Дорога Гигантов — творение ирландского великана Финна. Дорога легендарных гигантов Тропа гигантов ирландия

Дорога гигантов - впечатляющее скальное образование на побережье Антрима Северной Ирландии. Участок состоит из около 40 000 базальтовых колонн, поднимающихся из моря. Дорога гигантов является единственным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в Северной Ирландии.

Необычное образование возникло в результате природных процессов во время Палеогена (65-23 млн лет назад), когда Северная Ирландия подвергалась мощной вулканической активности. В этот период расплавленный базальт соприкасался с меловыми пластами, образуя лавовое плато. Когда лава быстро остыла, плато сократилось и треснуло, образуя 40 000 шестиугольных колонн различной высоты, которые выглядят как гигантские ступеньки. Высота самой большой из них составляет почти 11 метров.

Легенда

Популярная мифология приписывает создание дамбы Ирландскому гиганту по имени Fionn mac Cumhaill (или Finn MacCool). Чтобы доказать свою превосходную силу и статус, Фионн решил сразиться с соперником, шотландским гигантом по имени Бенандоннер. Поскольку не было лодки достаточно большой, чтобы перевести огромного Финна через море, для противостояния Беннандоннеру, он построил свой собственный путь из ступенек из Ирландии в Шотландию.

Однако, когда он пересек море, он увидел, насколько величен Беннандоннер. Он побежал обратно в Ирландию, прежде чем Беннандоннер увидел его, но дамба была построена, и Беннандоннер пришел в бой. Фионн залез в кроватку, и когда Беннандоннер подошел к двери, чтобы сразиться с ним, его жена сказала ему не разбудить ребенка. Увидев, насколько большим является «ребенок» Фиона, Беннандоннер испугался и побежал обратно в Шотландию.

Хотя феномен базальтовых колонн относительно редок, есть несколько таких примеров скальных образований, найденных во всем мире, включая в Шотландии, Los Prismas Basalticos в Мексике и Devil"s Postpile в Калифорнии.

Тропа гигантов - так называется необычное место на берегу Атлантического океана в Северной Ирландии. Здесь стоят 40 тысяч огромных базальтовых колонн плотно прижатых друг к другу. Их поверхность словно образует гигантскую тропу, ведущую от океана к большому вулкану.

Именно благодарю извержению этого вулкана несколько десятков миллионов лет назад, по мнению учёных, и появилась необычная природная конструкция. Необычная форма колонн объясняется химическим составом лавы, которая при затвердевании сжималась. Шестигранные каменные столбы - самая странная структура, порождаемая застывшей лавой. Долгое время учёные ломали голову, почему порода приобрела именно вид многоугольных столбов. В настоящее время доказанной считается гипотеза, что такой их вид связан с чрезвычайно медленным остыванием расплавленного вещества, и его постепенным сжатием. Аналогичным с этим процессом учёные называют высыхание мокрой грязи или глины, так же растрескивающейся, и образующей причудливый узор.

Большинство колонн имеют шесть, семь или восемь граней, и всего одна - три. Их высота в среднем составляет около 6 метров. Столбы настолько плотно прижаты друг к другу, что между ними сложно даже просунуть тонкий нож. Общая площадь необычного объекта, являющегося одним из самых популярных туристических мест Ирландии, составляет 4,5 тысячи квадратных метров (300 на 500).

Впрочем, название "Тропа гигантов" говорит нам о том, что история её появления описывается и в местных легендах. Согласно им, дорогу в древние времени, когда Землю населяли огромные люди, построил ирландский великан Финн Мак Кумал от своего дома на побережье до крепости своего врага, находящейся на Гебридских островах. Придя к нему, он обнаружил, что соперник намного крупнее и, стало быть, сильнее его. Финну пришлось спасаться бегством. Вернувшись домой, он попросил свою супругу запеленать его как младенца и положить на берегу. Увидев такое "гигантское дитя", его враг подумал, что с папашей такого огромного младенца лучше не встречаться, и вернулся домой, попутно разрушив за собой каменную дорогу через океан.

Каково бы ни было происхождение Тропы великанов это место уже давно считается одним из живописнейших в мире. Оно вдохновило не одного писателя и художника на создание романтичных произведений. В 1986 году Тропа великанов была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а через год она стала национальным заповедником Северной Ирландии.

