Cтепная легенда любви Айша биби и Карахана. Cтепная легенда любви Айша биби и Карахана Карахан, подчинивший себе льва

Мавзолей Карахана - памятник архитектуры, расположенный в центральной части города Тараз, на пересечении двух улиц - Байзак батыра и Толе би. Мавзолей является частью культово-мемориального комплекса, сформированного на территории средневекового городища.

Архитектурное сооружение было построено в ХІ ст. над могилой одного из самых первых ханов династии Караханидов. Согласно народным преданиям, строительство мавзолея связано с человеком, который возвел мавзолеи Бабджа-Хатун и Айша-Биби. Его имя до сих пор неизвестно, но известно то, что он являлся ханом династии Караханидов, местных правителей Х- XII ст.

На сегодняшний день существует множество легенд о Карахане, большинство из которых связывают батыра с юной красавицей Айшой, мавзолей которой располагается в 20 км от Тараза в селе Айша-Биби. История их искренней любви и смерти девушки от укуса змеи не оставляет равнодушным никого.

Квадратный в плане, портально-купольный мавзолей Карахана состоит из центрального зала, где находится надгробие, и трёх угловых помещений (комнат-худжр), четвёртый угол занят лестницей, которая ведет на крышу мавзолея. Фасадом сооружение обращёно на юг. Вход находится в глубине арки, по сторонам которой расположены по три ниши: стрельчатой, прямоугольной и квадратной формы.

В 1906 г. мавзолей несколько перестроили, конструкционный принцип был сохранен, однако первоначальное архитектурно-декоративное убранство сильно изменилось. Внутри мавзолея можно увидеть сохранившееся до наших дней ступенчатое надгробие. В настоящее время наружная часть стен мавзолея Карахана обложена современным кирпичом, а внутренняя (купол и арочные ниши) сложены из кирпича караханидской эпохи.

В 1982 г. мавзолей Карахана пополнил список исторических и культурных памятников Казахской ССР республиканского значения. В 2002 г., накануне 2000-летнего юбилея города Тараз, была проведена последняя реставрация мавзолея.

По заказу редакции сообщества "Истфак " наш автор @chika25 начинает серию репортажей из "археологической Мекки " - древнего города Тараз (Джамбул,Жамбыл), в котором находится в данный момент. Краткая история города изложена

Древний город Тараз, которому более 2000 лет, славится многочисленными памятниками архитектуры, музеями и старинными образцами зодчества эпохи караханидов.

Есть мнение ряда историков, что возвели мавзолей великому правителю из династии Карахан, известному как Шах-Махмуд-Бугра и все, чему можно удивиться в восточном городе Тараз, так или иначе связано связано со "святым Караханом " , которого почитал народ за его набожность и святость.

На самом же деле, кто именно из Караханидов упокоен в этом Мавзолее, доподлинно неизвестно. Поэтому местные жители предпочитают знакомить туристов с "собирательным образом " местного " Правителя Карахана ", наделяя его чертами различных представителей династии. Соответственно, и легенды о "Карахан е" многочисленны и,зачастую, противоречивы.

Под толщей асфальта, в самом центре города, было обнаружено древнее городище с историческими пластами нескольких эпох.

В ходе археологических раскопок обнаружено множество артефактов, которые датируются VI-XII веками. А значительная часть исторической коллекции принадлежит к эпохе правления Караханидов XI - XII веков. Собственно, об этой эпохе и пойдет речь, а точнее о музее-памятнике "Мавзолей Карахана ".

По преданию, на свои личные средства мавзолей отстроил первый меценат Тараза- Кали-Юнус. Кстати, его авторству принадлежит и знаменитая восточная баня, расположенная недалеко от мавзолея. О ней я вам расскажу позже, как только там закончится небольшая внутренняя реставрация музея.

Находится мавзолей в центральной части современного Тараза, на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра, в шаговой доступности от археологического парка «Древний Тараз ».
Это здание невозможно не заметить!

