Парадная лестница большого кремлевского дворца. Большой Кремлёвский дворец. Андреевский зал Кремля до революции и после

Большой Кремлевский Дворец сегодня – резиденция главы нашего государства. Это здание помнит принятие тысяч судьбоносных решений и сотни встреч на высшем уровне. Побывать в столице и не увидеть Кремлевского Дворца – то, чего не сможет простить себе даже путешественник, который остановился в мини-гостинице, отдаленной от центра мегаполиса.

Возникновение и расположение дворца

Дворцовый комплекс расположен на Боровицком холме на месте некогда снесенных дворцов Ивана Третьего и дочери Петра Первого Елизаветы. Идея воздвигнуть это здание посетила Николая I в 1838 году. Строительство длилось 11 лет, и оно оправдало надежды светлейшего государя.

Попытки облагородить пустующее место доселе предпринимались целый век. Во второй половине XVIII века по проекту архитектора Баженова началась постройка резиденции, однако уже через год строительство было заморожено из-за нецелесообразности помпезного проекта. Место недостроенного дворца заняло здание Сената.

Заложение храма в 1812 году, посвященному Христу Спасителю, снова натолкнуло правителей на мысль, что возведение дворцового строения в честь обновления столицы необходимо. Над разработкой макета трудился целый «квартет» именитых архитекторов того времени – Чичерев, Бакарев, Рихнет, Герасимов, работой которых руководил Константин Андреевич Тон. Этому мастеру своего дела принадлежало авторство проекта Храма Христу Спасителю. Он же стал основоположником византийско-русской манеры в архитектуре.

Дворец возводился не просто заново, но и становился центральной частью ансамбля. К нему должны были примкнуть сохранившиеся от предыдущих властителей домовые церкви, Золотая Царицына и Гранатовая палаты, а также Теремной дворец.

Успех строительства К.А. Тона был предрешен. Основа сооружения прекрасно вписалась в московскую планировку. Однако само строительство велось новаторски. Так впервые при строительстве в столице появились облегченные кирпичные своды, цементный раствор, обновленные виды кровель и многое другое.

Комплекс приобрел завершенный вид к середине XIX века, когда Оружейная палата и Апартаменты воссоединились с БКД воздушным переходом. Он стал достоин царской фамилии и восхищал жителей и гостей престольной своей монументальностью и красотой.

БКД: взгляд снаружи

Лицевая сторона дворца устремлена к реке. И этот ракурс представляет оптическую иллюзию. Двухэтажное строение кажется этажом выше.

Натуральный камень в облицовке цоколя и резных наличников на окнах призван внушать уважение к тому, что происходит за этими стенами.

Центральной частью дворца стала трибуна с балюстрадой из позолоты. По одну ее сторону ее расположились часы, которые не останавливались с момента открытия постройки, напротив – колокола часов. Главный вход встречает гостей парадной с колоннами из мрамора.

В общей площади дворца – 125 м., 25 т. кв. м., а его высота составляет 47 метров.

Музей русского дворцового интерьера

В комплексе 700 помещений для различных целей. Залов для вручения орденов здесь пять, а приемных комнат в Парадной половине, как и служебные помещения, и не счесть. Передняя зала с праздничной лестницей отражает собой роскошь лучших парадных убранств. Имеется и Собственная половина.

Интерьеры залов выполнены в эклектичном стиле. Здесь детали эпохи Ренессанса органично вплетаются в элементы византийского и русской стилистики. Парадные интерьеры роскошны, выполнены качественно и со вкусом.

Прогулка по Большому Кремлевскому Дворцу

Все залы комплекса – неповторимые творения архитектуры и искусства. Среди блистательных анфилад можно растеряться. Но куда бы хотелось заглянуть всем?

Признанная царственной парадная комната протяженностью в 60 метров в бело-золотистой отделке внушает трепет. Зала увенчана досками памяти из мрамора имен защитников страны, которые получили Орден святого Георгия Победоносца.