Дорога гигантов – это около 40 тысяч тесно стоящих друг к другу базальтовых столбов на северо-восточном побережье Северной Ирландии. Их верхушки, словно булыжники мостовой, уступами ведут от подножья прибрежных утёсов и постепенно исчезают в море. Большинство столбов каким-то непостижимым образом имеет форму почти идеальных шестигранников. Они как детали гигантского каменного пазла тянутся вдоль берега моря на протяжении трёх километров.

Вот уже полтора десятка тысяч лет Дорога гигантов сопротивляется здесь необузданным штормам Северной Атлантики. Много веков странная регулярность её каменных колонн заставляла местных пастухов и рыбаков сочинять о ней легенды. Они придумали собственную историю её возникновения задолго до того, как этот секрет был по-настоящему раскрыт наукой.

Великанский межэтнический конфликт

Согласно легенде, уходящие в море столбы – это остатки дороги, построенной ирландским великаном Фином МакКулем. Он решил соорудить её после того, как был вызван на бой великаном из Шотландии по имени Бенандоннер.

Чтобы добраться до жившего за морем соперника, МакКуль стал отрывать от прибрежных скал огромные камни и кидать их в море. Так появилась 25-мильная дорога, ведущая к логову Бенандоннера – пещере на шотландском острове Стаффа. Теперь Фин мог перейти по ней Северный пролив и проучить наглеца.

Однако постройка дороги так его утомила, что он решил сначала отдохнуть – вернулся домой и лёг спать.

На следующее утро, когда Фин МакКуль всё ещё спал крепким сном, его великанша-жена проснулась от звука грозных шагов. Это приближался успевший первым воспользоваться новой дорогой огромный и страшный Бенандоннер. Увидев его, она подумала: «Моему мужу ни за что с таким не справиться», – и быстро накинула на спящего одеяло и детский чепчик.

– Где Фин? – проревел Бенандоннер, подойдя к их дому. – Где прячется этот трус?

– Потише, ты разбудишь нашего малыша! – ответила жена, указывая на спящего супруга.

Бенандоннер взглянул на «ребёнка» и его немедленно охватила паника. Если уж сын Фина был таким большим, то каким же тогда окажется его отец? Шотландец решил не выяснять этого, и поспешно ретировался к себе в пещеру. По пути он разрушил построенную Фином дорогу, чтобы тот не смог его догнать.

Легендарные загадки и научные отгадки

Легендарный Фин МакКуль неспроста строил свою дорогу именно к маленькому острову Стаффа. Народное предание выбрало этот крошечный кусочек суши потому, что он сложен такими же базальтовыми столбами, что и североирландская Дорога гигантов. Внешняя схожесть двух мест породила единый объясняющий миф.

Интересно, что с научной точки зрения базальтовые колонны Стаффы и Дороги гигантов действительно имеют общее происхождение. Оно, разумеется, никак не связано с «разборками» легендарных великанов, и обусловлено единством их геологической истории.

Базальтовые столбы Дороги гигантов спускаются от подножья прибрежных холмов и исчезают в море.

Учёный мир впервые узнал о Дороге гигантов в 1693 году, когда о ней Лондонскому королевскому обществу сообщил сэр Ричард Балкли из дублинского Тринити-колледжа. Известие вызвало немалое смятение в образованных кругах того времени. Это был первый случай, когда наука имела дело с базальтовыми столбами, и по поводу причин их появления стали вестись жаркие споры. Некоторые считали Дорогу гигантов творением рук человека, другие – результатом неизвестных природных процессов, а кое-кто даже всерьёз склонялся к «великанской» теории.

Первая верная мысль о происхождении Дороги появилась на страницах научной печати в 1768 году в одном из томов иллюстраций к эпохальной французской «Энциклопедии». В качестве комментария к гравюре с её изображением французский геолог Николя Демаре (1725 – 1815) высказал предположение о вулканической причине её появления. Более поздние исследования подтвердили его правоту.

Настоящая история Дороги гигантов

Сегодня известно, что Дорога гигантов возникла около 60 миллионов лет назад, когда началось разделение Европы и Северной Америки.

