях. Повышение квалификации происходит раз в 2 года, её результатом является подтверждение действующего сертификата авиадиспетчера. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является знание английского языка в пределах, установленных международными нормами. 4 - обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.

Авиадиспетчер регулярно проходит врачебно - летную экспертную комиссию по аналогии с пилотами гражданской авиации, по результатам которой выдается заключение о профессиональной пригодности, позволяющее ему продолжать работу на протяжении следующих 2 лет. По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет работа диспетчера «Подхода»).

В Российской Федерации право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 - ФЗ)

С каждым годом в России растёт число авиаперевозок, как на внутренних, так и на международных линиях. Открываются новые направления, аэропорты страны продолжают осваивать иностранные авиакомпании. Люди привыкли летать: деловые поездки, командировки, отпуска - перелёты давно стали чем-то обыденным. Однако мало кто из поднимающихся по трапу на борт воздушного судна пассажиров задумывается над тем, а кто собственно руководит всем этим огромным потоком прилетающих и вылетающих самолётов, и каким образом осуществляется управление этим огромным и находящимся в непрерывном движении механизмом.
1.

Сегодня поговорим об этом немного подробнее на примере Домодедовского центра ОВД, который является структурным подразделением Московского центра АУВД.


В функции центра входит обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэродрома Домодедово. Управление воздушным движением в районе аэродрома Домодедово осуществляется по технологии «TOWER» (Вышка - Командно-диспетчерский пункт) на двух языках: русском и английском...
2.

Всё, что происходит на лётном поле аэродрома, происходит только под контролем и по командам диспетчеров. Это касается не только пилотов воздушных судов, но в том числе и наземных технических служб. Правда для пассажиров всё это так и остаётся совершенно незаметным на протяжении всего времени пребывания в стенах аэровокзального комплекса и на борту самолёта...
3.

После того, как самолёт подготовлен к полёту, экипаж воздушного судна должен получить от диспетчера аэродромного диспетчерского пункта разрешение на этот полёт. Далее, уже за несколько минут до вылета, экипаж запрашивает у диспетчера руления разрешение на запуск двигателей и после его получения начинает подготовку к взлёту. Диспетчер руления также сообщает маршрут движения к взлётно-посадочной полосе (ВПП) и разрешает выруливание на так называемый предварительный старт - место на рулёжной дорожке непосредственно перед полосой...
4.

После доклада экипажа о занятии предварительного старта диспетчер руления передаёт воздушное судно под управление диспетчера старта, который разрешает занятие исполнительного старта, то есть выруливание непосредственно на полосу и выравнивание по её осевой линии, сообщает условия для взлёта и после доклада экипажа о готовности даёт разрешает взлёт...
5.

После взлёта самолёт переходит под контроль Московского аэроузлового диспетчерского центра (МАДЦ). Его последовательно обслуживают диспетчеры: круга и нижнего подхода, которые могут вносить коррективы в установленную процедуру выхода на воздушную трассу; затем верхнего подхода, контролирующие воздушное судно до занятия им предписанного эшелона и выхода из Московской воздушной зоны (МВЗ), и, наконец, диспетчеры Районного Диспетчерского Центра (РДЦ), которые обслуживают самолёт на эшелоне...
6.

Немного подробнее поговорим именно на работе диспетчеров старта, в чью зону ответственности входит воздушное пространство, включающее в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также площадь маневрирования (взлетно-посадочная полоса и рулёжные дорожки) ...
7.

На сегодняшний день в аэропорту Домодедово функционируют две параллельные ВПП с курсами 14L/32R и 14R/32L, на всех четырёх направлениях работает Курсо-Глиссадная Система (КГС), позволяющая самолётам, имеющим на борту соответствующее оборудование, максимально автоматизировать процесс посадки и обеспечивать безопасность полетов при метеоминимуме III-А категории ИКАО (при вертикальной видимости до 15 метров и горизонтальной видимости до 200 метров) ...
8.

Одновременно, как правило, работают только два курса, которые в основном определяются направлением ветра. Но приоритетным считается курс 32, т.к. при заходе на посадку на ВПП 32L и 32R проще создавать интервал между воздушными судами, тогда как при посадке на 14-е полосы пространство для манёвра ограничивает Москва (полёты над которой ниже 8000 метров запрещены), а также Внуково и Раменское...
9.