Здесь расположились изваяния и барельефы, отражающие сражение святого Георгия и змея. Авторство работ принадлежит И. Витали и П. Кладшу.

Зал, посвященный героическому святому – исторический свидетель важнейших торжеств в нашей истории. Он приветствовал участников Парада Победы 1945 года и первого человека, побывавшего в космосе.

Еще одна палата дворцового комплекса, посвященная ордену – Ордену святого Владимира. Восьмигранная комната из розового мрамора с бронзовой люстрой под потолком и дополнительным купольным освещением. Этот зал открывает проходы к другим дворцовым покоям, среди них Гранатовая палата и Теремной дворец.

Зал Заседаний

Самая вместительная зала здания возникла лишь в 1933 году, когда объединили Александровскую и Андреевские палаты. Общая площадь составила 1615 кв.м., а собирается здесь до трех тысяч человек. Так в свое время решили проблему, где собираться Верховному совету республики.

Милое и уютное место Парадной половины дворцового комплекса посвящено единственному российскому ордену с женским именем. В свое время эта палата служила тронным залом императорским супругам.

В оформлении использовали позолоченные люстры, муаровый декор на стенах, вкрапления малахитовых кусочков и тонкий хрусталь при изготовлении канделябров. Все это не имеет исторической и художественной цены.

Из этого зала посетители попадают в Парадную для гостей и опочивальню. Затем их встречает Ореховая гардеробная, после чего взору открывается Собственная половина.

Императорские палаты

Некогда жилая часть дворца состоит из семи покоев, какие сохранили дух утонченного шика и лаконичности. В Собственной половине рабочие кабинеты государей и государынь соседствуют с опочивальней, будуаром, столовой, приемной и залом для гостей.

В этой части дворца барочный стиль гармонирует с рококо и классицизмом, что придает цельность и уют семейной половине здания.

В Большом Кремлевском Дворце ощутимо сплетение прошлого, настоящего и будущего. Здесь творилась и творится история.

Большой Кремлёвский дворец - самый огромный и красивый дворец Кремля

Этот прекрасный дворец возводили с 1838 по 1849 год по приказу Николая I


Раньше на этом месте находился дворец, построенный ещё на рубеже XV-XVI столетий


Построить новый дворец на южном склоне Кремлёвского холма, вместо части крепостной стены, решила ещё Екатерина II, но он так и не был построен


Комплекс Большого Кремлёвского дворца включает также Гранатовую палату, Теремной дворец, Золотую царицыну палату и несколько дворцовых церквей


Внутреннее пространство дворцового комплекса некогда занимал один из самых древних храмов Москвы - собор Спаса на Бору, впоследствие уничтоженный в 1933 году советской властью. Вот как выглядит главный фасад Большого Кремлёвского дворца

Главный фасад дворца смотрит на Кремлёвскую набережную. Большой Кремлёвский дворец отделан в стиле Теремного дворца, то есть исполненные в традиции русского зодчества окна украшены резными наличниками с двойными арками и маленькой гирькой посередине. Николай I хотел, чтобы дворец стал памятником славы русского воинства, поэтому пять его парадных залов названы в честь орденов Российской империи - Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский - и оформлены соответствующим образом. Вот как быглядит Георгиевский зал


Андреевский тронный зал


Александровский зал Кремля



Владимирский зал Кремля

Малахитовое фойе Кремля

Первоначально Большой Кремлёвский дворец был императорской резиденцией, но позднее в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были перестроены. Прежний облик этим залам вернули лишь в 1994 - 1998 годах. Сегодня Большой Кремлёвский дворец - это неотъемлемая часть резиденции Президента России, а в его залах проходят важные общегосударственные церемониалы


Большой Кремлёвский дворец

Расположенный на Боровицком холме Большой Кремлевский дворец выполнял функции временной императорской резиденции во время пребывания двора в Москве. Главный фасад этого самого крупного ансамбля на территории Кремля обращен к реке. Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1849 гг. под общим руководством архитектора Константина Тона. Этот комплекс получил название "Большой Кремлевский дворец".