В тот период в результате расхождения Евразийской и Северо-Американской литосферных плит в земной коре начали образовываться разрывы, через которые на поверхность неоднократно изливалась базальтовая лава. Застывая, она сформировала огромное лавовое Тулеанское плато, площадь которого учёные оценивают как минимум в 1,3 млн км 2 .

В последующем оно было разорвано и скрыто водами Северного Атлантического океана. Сегодня его остатки разбросаны на огромных пространствах от Норвегии, Шотландии и Ирландии до Фарерских островов, Исландии и восточной Гренландии. Дорога гигантов и базальтовые столбы острова Стаффа – самые известные результаты его формирования.

Всего в районе Дороги гигантов во время возникновения Тулеанского плато отмечены три фазы вулканической активности. Они известны как нижний, средний, и верхний базальты и разделены двумя длительными периодами относительного спокойствия, когда поверхность излившейся и застывшей лавы подвергалась эрозии. Эрозия самого древнего, нижнего базальтового слоя и создала условия для формирования Дороги.

Во время первого из этих «эрозионных» периодов водные потоки прорезали в нижних базальтах многочисленные долины. Позже, когда излилась лава средних базальтов, её огромные массы скопились в этих долинах и стали там очень медленно остывать. Именно низкая скорость остывания и стала ключевым фактором появления каменных столбов Дороги гигантов.


Уходящая в море Дорога гигантов. Такие же базальтовые столбы находятся на шотландском острове Стаффа на другой стороне Северного пролива.

Как выяснили учёные, сжимаясь при медленном остывании, базальт начинает трескаться. В большинстве случаев трещины формируются под углом 120°, поскольку при этом высвобождается наибольшее количество избыточной поверхностной энергии на границах раздела фаз. Так формируются шестиугольные горизонтальные сечения будущих базальтовых столбов.

По мере остывания трещины уходят с поверхности вглубь массива. Их протяжённость зависит от мощности базальтового слоя: чем он толще, тем длиннее формируются столбы. Наибольшая высота колонн Дороги гигантов составляет 12 метров, и это далеко не рекорд. В исключительных случаях, как, например, у в американском штате Вайоминг, они могут достигать ста и даже более метров в высоту.

Толщина колонн также в основном определяется скоростью остывания: чем она ниже, тем большего диаметра колонны возникают. Средняя толщина столбов Дороги гигантов составляет 30 см.

Приблизительно через два миллиона лет после формирования столбов, в районе будущей Дороги гигантов произошли новые извержения. Их результат – слой верхних базальтов – оказался недостаточно массивным, чтобы породить собственные каменные колонны, но его вполне хватило на то, чтобы на долгое время скрыть уже имевшиеся.


Шестиугольник – самая распространённая форма сечения базальтовых столбов, поскольку угол между его смежными сторонами равен как раз 120°. Колонны с другим числом граней образуются реже.

Вновь увидеть свет будущей Дороге гигантов помогли ледники. В период последнего ледникового максимума они «соскребли» покрывавшие её более поздние геологические наслоения и обнажили базальтовые столбы. Затем, когда около 15 тысяч лет назад ледник начал отступать, уровень океана поднялся, и Дорога гигантов приобрела свой нынешний вид.

Объект всемирного наследия

Поскольку Дорога гигантов является образцово-показательным примером процессов, имеющих отношение к геологической эволюции Земли, и при этом ещё и связана с культурным наследием Северной Ирландии, она защищена многочисленными охранными статусами.

Наиболее значимый из них – статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, присвоенный Дороге гигантов и прилегающему к ней побережью Козвэй-Кост в ноябре 1986 года. Кроме того, Дорога вместе с побережьем является государственным заповедником, а также входит в состав одного из так называемых «районов особого научного интереса».

В дорогу к Дороге

За последние 300 лет Дорога гигантов стала одним из символов Северной Ирландии и её самой популярной туристической достопримечательностью. Первые туристы стали появляться здесь практически сразу же после «открытия» сэра Балкли. В XIX веке их поток стал массовым, особенно после постройки в 1880-х годах гидроэлектрической трамвайной линии, связавшей Дорогу с курортным городком Портраш.