Для эффективной работы двух существующих полос предстоит ввести в строй ещё один локатор, который уже построен на территории аэропорта, но ещё не сопряжён с существующей системой управления воздушным движением ТЕРКАС (TERCAS - Terminal and En-Route Control Automated System). Три радиолокатора: по одному в Домодедово, во Внуково и в Шереметьево - обеспечивают полное покрытие МВЗ, новый локатор позволит значительно улучшить работу действующих систем и перекрывать диапазон от земли до высоты 500 метров на максимально точном из возможных уровней...
10.

Существуют планы строительства третьей ВПП, под будущее строительство уже зарезервирована территория площадью 9550 Га. Также в связи с расширением и увеличением количества полос планируется строительство новой диспетчерской вышки высотой до 100 метров...
11.

Сейчас расписание аэропорта составлено таким образом, что с 7 до 23 часов каждый час совершается не менее 40 взлётно-посадочных операций, чтобы как можно более равномерно распределить нагрузку по времени. В течение ближайшего года с введением новой структуры воздушного пространства в МВЗ в условиях работы обеих полос аэропорт Домодедово будет способен обеспечить пропускную способность до 90 взлётно-посадочных операций в час. В 2013 году пиковая нагрузка составляла 59 операций в час...
12.

В целом, пропускная способность аэропорта даже выше, чем может обеспечить подход. Связано это ещё и с тем, что раньше распределение рейсов между аэропортами МВЗ определялось в основном с учётом географического принципа: Шереметьево обслуживало северное и северо-западное направления и все международные рейсы, Внуково - южное и юго-восточное направления, Домодедово - восточное...
13.

В настоящее же время в условиях конкуренции между аэропортами географический принцип распределения потоков воздушных судов больше не является ключевым, что наряду с запретом на полёты над Москвой в свою очередь увеличивает нагрузку на МВЗ...
14.

Высота имеющейся вышки составляет 42 метра, с неё просматривается практически вся территория аэропорта. Обзор тех участков ВПП, которые закрыты сооружениями, обеспечивается с помощью видеокамер...
15.

В спокойной рабочей атмосфере, царящей в процедурном зале УВД, трудно поверить, что люди за пультами - представители одной из самых напряжённых и ответственных профессий!
16.

У диспетчеров 6 смен, в каждой - 10 человек: руководитель полётов, старший диспетчер и 8 диспетчеров (это списочный состав, по факту одновременно работает 6-7 человек). Режим работы диспетчера не должен превышать 36 часов в неделю. На смену диспетчеры выходят по графику: день, утро, ночь. При выходе на смену проводится 15 минутный инструктаж, ещё 15 минут уходит на приём/сдачу дежурства.

После двух часов работы положен 20 минутный перерыв, а при высокой интенсивности близкой к пропускной способности аэропорта 10 минутный перерыв после каждого часа работы. После ночного дежурства предоставляются три выходных дня. Отпуск составляет 28 основных дней и 39 дополнительных за вредные условия труда, что в итого составляет 67 дней...
17.

Обворожительная Наталья за несколько лет работы на вышке в Домодедово успела побывать во многих сложных ситуациях - такая уж у диспетчера работа. Но мыслей о смене работы никогда не возникало. Ещё в юности она выбрала себе эту профессию, да и вряд ли могло быть иначе, когда вся семья работала в аэропорту. Девушек в авиадиспетчеры раньше брали с большой неохотой, но на сегодня ситуация выровнялась. Молодые специалисты сегодня очень востребованы и такой проблемы уже не существует...
18.

Каждый диспетчер раз в два года проходит медицинскую комиссию, а каждые три года обязан получать сертификат на владение английским языком по IV категории ИКАО. На пенсию диспетчеры выходят в 50 лет, но это не означает, что работник сразу должен увольняться. Если позволяет медкомисия, а она у диспетчеров практически такая же, как и у пилотов гражданских судов, то люди продолжают работать. Основным критерием в этом случае выступает здоровье...
19.