Большая императорская корона Российской империи


Екатерина II рядом с Большой Императорской короной, Державой и Скипетром справа от неё. (С картины Алексея Антропова, 1765-66 г.)

Длина дворца составляет 125 метров, высота - 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Кроме нового здания, он включил часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVII вв., входивших в состав древней великокняжеской, а потом и царской резиденции, в том числе Грановитую и Золотую Царицыну палаты, Теремной дворец, дворцовые церкви. После постройки в 1851 году Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Апартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль БКД, насчитывающий около семисот помещений.


Большой кремлевский дворец

В начале 1930-х внутри БКД был построен гигантский зал заседаний Верховного Совета СССР. Для этого уничтожили два лучших парадных зала царского дворца: Андреевский и Александровский. Во время реконструкции 1993-1999 гг. они были восстановлены. Сегодня весь комплекс БКД, кроме Оружейной палаты, является главной резиденцией президента Российской Федерации.


Большой кремлевский дворец. Трон Российской Империи

Внутренняя планировка императорского дворца, насчитывающая около семисот помещений, включает главный вестибюль с лестницей; пять парадных орденских залов; приемные парадные помещения императрицы; жилые покои императорской семьи, так называемую “Собственную половину” и служебные помещения, расположенные на первом этаже. Роскошная отделка интерьеров в духе времени выполнена в разных стилях – от “ренессанса” до “византийско-русского” и отличается изяществом, тонким вкусом и высоким качеством работ. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера.

По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящен ордену Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды. Последнюю перестройку (восстановление) зала провели в 1994-1998 годах. Сегодня Андреевский зал восстановлен в таком же виде, в котором и был построен изначально.


















Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил свое имя в честь ордена Святого Александра Невского, учрежденного Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994-1998 годах восстановлен.

















Зал назван именем святого князя Владимира. Владимирский зал находился в своеобразном центре дворца и ведет в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Кремлевского дворца. Так получилось, что этот зал как бы связует постройки XV и XIX веков. А сам зал небольшой, с единственным окном на потолке, и освещается верхним светом через купол. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором.













Один из самых парадных залов дворца - Георгиевский. Назван был в честь ордена св. Георгия Победоносца, утвержденного Екатериной II в 1769 году и ставшей высшей военной наградой Российской империи. На стенах Георгиевского зала изображены золотые звезды и орденские повязки с девизом «За службу и храбрость».











Екатерининский зал, расположенный в Парадной половине дворца, в прошлом был тронным залом русских императриц. Получил свое название в честь единственного женского ордена (см. ЕКАТЕРИНЫ ОРДЕН) в России - святой Екатерины, учрежденного в 1714. Достопримечательностью зала являются пилястры на массивных столбах, стоящих по сторонам входов, с узорами из мельчайших кусочков малахита работы талантливых умельцев. В отделке Екатерининского зала широко используются лепные украшения. Орнамент паркета был разработан академиком Ф. Г. Солнцевым.

















панорама залов в Кремле
Всё остальное - из сети

На протяжении всей своей истории Московский Кремль был цитаделью власти; в великокняжеских и царских чертогах текла повседневная жизнь правителей Руси. Эта жизнь так тесно связана с историей государства, составляет такую важную часть понятия «Кремль», что обойти здешние дворцы молчанием нельзя, Несмотря на то, что доступ в них широкой публики закрыт, хотя бы ненадолго заглянем в их прошлое и настоящее.

Со времен Ивана Калиты княжеский дворец занимал самое красивое место - на Боровицком холме с видом на реку. Был он традиционно деревянным и небольшим.
Иван III расширил свои владения в Кремле и повелел в 1492 году итальянским зодчим, заслужившим похвалу за Грановитую палату, построить каменные чертоги.

Иван Грозный продолжил расширять хоромы за счет деревянных построек. Главной достопримечательностью тогдашнего дворца была тронная Золотая палата на месте нынешнего Георгиевского зала.