Сегодня на Дороге гигантов каждый год затворами своих фотоаппаратов щёлкает огромное количество туристов. Только в 2014 году здесь побывало 788 тысяч посетителей со всего мира.

Добраться до знаменитых базальтовых столбов не сложно. Дорога гигантов находится в графстве Антрим в 3,2 км от посёлка Бушмилс. Поездка сюда на частной машине из Белфаста займёт 1 час 25 минут, из Дерри – 1 час 10 минут, из Дублина – 3 часа 45 минут.

Можно воспользоваться общественным транспортом: сесть на поезд в Белфасте или Дерри и доехать до города Колрейн. Дальше – 17,7 км на автобусе.


Ещё один крупный план базальтовых столбов Дороги гигантов.

Побережье Козвэй-Кост открыто круглый год без ограничения времени. К гранёным столбам от официального входа ведут четыре удобных пешеходных тропы. Прогулка по ним, как и по самому побережью, бесплатна. При желании можно оплатить тройную дополнительную услугу: посещение нового туристического центра (открыт в июле 2012 года), аудиогид на 9 языках (в том числе и на русском) и буклет-схему.

Вот уже много веков грубая симметрия базальтовых столбов Дороги гигантов не перестаёт интриговать и вдохновлять посетителей. Прогулка по ней подобна путешествию назад во времени. Её ступени ведут одновременно и к созидательным катаклизмам миллионнолетнего прошлого, и в туманные легенды ирландской старины. Без визита сюда ни одно путешествие в Северную Ирландию не может считаться законченным.

Река, согнутая в дугу

При первом же взгляде на этот крутой изгиб реки Колорадо в северной части штата Аризона, США, становится понятно, откуда взялось его название – Подкова. При своих почти идеально симметричных 270 градусах разворота этот речной меандр действительно очень напоминает лошадиную «обувь». Необычная форма, живописные скалы более чем 300-метровой высоты и сравнительная доступность сделали Подкову чрезвычайно популярным туристическим объектом. Сегодня это одна из самых узнаваемых и часто фотографируемых природных достопримечательностей Юго-запада Соединённых Штатов Америки.

Как согнуть в дугу целую реку

Как полагают геологи, аризонская Подкова возникла около 5 миллионов лет назад, когда в результате тектонического подъёма Колорадского плато древняя река Колорадо на границе будущих штатов Аризоны и Юты была вынуждена подстроиться под новый рельеф местности. Следуя разломам в массивах местных песчаников, она постепенно выточила в них целый каньон. Сегодня он известен под названием Глен, и Подкова является его самым причудливо изогнутым участком.


Цвет скал и воды у Подковы меняется в течение дня. Одни из лучших кадров получаются на закате.

В 1963 году каньон был практически полностью затоплен водами огромного водохранилища Пауэлл. Свой первоначальный вид он сохранил только в самой южной части протяжённостью около 24 км (где, собственно, и находится Подкова).

Кстати, Глен – это северный сосед знаменитого Большого каньона, имеющего очень схожую геологическую историю.

Легкодоступная красота

Подкова – одно из тех немногих феноменально красивых мест, до которых под силу добраться путешественникам с практически любыми физическими возможностями. Она расположена всего в 6,5 км к юго-западу от аризонского городка Пейдж, от которого к изгибу ведёт 89-я автомагистраль. С неё между мильными столбами № 544 и № 545 сворачивает грунтовая дорога, и далее практически сразу находится специальная парковка и начало пешеходной тропы. Короткий подъём до небольшой беседки на холме, затем пологий спуск – и перед глазами открывается могучий изгиб Подковы.

В целом пешая прогулка туда-обратно расстоянием где-то в пару километров занимает около 45 минут.

К Подкове можно ехать круглый год, разрешений и отдельных билетов на её посещение не требуется. Придётся только заплатить за доступ в Национальную зону отдыха «Каньон Глен», на чьей территории Подкова находится. Доступ стоит 25$ с частной автомашины и выдаётся на срок до семи дней.

В Национальной зоне отдыха запрещается мусорить, а также любым образом нарушать дикую природу и оставлять надписи. Можно выгуливать собак на коротком поводке (не длиннее 1,8 м).