В момент съёмки полосу 14L контролировал один диспетчер, а соседнюю (14R) - два. В это время на торце полосы 14L велись плановые работы, и посадка на неё не производилась, соответственно и нагрузка была меньше. Тогда как полоса 14R работала и на взлёт, и на посадку, и её обслуживали два диспетчера: диспетчер управления (работает непосредственно с экипажами воздушных судов - ведёт радиообмен) и диспетчер обеспечения (управляет движением транспорта, обеспечивает взаимодействие с другими службами, ведёт журнал взлётов/посадок и помогает управлению включая работу со светосигнальным оборудованием ВПП). Распределением сотрудников занимается старший диспетчер, руководствуясь текущей обстановкой...
20.

Дежурный инженер электрослужбы проверяет светосигнальное оборудование ВПП (надеемся, что с работой этого оборудования удастся познакомиться поближе в следующий раз).
Огни ВПП регулируются диспетчером вручную в зависимости от метеорологической видимости. На метеодисплее отображается видимость в трёх точках: в начале, в середине и в конце полосы. Интенсивность освещения выбирается по минимальной метеорологической видимости.

Если видимость хотя бы в одной из точек менее 600 метров, диспетчер сообщает экипажу её значения во всех трёх точках. Если видимость лежит в диапазоне от 600 до 2000 метров - сообщается только одно значение (в зоне приземления). Если же видимость составляет более 2000 метров - её значение не сообщают вообще. Всю метеорологическую информацию, видимость в том числе, экипажи получают от автоматического информатора (ATIS - Automatic Terminal Information Service). По запросу экипажа воздушного судна интенсивность свечения огней ВПП может быть изменена...
21.

В целом с течением времени работа диспетчера, пройдя стадию управления воздушными судами, трансформировалась скорее в обслуживание. В наши дни основной задачей диспетчеров управления воздушным движением является обеспечение экипажей аэронавигационной и метеорологической информацией, а также предотвращение опасных сближений...
22.

Для выдерживания безопасного интервала применяется метод векторения (в большей степени при заходе на посадку). Векторение - обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указаний экипажам определённых курсов на основе использования данных радиолокаторов. Основным отличием этапа векторения от других этапов полета является то, что ответственность за навигацию в этом случае берет на себя диспетчер.

Векторение заканчивается либо четким указанием экипажу на необходимость продолжить навигацию по своим средствам, либо выведением на курс, который позволит самостоятельно (по техническим средствам системы захода на посадку, например КГС) вывести воздушное судно на предпосадочную прямую, либо входом в зону визуального маневрирования. Осуществляется это изменениями либо курса, либо скорости...
23.

При угрозе сокращения безопасного интервала на предпосадочной прямой диспетчер может дать воздушному судну команду об уходе на второй круг. Безопасным считается интервал в 5 километров, а за тяжёлым самолётом (более 136 тонн) - в 10 километров. Второй возможной причиной команды об уходе на второй круг может стать наличие препятствий на ВПП. Во всех остальных случаях решение об уходе на второй круг принимает командир воздушного судна...
24.

Начальник службы движения Домодедовского центра ОВД Виктор Александрович Ситников демонстрирует наглядную схему, глядя на которую можно оценить степень упорядоченности воздушного движения. Для сравнения на левой схеме зелёными и красными полосами обозначены суточные траектории взлётов и посадок самолётов в лондонском аэропорту Хитроу, а на схеме справа голубым цветом окрашены области пролёта воздушными судами Московской воздушной зоны...
25.

Это лишь общие основы управления воздушным движением в аэропорту, в рамках одного рассказа невозможно охватить все особенностях этой сложной и многоуровневой системы. Но главное, что всё в ней подчинено одному общему требованию - обеспечению порядка и безопасности полётов воздушных судов. Выполнение именно этой, глобальной задачи в совокупности с работой остальных служб и является залогом приятного перелёта для пассажира...
26.

Ну а про великолепные виды с диспетчерской вышки и особенно в закатные часы даже и говорить не нужно, достаточно один раз увидеть - действительно есть где взгляду отдохнуть...
27.

Благодарим пресс-центр Московского центра АУВД, и пресс-службу аэропорта Домодедово за организацию этого мероприятия и содействие в проведение фотосъёмки.
Отдельное спасибо начальнику службы движения Домодедовского центра ОВД Виктору Александровичу Ситникову за очень содержательный и интересный рассказ о работе диспетчеров!

