Фреска с магомедом в болонье. Демоны сериала «Дэмиен»: фрески Болоньи, Падуи и средневековые гравюры в продолжении «Омена. Великолепный часослов герцога беррийского

7 марта 2016 года в эфир вышел первый эпизод сериала «Дэмиен», основанного на серии британских триллеров «Омен». Впрочем, определение «основанный», в данном случае, не совсем корректное — сериал, снятый A&E, отвергает вторую и третью часть трилогии и опирается только на первый фильм серии, который был экранизирован дважды: в 1976-ом вышла оригинальная картина режиссера Ричарда Доннера, а премьера римейка «Омена» состоялась в самый, что ни есть символичный день календаря — 06.06.06.

Для тех, кто по какой-то причине про серию фильмов о становлении Антихриста ничего не слышал, краткий экскурс в суть дела. Предыстория такова: жена американского посла в Италии Ричарда Торна рожает младенца, но как только новоявленный отец прибывает в больницу, на входе его встречает священник с настолько грустными глазами и такими крупными мешками под ними, что становится понятно, этот гонец хорошие новости принести не может. Новостей, действительно, оказывается три: очень плохая, плохая и хорошая, излагает их священник, выглядящий скорее, как исчадие Ада, чем как слуга Господень, строго в правильной последовательности, то есть, сначала больно, потом приятно. Мол, мистер Торн, ваш сын родился мертвым, сожалею. Опять же, сожалею, ваша жена больше не сможет иметь детей, но, не расстраивайтесь, вот в соседней палате роженица во время родов вообще умерла, зато родившийся у нее мальчик здоровый и красивый. Не хотите взять его вместо своего? Мы никому ничего не скажем, и ваша жена не расстроится. Дипломат Ричард Торн на то и дипломат, чтобы решать вопросы дипломатически, а потому своей жене Кэтрин он вручает малыша из соседней палаты, которого пара нарекает звучным именем Дэмиен.

На фото: кадр из фильма «Омен» 1976 года

Само собой, Дэмиен — это Антихрист, о чем свидетельствует родинка в виде трех шестерок, скрытая под его красивыми темными волосами. В скором времени семейство перебирается из Рима в Лондон, где живет себе припеваючи до пятилетия малыша. И вот в возрасте пяти лет дьявольская натура ребенка начинает проявлять себя на разные лады: вначале в результате разнообразных несчастных случаев гибнут все, кто мог помешать процессу правильного взросления маленького Антихриста, следом за ними по очереди умирают все те, кто понимает, что случайности, в данном случае, не случайны. Затем погибает и приемная мать мальчика, после чего отец Дэмиена — Ричард Торн — проводит собственное независимое расследование и выясняет, что его приемный сын — Антихрист, а, значит, его нужно заколоть с помощью священных кинжалов. И тут уже в дело вмешиваются не темные силы сатаны, а старая-добрая британская полиция, которая успевает застрелить дипломата как раз в тот момент, когда он заносил руку с разящим клинком над телом приемного сына. Словом, все кроме Дэмиена умерли, конец первой части.

Во второй части, которую создатели сериала проигнорировали, Дэмиен взрослел, мужал и открывал для себя самого и окружащих свои тайные знания и умения, а серии смертей, замаскированных под несчатные случаи, множились вокруг молодого Антихриста в геометрической прогрессии. Ну, а в третьей, самой слабой и нелогичной части трилогии, Антихрист таки погиб от руки журналистки, с которой имел непродолжительные интимные отношения. Гибель Дэмиена Торна получилась настолько нелепой, что фанаты серии «Омен» долгие годы с надеждой ждали воскрешения любимого антигероя. Ждали, пока не дождались, спустя 15 лет после премьеры последнего фильма серии «Омен» второе пришествие Дэмиена Торна все-таки состоялось.