Отправляясь к Подкове, рекомендуется брать с собой побольше воды (хотя бы 1 литр на человека), а также солнечные очки и головной убор, поскольку на тропе кроме беседки на полпути отсутствует тень. Для тех, кто увлекается фотографией, обязателен широкоугольный объектив – без него масштаб Подковы просто не охватить. Разумеется, следует быть острожным на смотровой площадке – на ней нет никаких перил и ограждений.


Высота над уровнем моря на смотровой площадке Подковы составляет 1285 м. Высота над рекой Колорадо – чуть более 300 м. Ограждений нет, поэтому нужно соблюдать осторожность. В июле 2010 года здесь сорвался и погиб турист из Греции.

С точки зрения красоты пейзажа лучшее время для посещения Подковы – примерно с 9:30 утра (когда река избавляется от густой тени) и до полудня. В сам полдень из-за отсутствия теней вид на знаменитый изгиб будет несколько плосковат. Вечер до заката включительно тоже неплохой вариант, но в этом случае солнце будет светить в глаза.

В относительной близости от Подковы расположено сразу несколько других первоклассных достопримечательностей. Так, непосредственно к северу от Пейджа находится внушительная стена плотины «Глен-Каньон» высотой 220 метров, за которой начинается водохранилище Пауэлл. В 45 км на запад от Подковы лежит знаменитая аризонская Волна – песчаниковая скальная формация совершенно невероятной красоты. А в 12 км в обратную сторону (то есть на восток) расположен не менее знаменитый Каньон Антилопы.

Ну и наконец, к юго-западу от изгиба вниз по течению реки Колорадо начинается Большой каньон – один из самых необычных и впечатляющих геологических объектов земного шара.

Достопримечательный свежачок

На вершине одного из покрытых тайгой горных хребтов Гремячинского района Пермского края находится изрезанный глубокими трещинами мощный скальный массив. Пересекающие его крест-накрест крупные и не очень расселины образуют причудливый лабиринт, напоминающий улицы, переулки и площади какого-то давно заброшенного поселения. Это – так называемый Каменный город, одно из самых популярных туристических мест современного Прикамья.

Три названия одного места

Сегодня Каменный город широко известен не только пермякам, но и многим гостям региона. Сюда, несмотря на отдалённость, круглый год тянется постоянный поток путешественников. Однако так было далеко не всегда: ещё пару десятилетий назад о Каменном городе знали лишь немногочисленные местные жители, да и то под совсем другими именами.


Трещины в скальном массиве Каменного города образуют сеть из больших и маленьких «улиц».

Дело в том, что Каменным городом это место нарекли уже современные туристы, а ранее в течение полувека оно звалось «Черепахами». Такое название ему в середине XX столетия из-за характерной формы двух самых высоких скал-останцев дали жители соседних шахтёрских посёлков Шумихинский и Юбилейный, основанных в 1953 и 1957 годах соответственно. Впрочем, и это имя не было изначальным: старожилы самого «возрастного» населённого пункта здешних мест – посёлка Усьва – издавна знали эти скальные обнажения как Чёртово городище.

Такое название – не редкость для уральской топонимии. Недалеко от Екатеринбурга, например, есть эффектная одноимённая гора, очень популярная у туристов и скалолазов. Кроме того, объекты с подобным наименованием встречаются и в других регионах России, поскольку чёртовыми городищами было принято называть скальные массивы и каменные гребни необычной формы. Очевидно, что люди, не зная подлинных геологических причин, приписывали их сооружение нечистой силе.

История появления

Как же на самом деле возник пермский Каменный город?

Учёные установили, что 350 – 300 миллионов лет назад на этом месте была дельта крупной реки. Её могучие потоки приносили с собой большие массы песка, которые со временем превратились в мощные залежи песчаника. Позже в результате перемещения тектонических плит, вызвавших образование Уральских гор, территория будущего Каменного города оказалась поднята высоко над уровнем моря и стала подвергаться выветриванию.


Кварцевый песчаник Каменного города. Бурый цвет обусловлен примесью гидроксидов железа.