Взят у tankasan в Домодедово - вышка...

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

«Следственный комитет снял обвинение с диспетчера-стажера Светланы Кривсун по делу о крушении во Внуково самолета Falcon» — это сообщение ТАСС двухнедельной давности о событии, произошедшем почти полтора года назад. Тогда молодой специалист попала под домашний арест и все это время испытывала значительный стресс. Хорошенькое начало карьеры!

Да, это — один из рисков этой профессии. Но подобные риски не снижают ее привлекательности. Ведь авиадиспетчер — особая профессия, но в чем это выражается?

Как это называется?

Авиадиспетчер — это наименование целого семейства профессий по управлению воздушным движением. Если вы думаете, что набравший высоту самолет летит как хочет, то глубоко ошибаетесь. За ним пристально следит диспетчер, контролирующий горизонтальный полет на своей территории. Он не только обеспечивает безопасность полетов, предлагая пилотам нужные высоту и коридор движения, но и рекомендует оптимальный путь, содействуя экономии топлива.

Все диспетчеры связаны и взаимодействуют между собой в рамках единой системы организации воздушного движения в стране, а за ее пределами — руководствуясь едиными международными правилами. Какие диспетчеры бывают?

  1. Диспетчер вылета выдает разрешение на полёт по заявленному плану полета.
  2. Диспетчер руления контролирует движение лайнеров с момента запуска двигателей до предварительного старта и с момента заруливания на рулежные дорожки после посадки.
  3. Диспетчер старта и посадки разрешает взлёт и посадку, руководит взлетающими и заходящими на посадку самолетами, контролирует движение на взлётно-посадочной полосе и предпосадочной прямой.
  4. Диспетчер «круга» контролирует движение воздушных судов в зоне взлёта и посадки на высотах до 1500 метров и в радиусе 50 км от аэродрома. Выдаёт разрешение на выполнение захода на посадку прилетающим и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим самолетам.
  5. Диспетчер подхода контролирует движение лайнеров на высотах 1 800-5 700 метров и в радиусе 90-200 км от аэродрома.
  6. Диспетчер контроля следит за движением воздушных судов на высотах выше 3 350 метров в пределах установленных границ в горизонтальной плоскости и передает контроль за полетом следующему диспетчеру, когда самолет выходит за пределы его зоны ответственности.
  7. Диспетчер местных воздушных линий контролирует полеты до высоты 1 500 метров в пределах района ответственности (обычно соизмеримого по площади с административным регионом) в горизонтальной плоскости.

Здесь перечислено семь видов диспетчеров, но есть и другие виды, например, диспетчер процедурного и радиолокационного контроля района, диспетчер процедурного и радиолокационного контроля подхода, диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора, диспетчер-инструктор тренажера. Итак, они разные.

Как стать авиадиспетчером?

Подготовка авиационных диспетчеров, как и представителей любой другой сложной профессии, серьезный и ответственный процесс.

Специалисты готовятся на специализированных годичных курсах, в средних специализированных учебных заведениях (например, Санкт-Петербургскийавиационно-транспортный колледж гражданской авиации) и в вузах, например, в Санкт-Петербургском Государственном университете гражданской авиации, Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации и Московском Государственном техническом университете гражданской авиации. Эти вузы имеют филиалы в разных городах.

Диспетчеры регулярно проходят повышение квалификации и аттестацию с разной частотой, в зависимости от класса — ежегодно, раз в два или в три года. Руководители обучаются и аттестуются реже.

Обучение проводится либо на авиапредприятии, либо на базе специализированных учебных заведений.

Будущий диспетчер перед поступлением на учебу проходит врачебную комиссию. А став специалистом, делает это регулярно. Врачебно-лётная экспертная комиссия выдаёт заключение о профессиональной пригодности, позволяющее продолжать работу на протяжении следующих 4-х лет, если авиадиспетчер не старше 40-а лет, затем раз в два года и уже с 50-и лет авиадиспетчер должен проходить врачебно-летную экспертную комиссию каждый год, если он к этому возрасту не вышел на пенсию.

Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?