Борис Годунов возвел свой деревянный дворец на крыше каменного строения, так что царская семья жила на головокружительной по тем временам высоте. Внезапная кончина государя прервала еще более крупные его проекты.

Императрица Елизавета велела перестроить обветшавшие годуновские палаты. Новый дворец получился вычурным и неудобным, так что Екатерина II предпочитала в Москве останавливаться в домах вельмож. При Александре I попытались навести порядок в царском жилище и поправить его после наполеоновского пожара. В 1817 году на старом подклете быстро возвели деревянные стены, обложив их кирпичом с двух сторон. Даже по тем временам это было несерьезно.

Архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлевского Дворца, Оружейной палаты, а также храма Христа Спасителя (1794-1881)

Исправить положение взялся Николай I, больше своих предшественников любивший Москву и Кремль.
Для постройки нового дворца он привлек архитектора Константина Тона, угодившего императору своим проектом храма Христа Спасителя. Оба эти здания должны были утвердить, торжество русской национальной идеи. Императорская резиденция, названная Большим Кремлевским Дворцом, строилась целое десятилетие и стала достойным соседом древних памятников.


Фасад дворца нам хорошо знаком: это один из видовых символов Москвы и всей России.

Дворец был построен в 1838-1849 годах и открыт 3 апреля 1849 года, на Пасху. Протяженность главного фасада здания со стороны Москвы-реки с запада на восток - 125 м, высота с куполом и флагштоком - около 50 м. С севера Дворец соединен с Теремным дворцом, с востока к нему примыкает Грановитая палата, а с запада - Оружейная. Здание занимает около 3,5 га.

Перед архитектором стояла непростая задача. Подчеркнуто национальные вкусы Николая I определяли стиль нового дворца как древнерусский. Это соответствовало и окружающему архитектурному ансамблю. Вместе с тем дворец, предназначенный для пышных многолюдных церемоний, неизбежно должен был стать огромным сооружением, не совместимым с традициями древнего русского зодчества. Но выход нашелся. Национальные мотивы Константин Тон использовал для декора фасада, окружив окна белокаменной резьбой. Парадные залы второго этажа получили два ряда оконных проемов, что создает впечатление терема с маленькими окошками. Из-за этого двухэтажный дворец выглядит снаружи как трехэтажный. Внутренние помещения дворца - буйство имперской роскоши. Эклектический стиль, великолепное убранство, обилие ценнейших материалов в отделке - настоящий архитектурный праздник.


  1. Боярская площадка.
  2. Владимирский зал.
  3. Георгиевский зал.
  4. Александровский зал.
  5. Андреевский зал.
  6. Кавалергардский зал.
  7. Екатерининский зал.
  8. Парадные апартаменты императрицы.
  9. Церковь Рождества Богородицы.
  10. Теремной дворец.
  11. Золотая Царицына палата.
  12. Дворцовые церкви.
  13. Церковь Ризлоложения.
  14. Святые сени.
  15. Грановитая палата.
  16. Благовещенский собор

Советская эпоха пощадила это здание, но все же внесла сюда серьезные изменения, так как некоторые помещения дворца использовались для массовых политмероприятий.

В 1990-е годы фасаду и двум залам дворца был возвращен тот вид, который они имели до революции. В кокошниках под крышей над центральным входом вновь установили пять двуглавых орлов вместо советского герба и четырех букв «СССР», а над ними - гербы бывших царств и областей прежней России (санкт-петербургский, казанский, московский, польский и другие).

Говорят, что в дворцовых постройках около 700 комнат и залов, но мы прогуляемся (хотя бы в воображении) только по самым примечательным. В том числе по знаменитым парадным залам, названным в честь главных российских орденов: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский.