За долгие миллионы лет вода, ветер, перепады температур и химические процессы углубили и расширили возникшие ещё во время тектонического поднятия трещины в скальной породе. Это и привело к появлению нынешних «улиц» и «переулков», ширина которых на данный момент может достигать восьми, а глубина – двенадцати метров. Другими словами, с научной точки зрения пермский Каменный город является скоплением останцев выветривания, сложенных мелкозернистыми кварцевыми песчаниками.

Дорога до Каменного города

Учитывая сегодняшнюю большую популярность Каменного города трудно поверить в то, что в старых путеводителях по Прикамью он даже не упоминается. Тем не менее, это так – ажиотажный спрос на гремячинские останцы появился у пермских любителей путешествий лишь в последние полтора-два десятка лет, а до этого они по причине плохой транспортной доступности были практически неизвестны массовому туристу.

К счастью с тех пор ситуация изменилась, и сегодня в Каменный город можно удобно попасть на автомобиле. Общий маршрут таков: сначала дорога до Усьвы (188 километров от Перми, 383 – от Екатеринбурга), потом ещё около двух километров по шоссе в сторону Кизела. Затем поворот направо к посёлкам Шумихинский и Юбилейный и пять километров по лесной грунтовке до автомобильной стоянки. Далее, свернув налево с дороги, где-то полуторакилометровый марш-бросок по хорошо заметной тропе и среди деревьев начнут виднеться первые останцы Каменного города.

На вершине Рудянского споя

Поскольку Каменный город находится неподалёку от главной вершины горного хребта Рудянский спой (526 метров над уровнем моря), тропа от грунтовки к останцам идёт вверх по небольшому склону. Хребет начинается на окраине посёлка Усьва и тянется на 19 километров на север до города Губахи. Рудянским он назван из-за протекающей в его южной части речки Рудянки, в бассейне которой в начале XIX века добывали железную руду. Споями же в Пермском крае раньше именовали покрытые лесом длинные горные хребты без резко выраженных вершин.


Скальный останец Черепаха – главный символ пермского Каменного города.

Каменный город (не считая разбросанных вокруг него многочисленных камней-одиночек) разделён на две неравные части. Первые скальные обнажения, к которым выходят туристы, относятся к так называемому Большому городу. Именно в нём возвышаются два самых крупных местных останца – Большая и Малая черепахи, из-за которых Чёртово городище в 1950-х годах и поменяло своё название.

Меньший из этих останцев по причине его сходства по форме с сидящей птицей сегодня более известен туристам как Пернатый страж. Больший, соответственно, теперь чаще называют просто Черепахой. Между ним и Пернатым стражем находится обширная и почти горизонтальная площадка – так называемая Площадь. На неё туристы попадают по Проспекту – самой широкой (до четырёх метров) и самой длинной трещине Каменного города. Практически отвесные стены Проспекта местами достигают восьми метров высоты.


Пернатый страж, как и виднеющаяся за ним Черепаха, часто становится объектом проводимых в Каменном городе ежегодных соревнований по скалолазанию между спасателями МЧС, горными туристами и спелеологами Пермского края.

Вправо и влево от Проспекта отходят узкие трещины-улицы. Одна из них (та, что огибает Черепаху) имеет самые высокие – до 12 метров – стены в городе. По двум другим можно подняться над скальным массивом и оттуда во всей красе увидеть перед собой и Каменного стража, и Черепаху.

Примерно в 150 метрах севернее Большого находится Малый город. Несмотря на гораздо меньшую площадь по сравнению с соседом, он тоже очень интересен и живописен. Его главная «улица», к примеру, даже более эффектна, чем описанный выше Проспект. Кроме того, здесь имеется любопытный каменный гребень со сквозным отверстием в основании. Единственная проблема заключается в том, что в Малый город нет ярко выраженной тропы, и его не всегда бывает просто найти.

Приезжать в Каменный город можно в любое время года, но особенно красиво здесь в солнечные осенние дни. В это время по его утопающим в ярких красках улочкам можно бродить бесконечно. Именно поэтому в конце августа и в начале осени в Каменном городе бывает самый большой наплыв посетителей.