Мавзолей окружен парком с каменными дорожками. Территория ухоженная, с лавочками и аккуратными кустарниками вокруг. Вход в парк представлен воротами в средневековом восточном стиле.

Рядом красуется табличка на трех языках.

Здание восхищает архитектурной красотой и к нему хочется прикоснуться руками, заглянуть внутрь и познакомиться с историческим наследием эпохи Караханидов.

Исторические раскопки показали, что при сооружении мавзолея использовались 30 наименований фигурных кирпичей, украшенные 60 орнаментами. Это говорит нам о высоком мастерстве и профессионализме зодчих.

На фотографии вы можете увидеть пример таких кирпичей. Сложно поверить, что это не современная работа. Очень часто попадается терракотовая плитка.

Мавзолей Карахан относят к XI в., но он был перестроен в 1906 году, утратив декоративное убранство, но сохранив первозданную конструкцию.

Внутренние стены сложены из кирпичей первоначальной постройки, а внешние выстроены из нового кирпича.

Квадратный план мавзолея представлен центральным залом и угловыми комнатами. Они называются худжры. Это так называемые кельи, небольшие помещения в медресе.

Четвертый угол обозначен лестницей, которая идет в купольную часть мавзолея. Потолок напоминает войлочную юрту.

Друзья, заглянуть в само здание я смогла со стороны главного входа, но войти в зал я не смогла, потому что было жутковато. Да и сомневалась я, что меня туда пустят без головного убора.

В центре зала стоит каменное надгробие. Накрыто оно белой тканью и окружает надгробие полумрак.

Караханиды-это гордый и воинственный тюркский народ, который в конце X века стал осваивать южные земли современного Казахстана. Именно Караханиды сделали Тараз своей западной столицей государства. При Сулеймане ибн Абд ал-Кариме из династии Караханидов, принявшим титул Арслан-хан, в середине X века всё население государства было обращено в ислам.

Тут же видим монумент, изображающий священную книгу Коран в раскрытом виде.

Отсюда и архитектурное решение мавзолея, выполненное в мусульманском стиле. Над входом мы видим надпись на арабском языке: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его ».

О Карахане (напомню, что это собирательный образ) слагали легенды, его правление славилось подвигами и удивительными событиями. Сам он был великим и могущественным правителем.
Вот, к примеру, даже то, что великий Карахан смог приручить льва! Не правда ли, очень мифическая история?

Карахан обучил льва выполнять команды, и ходят слухи, что хан катался на нем верхом, подобно наездник на лошади. Такое зрелище внушало страх и уважение к правителю даже у врагов. Слава о Карахане разлетелась далеко за пределы города!

Однако, жена правителя была непокорной и своенравной. Визири правителя спрашивали Карахана: «Почему весь мир и опасный лев подчиняются ему, а супруга смеет возражать и быть строптивой рядом с ханом? »

На что, Карахан отвечал: «Благодаря жене, я понимаю, что я всего лишь слуга Аллаха и я не могу подчинить весь мир и попасться в ловушку своей гордыне» . По-моему, это очень мудрая мысль!
Оригинал легенды можно найти в книге «Золотая силсила » (Золотая цепь преемственности).

Рассказывают, что все, кто посещает мавзолей Карахана испытывают на себе положительную энергетику. Это место придает силы и здоровье. Я же испытала некое вдохновение к истории и радость за то, что такие древние памятники сохранились до наших дней и мы можем прикасаться к ним и материально ощущать частички прошлого.


Изучая прошлое, мы можем увидеть прекрасное будущее, а возможно, избежать ошибок и неправильных судьбоносных решений.

Любите историю друзья, посещайте исторические места, увлекайтесь архитектурной летописью, ведь то, что пишут нам стены древних зданий- это и есть история! А мы ее продолжатели и хранители!

Чтобы поближе познакомиться с историей Караханидов, рекомендую посетить музей на территории парка «Древний Тараз ». Там представлено множество артефактов эпохи, а также, вы можете увидеть макеты всех исторических построек города Тараз.