Рабочее место авиадиспетчера оснащено приборами навигации, средствами радиосвязи с пилотами и телефонной связи с другими диспетчерами и аэродромными службами. Кроме компьютера со специализированными программами, на рабочем месте присутствуют мониторы воздушной и метеорологической обстановки, различные табло, индикаторы и источники звуковых и визуальных сигналов, планшеты, графики, документы и справочники.

При этом специалист ведет переговоры с экипажем, следит за ходом полета на экране радара или монитора, поддерживает связь с метеослужбой и экипажами лайнеров, информируя их о погодных условиях или сообщая об изменении маршрута.

При этом, под контролем одного авиадиспетчера может находиться одновременно 10-20 воздушных судов.

Работа с техникой, разными источниками информации и каналами коммуникаций разного уровня предъявляет к диспетчерам целый ряд требований.

Требования к профессиональным качествам:

Среднее специальное или высшее образование по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» или «Управление движением воздушного транспорта».

Авиадиспетчер должен владеть английским языком и знать профессиональную летную терминологию на этом языке. По современным требованиям допуск к ведению полетов на международных трассах получают только те, кто владеет языком на 4-м уровне (из 6-и) по шкале ICAO (Международной организации гражданской авиации). Если диспетчер такого сертификата не имеет, он может работать только на местных линиях.

Требования к психологическим качествам:

По психоэмоциональной нагрузке эта профессия является одной из наиболее сложных, поскольку диспетчер несет ответственность не только за дорогостоящую технику, но и за человеческие жизни. Тем более, что эмоциональный резонанс в СМИ и сознании людей от авиакатастроф сильнее, чем, скажем, автокатастрофы, хотя происходят в сотни раз реже.

Поэтому помимо абсолютного здоровья для успешной работы авиадиспетчеру необходимо обладать высокой ответственностью и дисциплиной, стрессоустойчивостью, объемной оперативной памятью, пространственным воображением, способностью поддерживать внимание на высоком уровне активности в течение длительного времени.

Он должен уметь быстро определять воздушную ситуацию, поскольку ему приходится одновременно следить за несколькими объектами, движущимся в трехмерном пространстве в разных направлениях с разными скоростями, и управлять ими. Диспетчер должен отдавать команды в эфир и синхронно прослушивать переговоры своих коллег, работающих в смежных секторах. Кроме того, необходимо следить за экраном радиолокатора и вести записи на графике.

Как строится карьера в этой профессии?

Первичная карьерная ступенька — диспетчер-стажер. Далее диспетчеры могут специализироваться, например, в направлении управления воздушным движением или в направлении управления аэродромом. Но, так или иначе, им могут быть присвоены классы: первый, второй или третий. Они отражают степень квалификации специалиста.

Дальнейшие ступени роста: старший диспетчер, диспетчер-инструктор.

Начальник диспетчеров — руководитель полетов, руководитель диспетчерского пункта или диспетчерского центра разного масштаба — районного, зонального или главного центра организации воздушного движения.

Если посетить в интернете форумы диспетчеров, то можно заметить, насколько эти люди вовлечены в свою работу, как они ею гордятся, осознавая сложность, важность и уникальность такой работы. Они ощущают себя частью мировой системы, и это не слова: любой, владеющий английским языком диспетчер может работать за границей, поскольку система управления воздушным движением — международная.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, права диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, ответственность диспетчера аэродромного диспетчерского пункта.

Должностная инструкция диспетчера аэродромного диспетчерского пункта относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта ".

В должностной инструкции диспетчера аэродромного диспетчерского пункта должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности диспетчера аэродромного диспетчерского пункта

1) Должностные обязанности. Составляет суточный план воздушного движения на основании заявок на полеты, планов прилетов и вылетов воздушных судов, поступающих из других аэропортов, с учетом сведений о состоянии аэродрома и его готовности к приему и обслуживанию воздушных судов, запретов и ограничений на полеты. Анализирует метеоусловия в районе расположения аэродрома вылета, прогноз погоды по маршруту полета воздушного судна, на аэродроме назначения и запасных аэродромах. Согласовывает с диспетчерами военных и гражданских секторов центров организации воздушного движения и командиром воздушного судна условия полета при его выполнении вне воздушной трассы и вне международных воздушных трасс, при выполнении авиационных работ, а также задержанных рейсов и рейсов вне расписания. Взаимодействует с представителем авиакомпании и производственно-диспетчерской службой авиационного предприятия при внесении изменений в план движений. Контролирует ход подготовки экипажа и воздушных судов к вылету, обеспечение выполнения рейса после согласования с командиром воздушного судна или с представителем авиакомпании времени его переноса. Вносит изменения условий полета в формы используемой документации, передает выписки из плана воздушного движения диспетчерским пунктам и службам аэропорта согласно табелю внутриаэропортовой информации и табелю сообщений о движении воздушных судов. Осуществляет прием и выпуск воздушных судов и контролирует ход выполнения суточного плана воздушного движения.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта должен знать

2) Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: Воздушный кодекс Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся организации воздушного движения; федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации; федеральные авиационные правила; летно-технические характеристики типов воздушных судов; авиационную метеорологию; профессионально ориентированный английский язык; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации диспетчера аэродромного диспетчерского пункта

3) Требования к квалификации. Среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, наличие свидетельства, подтверждающего знание профессионально ориентированного английского языка (для диспетчера аэродромного диспетчерского пункта международного аэропорта).

Должностная инструкция диспетчера аэродромного диспетчерского пункта - образец 2019 года. Должностные обязанности диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, права диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, ответственность диспетчера аэродромного диспетчерского пункта.

      На диспетчерском пункте «Круг» осуществляется аэродромное диспетчерское обслуживание.

      На диспетчерском пункте «Круг» решаются следующие задачи обслуживания аэродромного движения и воздушного движения этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом:

      1. предотвращение столкновений между воздушными судами;

        ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;

        предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;

        уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.

      Настоящая технология разработана на основе Воздушного кодекса РФ, ФП «ИВП РФ», ФАП полетов в воздушном пространстве РФ, ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ», ФАП «ОрВД в РФ», ФАП «Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве РФ» с учетом местных условий и местных особенностей обслуживания воздушного движения, ИПП и АНП аэродромов Емельяново, Черемшанка, в развитии положений Руководства пользователя КСА УВД АЛЬФА и определяет перечень обязательных основных действий диспетчера ДПК при выполнении им служебных обязанностей в период дежурства.

      Диспетчер ДПК непосредственно подчиняется руководителю полетов АДЦ (РП АДЦ), старшему диспетчеру АДЦ.

      Диспетчеру ДПК в оперативном отношении подчиняются диспетчеры СДП и ПДСР.

      Диспетчер круга осуществляет ОВД в районе аэродромов в пределах установленных границ (рубежей) с использованием имеющихся средств РТОП и авиационной электросвязи, докладов ЭВС взаимодействуя с диспетчерами ДПП, СДП, ПДСР, ВСДП, МДП, (при выполнении совместных полетов с РП МЧС) и службами, обеспечивающими полеты.

      Функциональные обязанности диспетчера ДПК при осуществлении ОВД:

    осуществление ОВД и постоянного анализа воздушной и метеообстановки;

    осуществление радиообмена с экипажами воздушных судов;

    выявление конфликтных ситуаций и обеспечение соблюдения установленных интервалов эшелонирования между ВС;

    осуществление согласования и координации воздушного движения со смежными диспетчерскими пунктами;

    осуществляет ввод данных в КСА УВД «Альфа».

    контроль соответствия данных, содержащихся во входящих сообщениях данным, имеющимся в плановой подсистеме КСА УВД «Альфа»;

    осуществление обмена информацией со всеми заинтересованными органами в соответствии с Табелем сообщений и Табелем внутриаэропортовой информации.

      Постоянно действующие ограничения, предупреждения и указания.

      1. В районе аэродромов организованы полеты ВС всех типов по ППП, ПВП. Интервалы при заходах на аэродромы «Емельяново» и «Черемшанка» установлены как на одну ВПП (полосы считаются зависимыми). Высота полета по кругу (все полеты выполняются по давлению ВПП а/д Емельяново):

    ПВП – 200 м для ВПП а/д Емельяново;

    ПВП – 200 м. для ВПП а/дЧеремшанка;

    ППП – а/д Емельяново МК-108 – 600 м., МК-288 – 600 м. а/д Черемшанка МК-108 – 600 м., МК-288 – 500 м.