Впрочем, немало туристов приезжает сюда и зимой, когда и сами останцы, и растущие прямо на них деревья эффектно укрыты белоснежными шапками сугробов. Поэтому, отправляясь в Каменный город в зимние месяцы, не стоит опасаться того, что здешние тропы окажутся непроходимыми из-за глубокого снега. Они наверняка будут отлично протоптаны группами предыдущих визитёров.


Каменный город находится сразу к западу от главной вершины хребта Рудянский спой. Отсюда открываются незабываемые виды на бескрайний океан уральской тайги.

Перед посещением Каменного города необходимо запастись водой, так как в нём нет крупных водных источников. Также, поскольку с 2008 года этот ландшафтный памятник природы регионального значения получил статус особо охраняемой природной территории, следует придерживаться определённых правил поведения.

Во-первых, разводить костры в Каменном городе можно лишь в специально оборудованных местах, используя для этого только сухостой и валежник (вырубать живые деревья и кустарники запрещено). Во-вторых, нельзя мусорить и оставлять после себя не потушенные кострища. В-третьих, запрещается тревожить животных и делать надписи на скалах, камнях и деревьях. Нарушение этих правил грозит штрафом до 500 тысяч рублей.

Каменный город – не единственная природная достопримечательность в окрестностях посёлка Усьва. Неподалёку от него находится, например, и такой «флагман» туристической отрасли Пермского края, как Усьвинские столбы – огромная и чрезвычайно фотогеничная каменная гряда с живописным останцем Чёртов палец. Также большой популярностью у пермяков пользуются сплавы по реке Усьве.

Вообще, подобные Каменному городу останцы выветривания, связанные с избирательным разрушением горных массивов, являются одними из наиболее эффектных геоморфологических объектов Прикамья. Особенно много их на плоских вершинах Северного Урала, таких как хребты Чувальский камень, Курыксар, Лиственничный и на плато Кваркуш.

Миллионы лет вулканической деятельности на севере Ирландии сотворили это чудо - базальтовые образования десятками тысяч колонн вылезают из земли на побережье Козуэй, удивляя туристов своей необычной, но, в то же время, почти идеальной формой шестиугольника (есть также 4-5-7-8-угольные).

Не менее любопытна и легенда, которая описывает историю создания этого чуда.

Жили-были по соседству два великана - один хороший из Ирландии, другой нехороший хулиган из Шотландии.
Хорошего звали Финн Мак Кумал, а плохого Голлом Мак Морном.
И вот Финн решил избавить родину от одноглазого чудовища Голлома и построил мост из множества колонн, который соединил Шотландию и Ирландию...


И как-то так получилось, что Голлом первый пришел по этому мосту, чтобы сразиться с Финном.
А Финн был размером поменьше и перепугавшись вида Голлома, попросил жену что-нибудь придумать и спрятать его. Та перепеленала мужа как младенца, положила на скамью и когда Голлом спросил, дома ли Финн, ответила, что дома только новорожденный ребенок, а отца нет.
Великан посмотрел на "младенца" и стало ему нехорошо - если ребёнок такой огромный, то какой же папаша? "Что-то я очкую..."

Но в дом все-таки зашел, чтобы дождаться Финна.

Тем временем жена предложила Голлому угоститься лепешками, в тесто которых были замешаны железные сковороды и великан пообломал зубы.
Зато когда жена протянула Финну пустую лепешку, тот без проблем съел её. Чудовище удивилось, что ребенок способен прокусить такую твердую лепешку, и подумал, что его отец должно быть ещё сильнее.

Испугавшись, Голлом решил никогда не встречаться с Финном и убежал по мосту обратно в Шотландию, разрушая его. Так, по ирландскому сказанию, получилась Дорога Гигантов с разными по высоте колоннами из-за того, что по ней пробежался великан.

Билет для взрослого стоит 8,50 фунтов и табличка предупреждает, что он может быть проверен на выходе, но не обязательно.
В стоимость входит посещение кафе, музея, парковка и аудиогид.
Время было уже ближе к закрытию (приехали в 15 часов, а дорога закрывается в 17), и мы решили сэкономить - зачем нам музей?
И пошли не через официальные ворота - вон они справа, а в обход за десятком туристов, котрые тоже пошли без билета.

Здание кафе и магазина свтроено в холм и выполнено в стиле самой тропы.