Постер сериала «Дэмиен»

В новой версии Дэмиену 30 лет, о своем детстве он ничего не помнит, со своей миссией в этом мире не знаком, а все разговоры об Антихристе поначалу принимает за бредни городских сумасшедших. Дэмиен Торн в версии 2016 года трудится фотографом в Сирии, и в день его тридцатилетия с ним начинает твориться все то, что должно наставить молодого Антихриста на путь истинный — вначале крещение кровью, а по возвращению в Нью-Йорк — «случайные» смерти близких, малознакомых и совсем незнакомых людей.

Постер сериала «Дэмиен» 2016 года

С точки зрения фактуры, создатели сериала подошли к делу достаточно дотошно, в кадре то и дело мелькают изображения Ада и Люцифера в канонической католической традиции. Давайте же разберемся с деталями и узнаем, откуда создатели сериала позаимствовали пугающие изображения дьявола, придающие сериалу характерную мрачность и атмосферность.

ЛЮЦИФЕР С ФРЕСКИ БАЗИЛИКИ САН-ПЕТРОНИО (БОЛОНЬЯ)

В заставке сериала создатели разметили классическое изображение Люцифера, пожирающего грешников в Аду.

Кадр из сериала «Дэмиен»

В данном случае перед нами — анимированный фрагмент фрески Джованни да Модена, которую можно увидеть в главном соборе итальянского города Болонья — базилики Сан-Петронио.

Фреска Джованни да Модена в базилике Сан-Петронио (Болонья)

Собор Сан-Петронио в Болонье в целом крайне любопытное место. Во-первых, он до сих пор находится в, скажем так, недостроенном состоянии, дело в том, что изначально по проекту архитектора Антонио ди Винченцо базилика должна была стать самой крупной в мире и превзойти размером собор святого Петра в Риме. Понятное дело, Папе Римскому эта идея не очень понравилась, и здание базилики просто не стали возводить до конца, в результате оно смотрится несколько «обрезанным», впрочем, это все равно пятый по величине собор в мире. Во-вторых, хоть храм и начали строить еще в 1393 году, фасад его так до сих пор до конца и не отделан — лишь нижняя часть фасада базилики облицована мрамором, а вот верхняя смотрится весьма печально.

На фото: собор Сан-Петронио в Болонье

Ну и, конечно, знаменитая фреска Джованни да Модена с изображением Ада, которую мы видим в заставке сериала. Она была создана в 1415 году, и это единственная фреска в мире, на которой в Аду присутствуют не только Люцифер и безымянные грешники, но и пророк Мухаммед, что с позиции мусульман — величайшее оскорбление во всех возможных смыслах.

Фигуру сверху на фреске, увлекаемая демоном, — Мухаммед

Несмотря на многочисленные просьбы последователей ислама убрать с фрески изображение Пророка Мухаммеда, никто авторский замысел Джованни да Модена корректировать не стал, ведь именно возможность увидеть изображение Мухаммеда в Аду на фреске пятнадцатого века — одна из главных причин, по которой туристы со всего мира посещают собор Сан-Петронио в Болонье.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО

Изображение дьявола на вагоне поезда метро в заставке сериала — тоже не условная абстракция. В данном случае создатели сериала перенесли на движущийся вагон фрагмент миниатюры «Ад» из рукописи пятнадцатого века «Великолепный часослов герцога Беррийского», созданной по заказу герцога Жана Беррийского миниатюристами братьями Лимбургами, а позже доработанной художником Жаном Коломбом.

Что любопытно, изображение Преисподней на миниатюре — иллюстрация видения ирландского монаха Тундала, которое считалось в двенадцатом веке одним из самых достоверных свидетельств того, что же на самом деле происходит в Аду. Люцифер в данной интерпретации не сидит, как у Данте, в центре ледяного озера, а лежит на решетке над огненной ямой. Демоны раздувают с помощью мехов в яме огонь, Сатана выдыхает адское пламя, попутно бросая себе в пасть души грешников, а другие демоны терзают души грешников у ямы, чтобы затем столкнуть их в огонь.