В отделке дворца были использованы материалы со всех концов Российской империи. Широкая парадная лестница с 58 ступенями и пятью площадками, сделанная из ревельского камня (Ревель - ныне Таллин), ведет на второй этаж. Прежде чем подняться, стоит повернуть из вестибюля налево и пройти в так называемую Собственную половину - императорские апартаменты. Император с семьей останавливался здесь, когда приезжал в Москву из северной столицы - Санкт-Петербурга, однако большую часть времени эти семь комнат пустовали. Поражают инкрустированная мебель, хрустальные люстры, фарфоровые торшеры, малахитовые пилястры и каминные бронзовые часы. Многое из этого убранства создано трудом русских мастеров.

Минуем столовую, гостиную, кабинет императрицы, будуар, опочивальню, приемную и попадаем в кабинет императора, угловой в здании. Отсюда открывается чудесный вид на храм Христа Спасителя и Москву-реку. Стены кабинета частично обиты ясенем, а в остальном - зеленой материей. Шесть картин на стенах изображают события, связанные с войной 1812 года. Но здесь давно уже никто не работает. Вернемся в вестибюль и поднимемся по парадной лестнице на второй этаж, к залам. Прямо - вход в аванзал (прихожую перед парадным залом). Мимо двух огромных хрустальных ваз в него ведут двери пятиметровой высоты, сделанные из цельной ореховой доски без клея и гвоздей. Когда-то здесь находилась картина Ильи Репина, изображавшая Александра III с депутацией от крестьян - волостными старейшинами, а с 1950-х годов - полотно с выступлением Ленина на III съезде комсомола. Ныне посетителей в аванзале встречает картина художника Сергея Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».


Отсюда попадаем, пожалуй, в самый знаменитый зал - Георгиевский , который выглядит сейчас, как и сто лет назад. Назван он в честь военного ордена св. Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной II в 1769 году, и является самым большим во дворце (площадь - 1250 кв. м, высота - 17,5 м). Некоторые «прогрессивные» критики в свое время заявляли, что убранство этих залов свидетельствует «о претенциозном, но мало развитом художественном вкусе и способно поразить своею пышностью лишь малокультурного обывателя». Наверное, и мы относимся к числу последних, потому что увиденное действительно поражает. На мраморных досках в нишах и на стенах золотом написаны имена прославленных воинских частей и георгиевских кавалеров, среди которых императоры Александр II и Александр III, великие полководцы Александр Суворов, Михаил Кутузов. Имена появлялись на досках вплоть до конца XIX века. На 18 колоннах (по девять колонн с каждой стороны) стоят мраморные женские фигуры со щитами, на которых изображены гербы различных земель. Они символизируют победы русского оружия и земли, вошедшие в состав России за пять веков (с Пермской земли в 1472 году до Армении в 1828 году, включая Малороссию - Украину).

Бронзовые каминные часы у одной из стен изображают св. Георгия-всадника. У противоположной стены - часы в виде уменьшенной модели памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Гигантские бронзовые люстры отражаются в паркете, набранном из разных пород дерева, - настоящем произведении искусства, выполненном по рисункам академика живописи Федора Солнцева в XIX веке.

Убранство Александровского зала. Сейчас на заседания в нем собираются члены Государcтвенного совета

В XIX веке каждый зал имел свое значение во время дворцовых церемоний.
В Георгиевском императора встречали московские чиновники, представители дворянства и почетные граждане. В 1945 году в этом зале русской военной славы устроили торжественный прием для участников парада Победы.

Далее следует Александровский зал . В его громадных стенных зеркалах отражаются Москва-река и вся панорама за окном. Этот зал посвящен ордену св. Александра Невского, который учредила Екатерина I в 1725 году. В золотых украшениях на потолке и арках - барельефы со знаками этого ордена и загадочными буквами «S.A.», которые на самом деле означают Sanctus Alexander , то есть «Святой Александр». Шесть картин продолговатой формы, по три над дверьми с двух сторон, иллюстрируют легендарные эпизоды из жизни Александра Невского, в том числе Ледовое побоище в 1242 году и отказ от поклонения идолам в Орде. В барельефе над дверями с одной стороны князь изображен воином, а с другой - в образе монаха-схимника, что символизирует его земную и небесную славу. В этом зале императора на торжественных выходах приветствовали городские дамы.