На музей времени нет, скоро закат, но останавливаюсь, чтобы снять красивый свет.

С холма, откуда начинается маршрут, самой тропы не видно. Идти чуть больше километра, но можно за 1 фунт доехать на автобусе, который ходит каждые 10 минут.

Туда мы пошли пешком - с горы спускаться веселее.

Вот и Дорога Гигантов с разными уровнями базальтовых колонн.

Народа для зимы очень много.

Тропа спускается к морю начиная с высоты колонн в трехэтажный дом.

За туристами присматривают спасатели в ярких жилетах - на море небольшой шторм и дальше определенного места заходить нежелательно.

Забираться очень удобно - колонны выступают в роли ступеней. Только надо смотреть под ноги, чтобы не подскользнуться.

Издалека базальтовые столбы кажутся почти идеально ровными.

Вид в сторону материка - начало Тропы и вершина её.

Кстати, базальт не такой скользкий, как обычные камни, вполне можно ходить...

В 1986 году Тропа великанов была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а через год стала национальным заповедником Северной Ирландии.

Мы были во время отлива и смогли увидеть больше камней.

И тут вспоминаются мозаичные каменные дорожки в азиатских садах.

Розовая пена.

Внезапно свидетель.

Мои ботинки после лазания по обочине выглядят не лучшим образом.

Притащили штатив, но днем с ним не поснимаешь, а ближе к волнам подойти не дали.

Дорога гигантов известна как Мостовая исполинов или Тропа Великана. Это природный памятник в Северной Ирландии, представляющий собой геологическое скалистое образование из около 40 тысяч тесно прилегающих колонн, в основном базальтовых. Плосковершинные колонны диаметром от 30 до 50 см, преимущественно имеющие по 6 граней (хотя встречаются и 4, 5, 7 и 8-угольные), достигают высоты от 6 до 12 м и сверху напоминают громадные пчелиные соты.

Находится Дорога гигантов в 3 км от поселения Бушмилс и 100 км от Белфаста на побережье Козвэй-Кост, вместе с которым она стала в 1986 году объектом мирового достояния ЮНЕСКО, а через год – национальным заповедником Ирландии.

Дорогу исполинов еще именуют дорогой в никуда, поскольку внешним видом она напоминает трамплин, начинающийся у подножия скалы, тянущийся 275 м вдоль побережья и уходящий на 150 м в воды Атлантического океана.

Площадки и утесы

Дорога Гигантов состоит из трех площадок: Большой тропы и курганов Средней и Малой троп. Колонны расположены вокруг утесов, получивших из-за формы оригинальные названия (Утесы Арфы и Органа, Ткацкий станок Гиганта, Глаза Великана, Гроб Исполина, Пушки Гиганта). Также здесь можно найти Башмак Великана – булыжник высотой в 2 м.

Геологическая версия происхождения

По версии геологов, Мостовая гигантов,как и , образовалась без участия человека. Чудо природы появилось вследствие извержения древнего вулкана приблизительно 50-60 млн лет тому назад. Из расплавленного базальта были сформированы широкие лавовые плато, которые при быстром охлаждении сокращались и трескались.

Потребовался не один миллион лет, чтобы она поднялась из земли. Из-за твердости вулканической породы базальта, богатого железом и магнием, почва устойчива к разрушительному влиянию волн и ветра.

Мифическая версия происхождения

Согласно одному из преданий, Дорога Великанов – это мост между Ирландией и Шотландией, построенный легендарным кельтским героем Финном Маккулом для противостояния с одноглазым исполинским чудовищем Голлом. В то время, когда утомленный возведением моста Финн заснул, Голл перебрался на другой берег с целью расправы над спящим соперником.

На помощь Маккулу пришла его жена, запеленавшая мужа и выдавшая его за своего малого сына, который якобы только дорос отцу до пояса. Чудовище представило, каких размеров и силы мог быть отец этого ребенка, и в ужасе убежало, разрушив мост, чтобы не быть догнанным.

Примечательно, что у берегов Шотландии на остове Стаффа расположены подобные базальтовые колонны, окружающие пещеру Фингала (второе имя Финна Маккула). Достопримечательность стала известна еще в XVIII в. благодаря акварелям художницы Сюзанны Драри.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...