        В зоне ответственности диспетчера ДПК имеются зоны ограничений для полетов ВС:

    Зона UNR1163 – 560730с 0921706в, 560736с 0921800в, 560806с 0921754в, 560754с 0921706в, 560730с 0921706в. (КРУТОКАЧИНСКИЙ) Высота ограничений от земли до высоты AGL 800м.

    Зона UNR1174 – 555718с 0925218в, 555736с 0925554в, 555712с 0925430в, 555718с 0925218в. (ТОРГАШИНСКОЕ). Высота ограничений от земли до высоты AGL 750м.

    Зона UNR1175 – 555500с 0931024в, 555512с 0931054в, 555500с 0931106в, 555448с 0931042в, 555500с 0931024в.(БЕРЕЗОВСКОЕ) Высота ограничений от земли до высоты AGL 750м.

    Зона UNR1213- 555700с 0923700в, 554100с 0924500в, 554100с 0925700в, 554300с 0930400в, 554700с 0930400в, 555000с 0930100в, 555700с 0924600в, 555700с 0923700в. (Заповедник “Столбы”). Высота ограничений от земли до высоты AGL 500м.

    Зона UNR1178 - предназначена для проведения учений и боевых артиллерийских стрельб. Граница проходит по точкам с географическими координатами: 561800с 0924200в, 561800с 0924900в, 561900с 0925700в, 561700с 0925800в, 561400с 0925800в, 561400с 0925100в, 561300с 0924500в, 561500с 0924300в, 561800с 0924200в, (полигон ТАСКИНО). Высота ограничений от земли до FL 200 (6100м). Высота траектории полета снарядов и мин достигает 5000м. Проведение учений и стрельб возможно только при наличии непрерывной двухсторонней связи между РПА (диспетчером) и руководителем учений, стрельб, а также при отсутствии ВС в секторе 30-80гр. на удалении от 15км до 30км. и по согласованию с РЦ ЕС ОрВД.

        При получении сообщения о выпуске шарзонда диспетчер обязан проинформировать ЭВС:

    о времени выпуска;

    о предполагаемом смещении (согласно схемы);

        При поступлении с борта ВС сообщения о получении рекомендации бортовой системы предупреждения столкновений (ТКАС) по разрешению угрозы столкновения (RA) диспетчер ОВД не должен предпринимать попыток изменить траекторию полета ВС до тех пор, пока ЭВС не сообщит о разрешении конфликтной ситуации. Как только ВС прекращает соблюдать диспетчерское разрешение или указание в связи с выполнением им RA или пилот сообщает о RA, с диспетчера ОВД снимаются задачи за обеспечение эшелонирование между данным ВС и другими ВС, непосредственно затрагиваемыми маневрированием, начатым в соответствии с RA. На диспетчера ОВД вновь возлагается выполнение задач по обеспечению эшелонирования всех затрагиваемых ВС, когда:

    диспетчер подтверждает получение от ЭВС донесение о том, что его ВС вновь выполняет полет в соответствии с текущим диспетчерским разрешением, или

    диспетчер подтверждает подтверждение от ЭВС донесение о том, что его ВС возобновляет выполнение текущего диспетчерского разрешения, и выдает альтернативное диспетчерское разрешение, которое подтверждается ЭВС.

        При срабатывании наземной системы предупреждения опасных сближения (СПОС) диспетчер обязан:

    принять срочные меры по обеспечению безопасных интервалов между ВС,

    доложить и получить указания от РП АДЦ (ст. диспетчеру); Примечание: При срабатывании СПОС в режиме ПКС (потенциально конфликтная ситуация) диспетчер обязан проанализировать причину возникновения ПКС и принять необходимые действия по обеспечению безопасных интервалов, путем выдачи экипажу (экипажам) соответствующих указаний, усилить контроль за конфликтующими воздушными судами до прекращения срабатывания ПКС. При срабатывании СПОС в режиме КС (конфликтная ситуация) диспетчер обязан срочно принять меры по предотвращению конфликтной ситуации, с последующим докладом РП АДЦ

      Диспетчер круга в случае ухудшения своего самочувствия, должен сообщить об этом РП АДЦ (старшему диспетчеру АДЦ), который обязан обеспечить подмену.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...