В 1933-1934 годах Александровский зал объединили с соседним Андреевским для проведения XVII съезда ВКП(б). Получилось длинное, пеналообразное помещение, названное Залом заседаний, где проходили партсъезды и сессии Верховного Совета. В нише, устроенной на месте императорского трона, установили 10-метровую мраморную статую Ленина. 12 июня 1990 года здесь был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации - событие, ставшее основанием для нового праздника. Восстановление российской государственности и возрождение национальной символики отозвались изменениями и здесь. Оба зала полностью восстановлены в 1995-1999 годах.

Андреевский зал назван в честь первого русского ордена - св. апостола Андрея Первозванного, учрежденного Петром I в 1698 году. Орденские цепи и звезды изображены на дверях. Андреевские кресты - наверху колонн. Это тронный, самый главный зал кремлевских дворцов. Здесь в дни торжеств по случаю коронации император с супругой принимали поздравления от своих подданных. На тронном месте до конца XIX века стояло императорское кресло, украшенное резьбой в древнерусском стиле. Затем под балдахином с горностаевым пологом установили три кресла - царствующего императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора. На спинках тронов были изображены их вензеля. Сзади на пологе - двуглавый орел, а над балдахином - государственный герб России с архангелами с обеих сторон, надписью «Съ нами Богъ» и гербами всех царств и земель. Над этим местом изображено «Всевидящее око в сиянии» - православный символ Троицы. У трона постоянно находился один из дежурных дворцовых гренадеров.

Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР, устроенный в 1930-х годах из Александровского и Андреевского залов. На месте императорских тронов стояла статуя В.И. Ленина высотой около 10 метров

Все то же самое, за исключением гренадера, увидят и те, кому сегодня посчастливится посетить дворец.
Кстати, орден святого Андрея Первозванного восстановлен в 1998 году как высшая награда России, а чуть позднее и Андреевский зал вновь приобрел церемониальную функцию: здесь прошла инаугурация Президента Владимира Путина.

В 1930-х годах была разобрана и обходная галерея, примыкающая к Александровскому и Андреевскому залам, превращенным в Зал заседаний.
На ее месте устроили фойе Зала заседаний. Тогда же на месте снесенной церкви Спаса на Бору во внутреннем дворе выстроили служебное здание. В конце 1990-х годов и фойе, и служебное здание были полностью переделаны по проекту художника Ильи Глазунова, создавшего в служебном здании новые небольшие парадные залы (Петровский, Штофный, Каминный, Красный и Зеленый) для приемов и переговоров; фойе снова стало галереей, еще более помпезной, чем во времена империи, а на стенах помещены портреты правителей России за десять веков - от легендарного князя Рюрика до Николая II (кисти сына Ильи Глазунова - Ивана).

Проходя далее из Андреевского зала и поворачивая на север, попадаем в Кавалергардский зал, где во время пребывания императора во дворце располагался военный караул. Личная охрана традиционно состояла из черкесов (так тогда называли горцев Кавказа), поэтому мебель в зале - диван и стулья - символически изготовили из кавказского дерева - чинары. Соответствующая месту картина изображала смотр войск Алексея Михайловича у Новодевичьего монастыря в XVII веке. В 1930-х годах зал переоборудовали под помещение, где находились работники НКВД во время проведения съездов и различных мероприятий. Нынешняя мебель в зале сделана из карельской березы.

Кавалергарды, красивые офицеры в белых мундирах, составляли почетный эскорт императрицы. Согласно этикету, выражение «иметь вход за кавалергардов» означало, что данное лицо может входить на ту половину дворца, где располагаются тронный Екатерининский зал и парадные покои императрицы.