Миниатюра «Ад» из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Кстати, данная миниатюра была иллюстрацией к поминальным молитвам, а ее автор — один из братьев Лимбургов, предположительно, Жан. Между прочим, эту же миниатюру из «Великолепного часослова» демонстрирует в первом эпизоде сериала и профессор Рэнеус во время визита к нему домой репортера Келли и Дэмиена Торна. Сегодня манускрипт «Великолепный часослов герцога Беррийского» хранится в собрании музея Конде в усадьбе Шантийи, что расположена недалеко от Парижа.

ДЬЯВОЛ С ФРЕСКИ КАПЕЛЛЫ СКРОВЕНЬИ (ПАДУЯ)

Еще одно каноническое изображение Сатаны можно наблюдать в небольшой церкви Капелла Скровеньи, построенной в четырнадцатом веке в Падуе купцом Энрико Скровеньи во искупление грехов своего отца Реджинальдо. Уникальность капеллы в том, что ее стены и потолок полностью украшены фресками великого Джотто — лучшего художника того времени и одного из самых влиятельных итальянских живописцев за всю историю искусств.

На фото: фрески Джотто в Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni)

Изображения Ада на фресках впечатляют неподготовленного зрителя натуралистичностью и неподдельной жестокостью, кстати, в музее Данте во Флоренции именно репродукции фресок Джотто из Капеллы Скровеньи и Джованни да Модена из собора Болоньи представлены в качестве идеальных иллюстраций дантовского Ада, а вовсе не мозаики из флорентийского баптистерия Сан-Джованни, вдохновившие Алигьери на создание первой части «Божественной комедии».

Люцифер на фреске Джотто в Капелла Скровеньи

Именно фрагмент этой фрески вместе с миниатюрой «Ад» из «Великолепного часослова» мы видим в книге Откровений, которую трясущимися от ужаса руками листает исследователь Библии профессор Рэнеус.

На фото: кадр из сериала «Дэмиен», первый эпизод

А вот иллюстрация, соседствующая с репродукцией фрески Джотто, никакого отношения ни то, что к Люциферу, но даже к христианству не имеет. Это всего лишь фрагмент картины «Кадм, убивающий дракона» нидерландского художника-маньериста Хендрика Гольциуса, творившего в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков.

Картина «Кадм, убивающий дракона» Хендрика Гольциуса (1600-1617)

Сцена на картине — иллюстрация древнегреческого мифа о Кадме — сыне финикийского царя Агенора и основателе города Фивы. По легенде, прежде, чем основать город Фивы в Беотии, герою пришлось убить священного дракона бога войны Ареса, после чего зубы дракона были посеяны в землю, и из них выросли легендарные войны Спарты. Как мы видим, никакой связи с христианством, а потому, что данная иллюстрация делала в Откровении Иоанна Богослова, которое листал профессор Рэнеус, для нас так и осталось загадкой.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Курьезы Базилики Сан Петронио, Болонья melodie_del_mar wrote in December 20th, 2010

Иногда копнешь вроде бы самые обыденные вещи- и находишь очень любопытные факты, заставляющие увидеть «предмет» в новом свете.
Сидя с чашкой кофе на пьяцца Маджоре в Болонье я особого пиетета к её Главному собору- базилике Сан Петронио- не испытывала. А почитала- удивилась.
Храм-то очень любопытный, очень необычный, исходя из всей его истории.

Во-первых, базилика Сан Петронио на пьяцца Мадджоре в Болонье является пятой по величине церковью в мире. Её высота 132 метра и одновременно там могут находиться 28 тысяч человек!

Во-вторых, несмотря на то, что Базилика посвящена святому покровителю города, Святому Петронию, который был болонским епископом в Пятом веке, её строительство не было церковным проектом, а было проектом коммунальным, она строилась как символ именно коммунальной власти Болоньи и официально перешла к Церкви только в 1929 году, а освященабыла вообще лишь в 1954 году! Несмотря на то, что и хоронили там, и короновали…
Более того- останки Святого Петрония были захоронены в базилике лишь в 2000 году.