А вот, собственно, и макет мавзолея Карахан с фасада

и с торца

В следующий раз, мы продолжим свое путешествие по древнему Восточному городу Тараз, который расположился на знаменитом Шёлковом пути, и познакомимся с прекрасным мавзолеем Айша-Биби.

Туры по историческим местам города Тараза.

«Г лядя на множество воздвигнутых статуй, он сказал: "А обо мне пусть люди спрашивают, почему Катону нет памятника, чем почему ему стоит памятник"

Катон Старший (Марк Порций Цензорий Катон).

Экскурсия к мавзолею Карахана в Таразе.

Одним из наиболее ранних мавзолеев был ныне уже утраченный мавзолей Карахана, построенный в IX – X веке на территории западного рабада Тараза. Это была однокамерная постройка портально-купольной композиции. Разработка главного фасада включала боковые орнаментальные дорожки и П–образную раму, охватывающую от уровня пят сводчатую нишу со входом в глубине.
Лицевая арка ниши выполнена клиновидной кладкой и оконтурена кирпичом, положенным плашмя. Арка опиралась на трехчетвертные колонки, выложенные спаренными кирпичиками. Благодаря раскопу, заложенному в 1961 году Т.Н. Сениговой, было выявлено значительное количество кирпичей с орнаментальной резьбой. Насчитывается около 30 видов различных рисунков в декоративной облицовке главного фасада.
Второстепенные стены мавзолея были сложены узорной геометрической кладкой из спаренных кирпичей. Пластическое решение портала и резной декор мавзолея Карахана имеют аналогии в мемориальном строительстве Мавераннахра Ферганы (Средний Узгендский мавзолей) и областей. Мавзолей Карахана р асположен, в старой части города, на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра, 24 вблизи исторического ядра.
Находится в глубине просторного двора, тип «джума-Мечети», характерный для культовых сооружений среднеазиатского региона. Находится в глубине просторного двора, тип «джума-Мечети», характерный для культовых сооружений среднеазиатского региона. В 1998 году проведена реконструкция, мечеть расширена за счет новой пристройки. Художественную ценность представляет лишь постройка 1913 года.
Одноэтажный прямоугольный в плане, протяженный объем, с высоко поднятым на колоннах перекрытием, планировочно разделен на южную и северную части. Старый молитвенный зал в южной части (1913 года) представляет собой просторное помещение длиной до 21 м и шириной до 12 м, в центре глухой западной стены размещена михрабная ниша, торцы стен прорезаны высокими окнами.
При одном из ремонтов восточная стена была раскрыта в сторону айвана, снаружи полностью остеклена. На всю ширину зала по обе стороны михраба на высоте 20 м устроены антресоли. Особой художественной выразительностью отличается потолок зала, выполненный в балочной конструкции с вассовым заполнением и расписанный полихромными орнаментами геометрических и растительных мотивов.
Ныне айван скрыт пристройкой входной части, увенчанной куполом. Северная часть (пристройка 1973 года) представляла собой остекленный айван с многочисленными колоннами. Мавзолей возведен над могилой известного хана из династии караханидов Ша-Махмуда Богра Карахана. Четыре стены мавзолея и две гладкие башни, кроме обрушившегося купола, сохранялись до 90-х годов XIX века.
В 1905 году разрушенные части памятника были убраны, и в 1906 году на месте был построен новый мавзолей, не похожий на прежний. Сооружение мавзолея финансировал Саид Бакханов, бывший, в то время ишаном города Ташкента. Новый мавзолей Аулие-Ата – четырехгранный, состоит из среднего большого помещения и трех небольших. Потолок среднего помещения закрыт наподобие войлочной юрты.
Сзади имеются две башни. Главный вход мавзолея расположен на южной стороне, входная дверь инкрустирована узорами. Внутренние стены мавзолея сложены из прежнего кирпича, с наружной стороны использован новый кирпич. Своей красотой восхищал ценителей архитектуры России еще в 1902 году, как гениальное творение древнего Тараза.
Как показали археологические раскопки, для отделки этого сооружения применялись до 30 наименований фигурных кирпичей, изготовленных с исключительно высоким мастерством. По одной из легенд Аулие-Ата Карахан будто бы является потомком знаменитого Ходжи Ахмеда Яссави, похороненного в Туркестане. Другое предание повествует, что мавзолей Абд-ар-Рахима, одного из трех святых, пришедших из Сирии в Срднюю Азию насаждать мусульманство.
Абд-ар Рахим носил имя Аулие-Ата Карахан и у него была дочь по имени Айша-Биби. Отец похоронен на реке Талас в Таразе, а дочь в двух фарсангах (то есть примерно в 8 километрах) от могилы отца. Сведения о мавзолее Карахана дошли до нас в виде фотографии конца XIX века и внешних описаний его историками, этнографами, археологами.
При историко-архивных и библиографических исследованиях стало ясно, что он был одним из выдающихся творений центрально-азиатского зодчества, и не случайно его архитектура по сей день привлекает внимание исследователей. Народные предания связывают строительство мавзолея с человеком, возведшим мавзолеи Айша биби и Бабджа хатун. Его имя доподлинно не известно, но ясно одно - он был ханом династии Караханидов, правившей в этом регионе в Х - XII веках.
Внутри мавзолея сохранилось ступенчатое надгробие. Впервые мавзолей был подробно исследован Б. П. Денике и описан им в книге «Архитектурный орнамент Средней Азии». В 1982 году мавзолей Карахана был включен в список памятников ЮНЕСКО. Впервые мавзолей Карахана был подробно исследован Б.П.Денике и описан им в книге "Архитектурный орнамент Средней Азии".
В настоящее время в центральном зале мавзолея размещена экспозиция музея-заповедника "Памятники древнего Тараза", рассказывающая о его богатом прошлом. С 1982 г. мавзолей находится под охраной государства.