В этом зале под балдахином из малинового бархата стоял трон императрицы (сейчас его место у восточной стены свободно). На своих местах в зале остались великолепные торшеры. Зал посвящен ордену св. Екатерины, который Петр I учредил в 1714 году в честь своей супруги Екатерины I. Как известно, в 1711 году, во время Прутского похода, будущая императрица помогла Петру I спасти русскую армию от плена, подкупив турецкого главнокомандующего своими драгоценностями. Орденом награждали только дам, причем знаки первой степени могли иметь одновременно лишь 12 человек, не считая лиц императорской крови. Почетная обязанность кавалерственных дам ордена состояла в том, чтобы присутствовать в этом зале на торжественных церемониях наряду с дамами придворными. Мы же можем узнать в этом интерьере место переговоров на высшем уровне - его часто показывают по телевизору.

Далее следуют апартаменты в зеленоватых с золотом и красных тонах с золоченой меблировкой - парадная гостиная и парадная опочивальня императрицы. В конце анфилады комнат проходим через парадную гардеробную, облицованную панелями темного ореха, и попадаем во Фрейлинский коридор Теремного дворца, в который выходили окна комнат придворных дам. В конце этого коридора в 1959 году устроили Зимний сад из мрамора и зеркал, в котором есть бассейн с фонтаном и более 120 видов тропических растений. Отсюда небольшая лестница приводит в последний парадный зал - Владимирский .

Зал посвящен ордену св. князя Владимира, учрежденному Екатериной II в 1782 году. Девиз ордена - «Польза, Честь и Слава», а среди награжденных - архитектор Константин Тон, историк и писатель Карамзин и многие другие, кто своими трудами принес великую пользу Отечеству и обрел неувядаемые честь и славу.

В 1838 г. на Боровицком холме, по инициативе Николая I, начали строить Большой Кремлевский дворец на месте разобранных дворцов Ивана III и Елизаветы Петровны. Закончено строительство было в 1849 г. Почти сто лет до этого предпринимались попытки создания нового дворца. Так, в 1768 г. архитектор Баженов представил свой макет здания, располагавшегося от берега Москвы-реки по всему Боровицкому холму. В 1770 г. сломали часть кремлевской стены и в 1773 г. торжественно заложили новую резиденцию. Но уже через год было решено, что такой грандиозный проект нецелесообразен и строительство остановили. Разрушенную кремлевскую стену восстановили и вместо помпезного дворца построили здание московского Сената.

Но начало строительства в 1812 г. вновь показало необходимость постройки дворца в честь обновления Москвы.

Над проектом пригласили работать группу специалистов – Бакарева, Герасимова, Рихнет, Чичагова. Возглавлял проект архитектор К.А. Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя и родоначальник так называемого византийско-русского стиля.

По задумке авторов Дворцовый комплекс, который в дальнейшем станет называться Большим Кремлевским дворцом, должен был включать в себя кроме самой масштабной постройки часть сохранившихся сооружений царской резиденции – Золотую Царицыну палату, Гранатовую палату, домовые церкви и Теремной дворец.

Главный архитектор Тон не стремился построить новаторский комплекс сооружений, он взял за основу уже знакомые москвичам планировку и элементы архитектуры привычных исторических сооружений. Но при строительстве использовались самые передовые и современные приемы и технологии, например, облегченные кирпичные своды, новые конструкции кровель, цемент и другие самые инновационные для того времени строительные материалы.

Только в 1851 г., после постройки Оружейной палаты и Апартаментов, соединяющихся воздушным переходом с дворцовым комплексом, Большой Кремлевский дворец стал единым архитектурным ансамблем, достойным императорской семьи и ставшим одним из чудес города для москвичей и иностранцев.

Главный фасад здания обращен в сторону реки и с этого ракурса оно кажется трехэтажным, хотя на самом деле в нем всего два этажа. Первый этаж выглядит как закрытая галерея, цоколь обрамлен натуральным камнем, второй этаж украшен резными оконными наличниками из белого камня. В центре дворца располагается трибуна с золоченой балюстрадой, с одной стороны которой по сей день находятся действующие часы, а с другой – часовые колокола. Около главного входа находится вестибюль с мраморными колоннами. Общая протяженность Кремлевского дворца 125 м., его площадь – 25 000 кв. м., а высота – 47 м.