Вот такая странная главная церковь в Болонье.
Коммунальный декрет о её строительстве был издан в 1388 году, а первый камень лег в основание в 1390, городской совет пригласил Антонио ди Винченцо для строительства собора в готическом стиле. Работы, как это часто было в те времена, длились ни одно столетие- закончен был фасад лишь к 1479 году.
В третьих- основной вход со скульптурами- работа знаменитого Якопо дела Кверча. Мы в Луккес замиранием сердца разглядываем его Иларию, а тут вся дверь в Делла Кверча, смотри-не хочу.


Болонья всегда была основным центром музыки барокко в Италии, музыкальное сообщество было официально учреждено Папой Евгением IV в 1436 году, с 16 века появились первые музыканты «на платной основе»- получавшие жалование за свою работу, а в 1476 и 1596 годах были сооружены два органа, которые до настоящего времени находятся в превосходном состоянии.
Ещё один любопытный факт- в базилике в левом проходе на полу имеется «меридиан» -солнечные часы в форме астрономического меридиана, в 1655 году он был спроектирован известным астрономом того времени Джованни Доменико Кассини, который преподавал астрономию в университете. Длина меридиана 66,8 метров, это самый длинный астрономический меридиан в мире, ипоказания всегда были точны до уникальности. Кассини вел учетные записипоказаний этих часов

Еще один рассказ, преимущественно состоящий из картинок, посвящается большой болонской церкви Сан-Джакомо-Маджоре - соседке оратория Санта-Чечилия.

Церковь Сан-Джакомо-Маджоре и примыкающий к ней монастырь была основаны монахами-августинцами в 1267 году, строительство храма завершено к 1315, апсиду достроили в 1343, а в в 1344 году церковь была освящена. В 1804 году августинцы были вынуждены покинуть монастырь, и там обосновалась городская консерватория. В 1824 году августинцам вернули часть обители, но в 1860 году они потеряли монастырь окончательно, оставаясь лишь хранителями церкви.

Сан-Джакомо-Маджоре представляет собой огромную однонефную базилику с 35 капеллами и является переходной формой от романского стиля к готическому. Из несомненной готики здесь можно выделить амбулаторий, то есть проход вокруг пресвитерия с венцом капелл, - очень нечастое явление в Италии. Большинство капелл созданы уже в эпоху Ренессанса.

К сожалению, августинцы не только декларируют запрет на фотографирование внутри храма, но и достаточно жестко контролируют соблюдение этого запрета. Поэтому я опять вынжуден прибегнуть к снимкам с Викисклада - все-таки каким-то героям удается иногда оставить излишне бдительных смотрителей с носом)))
Гробницу Никколо Фава (1438) работы Якопо делла Кверча ищите за пресвитерием. Я четко помню, какой там царил мрак, а посему двойное, нет, тройное "спасибо" тому герою, что смог ее качественно заснять.

Самое ценное, что есть в Сан-Джакомо-Маджоре, сосредоточено в капелле семьи Бентивольо, в течение 1401 - 1506 годах правившей Болоньей. Фамильная капелла построена в 1463-1468 годах по проекту Паньо ди Лапо Портиджани да Фьезоле (Pagno di Lapo Portigiani da Fiesole), исследователи видят в замысле влияние Брунеллески.
В обычное время капелла выглядит так:

Именно так, через решетку, я ее и разглядывал во вторник 5 января 2016 года. Чтобы вам не пришлось, подобно мне, лобызать решетку, даю на водку наводку: капеллу открывают для посетителей только по субботним утрам. Самое обидное, что именно в субботу 2 января я в основном Болонью и изучал, так что вполне мог увидать капеллу вживую. Но...В общем, кто владеет информацией, то владеет миром; пользуйтесь на здоровье.
Левая стена капеллы - это две фрески Лоренцо Коста, написанные в 1490 году:

Одна из фресок - это Триумф славы (Trionfo della Fama)

Вторая - это Триумф смерти (Trionfo della Morte)

Задняя стена капеллы - это, помимо всего прочего, алтарынй образ кисти Франчиа и фреска в люнете всё того же Лоренцо Коста:

На правой стене можо видеть Пала Бентивольо - Мадонну с предстоящим ей семейством Джованни II Бентивольо - работы Лоренцо Коста, а аткже терракотовый памятник Аннибале I Бентивольо (о нем можно можно прочесть здесь: https://it.wikipedia.org/wiki/Annibale_I_Bentivoglio , есть и неплохой русский вариант).

Аннибале I был сыном убитого Антона Галеаццо Бентивольо, после нескольких лет скитаний на чужбине он вернулся в Болонью, сумел свергнуть тогдашнего правителя Никколо Пиччинино и сам стал правителем города (1443), но уже в 1445 году был убит заговорщиками. Его сын Джованни II (https://it.wikipedia.org/wiki/Giovanni_II_Bentivoglio) по достижении совершеннолетия стал в свою очередь править Болоньей (1463), но в ходе Итальянских воин был изгнан из родного города соединенными силами короля Людовика XII и папы Юлия II (1506). В 1511-1512 годах два сына Джованни II Аннибале II и Эрмес (на семейном портрете они - крайние справа) сумели вернуть себе контроль над городом, опять бежали, затем еще несколько раз безрезультатно пытались вернуться.

Надо сказать, что из-за школьных учебников по истории мы плоховато представляем себе историю этой части Италии. Нам упорно красили всю центральную Италию в цвета Папского государства, так что мне казалось, что папы всегда правили стабильной большой державой. Оказалось же, что Эмилия-Романья более или менее утихомирилась лишь после Итальянских воин, до этого же чуть ли не в каждом городе сидели свои собственные синьоры - лишь номинально папские вассалы, непрестанно воевавшие друг с другом. История болонских Бентивольо - яркий тому пример.

Есть здесь еще и памятник Антона Галеаццо Бентивольо (

Базилика Сан Петронио – главная церковь Болоньи, расположенная на площади Пьяцца Мадджоре и посвященная покровителю города. В 5 веке Святой Петронио был местным епископом. Сегодня базилика его имени является пятой по величине церковью мира: ее длина равна 132 метрам, ширина – 60 метрам, а высота сводов достигает 51 метра. Внутри может разместиться около 28 тысяч человек.

Первый камень в основание будущего готического собора был заложен в 1390 году, когда Антонио ди Виченцо был выбран главным архитектором столь важного городского проекта. Строительство продолжалось в течение нескольких столетий: после завершения фасада в 1393 году, началось возведение первых часовен, которые были достроены только в 1479 году. В 1514 году Ардуино дельи Арригуцци предложил новый план церкви – согласно его представлению, она должна была иметь форму латинского креста в основании, чтобы превзойти Собор Святого Петра в Риме. Однако этим планам не суждено было осуществиться – на проект наложил вето сам Папа Римский Пий IV.

Отделка главного фасада долгие годы оставалась незавершенной – за нее брались многие архитекторы, в том числе знаменитые Бальдассар Перуцци и Андреа Палладио, но по разным причинам дело не двигалось с места. В начале 15 века Якопо делла Кверча украсил главный вход в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери - изображениями на мотив Ветхого Завета. Его обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, дарили вдохновение художникам эпохи Возрождения.

Внутренне убранство собора примечательно изображением «Мадонны со святыми», выполненным Лоренцо Костой-младшим, и «Пьетой» работы Амико Аспертини. Заслуживают внимания расписанные стены и цветные витражные окна. Хоры были сделаны в 15 веке Агостино де Марки, а дароносица – это творение Якопо Бароцци да Виньола.