Источники:
«Религиозные и духовные памятники Центральной Азии». Автор М. Хашимов. Издательство «Сага», 2001 год.«Казахстан туристский». Издательство «Кайнар», 1989 год.«Древний Казахстан» Издательство «Аруна», 2006 год. Горячева В.Д. «Культовые и мемориальные памятники».

Фотографии
Александра Петрова.

Предыстория

В первой половине IX-века на территории Семиречья существовало мусульманское феодальное государство. Караханидское государство включало области Кашгар и Семиречье. С приходом к власти караханидов в архитектуре этих двух областей, также, как и всей Средней Азии, происходили качественные изменения. По данным историков, древний Тараз, бывший ханской ставкой караханидов, в этот период достиг своего наибольшего расцвета.
Распространение исламской культуры среди городского населения нашло отражение в монументально-культовой архитектуре — мавзолеях, сооруженных в память знатных феодалов. В Таразе и его округе были построены мавзолеи Бабаджи-Хатун, Айша-Биби и мемориальный комплекс Карахана.

В современном Таразе до сих пор сохранились остатки памятников некогда процветающей караханидской архитектуры. Многие историки сходятся во мнении, что наиболее ранним из них является мавзолей Карахана. Существует ряд легенд по поводу этого сооружения.

Легенды об Аулие-Ата-Карахан

По одной из них, Аулие-Ата-Карахан был потомком известного суфийского поэта и мистика тюркоязычного мира легендарного Ходжи Ахмеда Ясави. Другая же легенда рассказывает о том, что якобы мавзолей был воздвигнут в честь «святого» из Средней Азии, который прибыл в Тараз насаждать мусульманство. Многочисленные мнения о том, что это сооружение является сколько не мемориальным памятником, а религиозным и культовым объектом караханидской культуры подтверждает надпись над входом в мавзолей: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его».