Дворцовый комплекс включает в себя около 700 помещений различного назначения, в том числе 5 орденских залов, приемные помещения Парадной половины, жилые помещения Собственной половины, служебные помещения первого этажа, вестибюль с парадной лестницей.

Об интерьерах и внутреннем убранстве можно говорить бесконечно. Недаром дворец называют музеем русского парадного интерьера. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера. Отделка эклектична – от элементов ренессанса до византийского стиля. При этом любой ее элемент поражает тонкостью, изяществом и качеством работы, оригинальным вкусом и добротностью исполнения.

Каждый дворцовый зал по-своему является произведением зодчества и искусства, но истинные ценители архитектуры наиболее величественным считают Георгиевский зал. Именно в нем расположены мраморные доски памяти с именами военных, награжденных самым почитаемой русской наградой, – Орденом св. Георгия Победоносца. Среди награжденных были такие исторические личности как Михаил Кутузов, Александр Суворов и Петр Багратион. Этот шестидесятиметровый бело-золотой зал, с огромными бронзовыми люстрами, с мощными пилонами поистине оставляет незабываемое впечатление. Ко всему именно здесь находятся мраморные статуи скульптора Ивана Витали и барельефы, изображающие святого Георгия и змея, авторства Павла Кладш. В российской истории именно этот зал играет важную роль – здесь приветствовали космонавта Юрия Гагарина, тут в 1945 г. состоялся прием участников Парада Победы.

Владимирский зал получил свое название в честь Ордена святого Владимира. Зал выполнен в форме восьмигранника, облицован розовым мрамором и кроме огромной бронзовой люстры имеет дополнительное освещение через купол. Из этого зала можно попасть в Теремной дворец, Гранатовую палату и многие другие помещения дворца.

Зал Заседаний – самое большое помещение дворцового комплекса. Он появился только в 1933 г. в связи с объединением Александровского и Андреевского залов. Окна, выходящие в сторону Москвы-реки, 1615 кв. м. площади, вместительность до 3000 посетителей – сделали именно этот зал в советское время местом заседаний Верховного совета СССР.

Екатерининский зал – очень уютное и красивое помещение Парадной половины дворца, получивший свое название в честь единственного женского российского ордена. В прошлом – он был тронным залом русских императриц. Позолоченные люстры, серый муар стен, украшения из кусочков малахита, тонкий хрусталь канделябров – все здесь представляет огромную историческую и художественную ценность.

После Екатерининского зала можно попасть в Парадную гостиную и Парадную опочивальню, которые сегодня являются настоящим музеем императорского быта 19 в. Камин, облицованный яшмой, колонны из зеленоватого мрамора, тяжелая монолитная мебель – все это подчеркивает благородство убранства помещений, предназначенных для высокопоставленных государственных особ.

Последнее помещение Парадной половины дворца – Ореховая гардеробная, в отделке которой использованы панели из орехового дерева.

Собственная половина дворца с расположенными в ней жилыми помещениями императора и его семьи также представляет собой образец утонченности и интерьерной шедевральности. Смешение стилей барокко, рококо, классицизма делают семь комнат Собственной половины концептуально единым целым. Кабинет Императора, кабинет Императрицы, спальня, будуар, столовая, приемная, гостиная – для каждого помещения было подобрано свое убранство.

Столовая оформлена искусственным камнем и статуями мифологических героев. В остальных комнатах этой половины дворца можно заметить множество фарфоровых предметов, уникальные люстры, мебель мягких форм, изогнутых очертаний, множество огромных зеркал, помпезную инкрустацию и лепные узоры, паркет и двери из ценных пород дерева с уникальными рисунками.

В настоящее время весь ансамбль Большого Кремлевского дворца за исключением Оружейной палаты, которая является музеем, - это Резиденция Президента Российской Федераций. Именно здесь проходят важные государственные встречи на высшем уровне, церемонии награждений, проводятся дипломатические приемы.

Видео:

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...