Поскольку Болонья была музыкальным центром эпохи барокко в Италии, неудивительно, что в соборе Сан Петронио уже в конце 16 века были установлены первые инструменты. В 17 веке здесь появились два органа, которые и по сей день находятся в прекрасном состоянии.

В левом боковом приделе можно увидеть солнечные часы, установленные в 1655 году, – их автором является астроном Джованни Доменико Кассини. Это самые большие солнечные часы в мире – их длина равна 66,8 метра.

Торжественное освящение собора состоялось только в 1954 году, а в 2000 году сюда перенесли мощи Святого Петронио, до этого хранившиеся в базилике Санто Стефано.

Базилика Сан Петронио всегда играла важную роль в церковной и светской жизни не только Болоньи, но и Европы. В 1530 году здесь был коронован великий Карл V, а в 19 веке – похоронена Элиза Бонапарт, сестра французского императора Наполеона. Уже в наши дни, в 2002 году, были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. А в 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию – тогда были захвачены мусульманские террористы, хотевшие уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, находящаяся внутри фреска оскорбляет ислам. На этой фреске работы Джованни да Модена изображена сцена из «Ада» Данте, где Мухаммеда мучают демоны.


Огромная базилика Святого Петрония (San-Petronio) расположена на главной площади Болоньи Piazza Magiore. Главный собор Болоньи — шестая по величине базилика мира и 15 по величине католический храм мира. Именно за величину Сан-Петронио и называют главным собором города, кафедральным собором этот храм не является. Длина собора Сан-Петронио составляет 132 метра, ширина – 66 метров, высота внутренних сводов – 45 метров, высота незавершенного фасада – 51 метр.

Довелось однажды в ясную ночь увидеть панораму центра Болоньи из иллюминатора самолета. Базилика Сан-Петронио казалась невероятно огромной. Интересно, но и когда находишься рядом с базиликой вечером, она кажется больше, чем днем.

Первый камень в основание собора Сан-Петронио лег в 1390 году. Для руководства строительством амбициозного храма был приглашен архитектор Антонио ди Винченцо. Чтобы высвободить место в центре города, в Болонье снесли 8 церквей и несколько башен. В соборе были запланированы 8 капелл, которые назвали в честь снесенных храмов, всего капелл 22. Над 11 капеллой справа — колокольная башня, возведенная в 1481-1495 годах. На башне 4 колокола, как предписывают традиции Болоньи.

Первоначальный проект базилики по своим размерам и роскоши превосходил храм Святого Петра в Ватикане. Ватикану идея не понравилась, Папа Пий IV издал в 1562 году особое распоряжение, в котором откорректировал размеры и отделку будущего храма в меньшую сторону.

Собор в готическом стиле строили невероятно долго. В 1401 году не стало Антонио ди Винченцо, работы после его смерти продолжались по созданной им миниатюрной модели храма. К 1479 году был закончен фасад Сан-Петронио, однако его отделка розовыми сортами мрамора не была закончена никогда. Попытки закончить фасад по имеющимся рисункам и чертежам предпринимались даже в 20 веке.

История строительства собора Сан-Петронио полна нелицеприятных историй о краже материалов и растрате средств налево. Отчасти по причине постоянного недостатка средств проект неоднократно упрощали. В результате в 1663 году строительство было завершено. Антонио ди Винченцо скорее всего не узнал бы свое детище… Запланированный грандиозный купол так и не был построен. Базилика Сан-Петронио стала самым поздним готическим храмом Италии.

Базилика посвящена Святому покровителю Болоньи, Святому Петронию, который был епископом в V веке. Интересный факт — строительство базилики не было церковным проектом, она строилась как символ величия коммунальной власти Болоньи. Статуя Святого Петрония в Болонье находится у основания падающих башен, а не около базилики.