Фото http://culturemap.kz

Третье же предание гласит, что, мавзолей Карахана носит имя самого хана, который построил мемориальный памятник в честь святого из Средней Азии. Однако, подлинное имя этой исторической фигуры до сих пор остается загадкой, но исследователи единогласно утверждают, что тот был всемогущим ханом династии Караханидов, который и основал свое государство. По предположению историков, владыка Кара хан был первый, кто принял мусульманство на территории Семиречья.

В свое время слава об этом хане гремела и за пределами караханидского государства. Исторически его описывали как скромного хана, который несмотря на свои несметные богатства, предпочитал жить незаметно среди народа. Редко показываясь в обличии хана, этот человек вершил справедливость, прикидываясь батыром. Есть даже легенда о том, как он подчинил себе царя цверей - могущественного льва. Легенда гласит, что Кара хан передвигался на нем, словно седлал коня.

Он был известен также и своей строптивой супругой, которую в свое время он не мог усмирить. На вопрос близких поданных, почему, когда весь мир сложил перед ханом голову, его супруга до сих пор смеет ему возражать, Кара хан отвечал: «Я тысячу раз благодарен Аллаху за строптивый характер моей жены. Увидев, что весь мир склонил передо мной голову, разве не стал бы я считать себя выше других, обманувшись хитростью дьявола, попав в ловушку своей гордыни? Благодаря своей супруге я всегда помню, что являюсь лишь одним из рабов Всевышнего. И это позволяет мне всегда оставаться смиренным перед ним».

До и после реконструкции

Мавзолей Карахана является одним из выдающихся произведений древнего зодчества, который по сей день восхищает своей красотой ценителей архитектуры и приковывает внимание многих исследователей и уфологов. Это не случайно, так как по данным археологических раскопок, для отделки этого объекта применялись до 30 разных видов фигурных кирпичей, изготовленных с особым высоким мастерством, что являлось редкостью на тот период. Но, к сожалению, его первозданный облик не сохранился до наших дней. В 1906 году он был полностью реставрирован. И при укреплении конструкции мавзолей утратил первоначальный архитектурно-декоративный облик.

По данным исследователей, ранний мавзолей Карахана до реставрации был портально-купольным сооружением, который представлял собой центрическую композицию. Войти в мавзолей было возможно только через стрельчатую арку. А она опиралась на трехчетвертные колонки, выложенные спаренными кирпичами. Подобным образом была оформлена арка, охваченная П-образными, слегка выступающими рамами, выведенными кладкой кирпичей. Мавзолеи имел декоративный портал, который еще не был выделен в самостоятельный объем, что характерно для архитектуры XI в. По обе стороны декоративного пор¬тала были расположены парные верти¬кальные орнаментированные полосы, имеющие более крупные ромбовидные узоры.

Для отделки мавзолея применялся фигурный кирпич, различные но формату (до 30 разновидностей). Очевидно, этим кирпичом, поверхность которого оформлена то в виде восьмерки. то в виде рельефно выступающих клинчатых кирпичиков с крестообразным узором, было обрамлено пространство портала между рамами. По сюжету они напоминали изразцы мавзолея Айша-Биби. Сегодня же стены мавзолея снаружи отделаны современным кирпичом. А некогда былое величие исторического памятника напоминают внутренние стены, сложенные из кирпичей караханидского времени.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Мавзолей Карахана (мавзолей Аулие-ата) (каз. Қарахан кесенесі ) - сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидов . Памятник архитектуры XI века расположен в казахстанском городе Тараз на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра.

Лицевым фасадом мавзолей обращён на юг, по краям обрамлён минаретами . Вход - в глубине арки, по обе стороны которой находится по три ниши: прямоугольной, квадратной и стрельчатой формы.

Снаружи стены мавзолея сложены из современного кирпича , а изнутри купол и арочные ниши, заканчивающие оконные проёмы, сложены из кирпича караханидского времени.

Впервые мавзолей был подробно исследован Б. П. Денике и описан им в книге «Архитектурный орнамент Средней Азии». В 1982 году мавзолей Карахана был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.

Напишите отзыв о статье "Мавзолей Карахана"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мавзолей Карахана

Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...