Храм официально перешел в ведение церкви лишь в 1929 году, хотя в соборе проходили различные мероприятия, в том числе в 1530 году здесь была проведена коронация императора Карла V. Официальное освящение базилики Сан-Петронио в Болонье состоялось в октябре 1954 года, когда уже начались масштабные работы по реставрации храма, идущие непрерывно и по сей день. Совсем недавно был отреставрирован фасад, сейчас в лесах задняя часть храма, откуда производится подъем на . В 2000 году в базилику Сан-Петронио были перенесены останки Святого Петронио, ранее захороненные в .

Вход в базилику Сан-Петронио украшают скульптуры Якопо делла Кверча на темы 15 сюжетов из Нового и Ветхого заветов.

Богоматерь портала собора Сан-Петронио работы делла Кверча великий Микеланджело назвал самой прекрасной Богоматерью 15 века.

Вход в Базилику Сан-Петронио бесплатный, но за право фотографировать в соборе надо заплатить. Наличие стикера, который надо приклеить на видное место, проверяют многочисленные сотрудники охраны. В соборе их всегда очень много. Те, кто не поленится дочитать заметку до конца, узнают, почему.

Интерьер собора Сан-Петронио выдержан в белых и красных тонах — цветах герба города Болоньи.

Стрельчатый готический свод появился в базилике в самые последние годы строительства, окончательно своды так и не были закончены.

22 часовни собора Сан-Петронио отличаются по стилям и пышности убранства.

В одной из них — роскошной капелле Святого Аббондио Папа Клемент VII короновал императора Карла V.

Пол перед входов в капеллу — тоже произведение искусства.

Часовни были декорированы в 15-16 веках, отделка многих не завершена.

В центральной части собора расположен неф с балдахином.

Собор Сан-Петронио наполнен прекрасными произведениями искусства, над которыми в разное время работали знаменитые мастера. Но по проекту шедевров здесь должно было быть намного больше.

В базилике Сан-Петронио сохранились два старинных действующих органа. Один из них – орган Лоренцо из Прато — старейший в мире из сохранившихся органов.

Главная достопримечательность базилики Сан-Петронио в Болонье — латунный меридиан, с невероятной точностью рассчитанный астрономом Джованни Доменико Кассини в 1655 году. Длина линии меридиана составляет 67,72 метра, ровно 600000 часть от земного меридиана. Это самый длинный меридиан в мире. Меридиан также являет собой солнечный календарь, когда солнечный свет через небольшое отверстие в крыше базилики попадает на меридиан, можно определить месяц и день. Меридиан был реставрирован в 1925 году с подтверждением точности конструкции. В дни солнцестояния видно, что расположение солнечного луча не соответствует кругам, начерченным по краям линии Меридиана. Это эффект изменения наклонности эклиптики Солнца. Разница будет увеличиваться до 11250 года, а затем вернется к знакам, нанесенным на полу Базилики, к 18200 году.

И еще одна очень известная достопримечательность базилики Сан-Петронио в Болонье — скандальная фреска Джованни да Модена «Ад», созданная в 1410-12 годах. Фреска находится в четвертой левой капелле, вход в нее отдельно оплачивается. За 3 евро посетителям выдается аудиогид на нескольких языках. Когда есть посетители, в капелле включают свет. Остальные посетители собора могут увидеть фреску издалека, как бы сбоку. В самой капелле фотографировать фреску не разрешают.

Фреска иллюстрирует 28 песнь из Божественной Комедии Данте. В том числе на фреске изображен Пророк Магомет, терзаемый дьяволами. Данте пишет: «Vedi come storpiato è Maometto!» (Смотри, как искалечен Магомет). По вполне понятным причинам фреска является объектом повышенного внимания богословов и исламистских террористов, которые неоднократно планировали взорвать базилику Сан-Петронио. Споры среди служителей церкви и политиков не прекращаются. Официальный ответ Ватикана по этому вопросу дал кардинал Эрнесто Веккьи: «Фреска не оскорбляет наших братьев мусульман. Она не против Ислама. Невозможно интерпретировать произведение искусства датированное 1400 с современной точки зрения.»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...