Фреска раздора в базилике сан-петронио в болонье. Храм на Караульном холме: Мадонна ди Сан Люка в Болонье Фреска с магомедом в болонье

7 марта 2016 года в эфир вышел первый эпизод сериала «Дэмиен», основанного на серии британских триллеров «Омен». Впрочем, определение «основанный», в данном случае, не совсем корректное — сериал, снятый A&E, отвергает вторую и третью часть трилогии и опирается только на первый фильм серии, который был экранизирован дважды: в 1976-ом вышла оригинальная картина режиссера Ричарда Доннера, а премьера римейка «Омена» состоялась в самый, что ни есть символичный день календаря — 06.06.06.

Для тех, кто по какой-то причине про серию фильмов о становлении Антихриста ничего не слышал, краткий экскурс в суть дела. Предыстория такова: жена американского посла в Италии Ричарда Торна рожает младенца, но как только новоявленный отец прибывает в больницу, на входе его встречает священник с настолько грустными глазами и такими крупными мешками под ними, что становится понятно, этот гонец хорошие новости принести не может. Новостей, действительно, оказывается три: очень плохая, плохая и хорошая, излагает их священник, выглядящий скорее, как исчадие Ада, чем как слуга Господень, строго в правильной последовательности, то есть, сначала больно, потом приятно. Мол, мистер Торн, ваш сын родился мертвым, сожалею. Опять же, сожалею, ваша жена больше не сможет иметь детей, но, не расстраивайтесь, вот в соседней палате роженица во время родов вообще умерла, зато родившийся у нее мальчик здоровый и красивый. Не хотите взять его вместо своего? Мы никому ничего не скажем, и ваша жена не расстроится. Дипломат Ричард Торн на то и дипломат, чтобы решать вопросы дипломатически, а потому своей жене Кэтрин он вручает малыша из соседней палаты, которого пара нарекает звучным именем Дэмиен.

На фото: кадр из фильма «Омен» 1976 года

Само собой, Дэмиен — это Антихрист, о чем свидетельствует родинка в виде трех шестерок, скрытая под его красивыми темными волосами. В скором времени семейство перебирается из Рима в Лондон, где живет себе припеваючи до пятилетия малыша. И вот в возрасте пяти лет дьявольская натура ребенка начинает проявлять себя на разные лады: вначале в результате разнообразных несчастных случаев гибнут все, кто мог помешать процессу правильного взросления маленького Антихриста, следом за ними по очереди умирают все те, кто понимает, что случайности, в данном случае, не случайны. Затем погибает и приемная мать мальчика, после чего отец Дэмиена — Ричард Торн — проводит собственное независимое расследование и выясняет, что его приемный сын — Антихрист, а, значит, его нужно заколоть с помощью священных кинжалов. И тут уже в дело вмешиваются не темные силы сатаны, а старая-добрая британская полиция, которая успевает застрелить дипломата как раз в тот момент, когда он заносил руку с разящим клинком над телом приемного сына. Словом, все кроме Дэмиена умерли, конец первой части.

Во второй части, которую создатели сериала проигнорировали, Дэмиен взрослел, мужал и открывал для себя самого и окружащих свои тайные знания и умения, а серии смертей, замаскированных под несчатные случаи, множились вокруг молодого Антихриста в геометрической прогрессии. Ну, а в третьей, самой слабой и нелогичной части трилогии, Антихрист таки погиб от руки журналистки, с которой имел непродолжительные интимные отношения. Гибель Дэмиена Торна получилась настолько нелепой, что фанаты серии «Омен» долгие годы с надеждой ждали воскрешения любимого антигероя. Ждали, пока не дождались, спустя 15 лет после премьеры последнего фильма серии «Омен» второе пришествие Дэмиена Торна все-таки состоялось.

Постер сериала «Дэмиен»

В новой версии Дэмиену 30 лет, о своем детстве он ничего не помнит, со своей миссией в этом мире не знаком, а все разговоры об Антихристе поначалу принимает за бредни городских сумасшедших. Дэмиен Торн в версии 2016 года трудится фотографом в Сирии, и в день его тридцатилетия с ним начинает твориться все то, что должно наставить молодого Антихриста на путь истинный — вначале крещение кровью, а по возвращению в Нью-Йорк — «случайные» смерти близких, малознакомых и совсем незнакомых людей.

Постер сериала «Дэмиен» 2016 года

С точки зрения фактуры, создатели сериала подошли к делу достаточно дотошно, в кадре то и дело мелькают изображения Ада и Люцифера в канонической католической традиции. Давайте же разберемся с деталями и узнаем, откуда создатели сериала позаимствовали пугающие изображения дьявола, придающие сериалу характерную мрачность и атмосферность.

ЛЮЦИФЕР С ФРЕСКИ БАЗИЛИКИ САН-ПЕТРОНИО (БОЛОНЬЯ)

В заставке сериала создатели разметили классическое изображение Люцифера, пожирающего грешников в Аду.

Кадр из сериала «Дэмиен»

В данном случае перед нами — анимированный фрагмент фрески Джованни да Модена, которую можно увидеть в главном соборе итальянского города Болонья — базилики Сан-Петронио.

Фреска Джованни да Модена в базилике Сан-Петронио (Болонья)

Собор Сан-Петронио в Болонье в целом крайне любопытное место. Во-первых, он до сих пор находится в, скажем так, недостроенном состоянии, дело в том, что изначально по проекту архитектора Антонио ди Винченцо базилика должна была стать самой крупной в мире и превзойти размером собор святого Петра в Риме. Понятное дело, Папе Римскому эта идея не очень понравилась, и здание базилики просто не стали возводить до конца, в результате оно смотрится несколько «обрезанным», впрочем, это все равно пятый по величине собор в мире. Во-вторых, хоть храм и начали строить еще в 1393 году, фасад его так до сих пор до конца и не отделан — лишь нижняя часть фасада базилики облицована мрамором, а вот верхняя смотрится весьма печально.

На фото: собор Сан-Петронио в Болонье

Ну и, конечно, знаменитая фреска Джованни да Модена с изображением Ада, которую мы видим в заставке сериала. Она была создана в 1415 году, и это единственная фреска в мире, на которой в Аду присутствуют не только Люцифер и безымянные грешники, но и пророк Мухаммед, что с позиции мусульман — величайшее оскорбление во всех возможных смыслах.

Фигуру сверху на фреске, увлекаемая демоном, — Мухаммед

Несмотря на многочисленные просьбы последователей ислама убрать с фрески изображение Пророка Мухаммеда, никто авторский замысел Джованни да Модена корректировать не стал, ведь именно возможность увидеть изображение Мухаммеда в Аду на фреске пятнадцатого века — одна из главных причин, по которой туристы со всего мира посещают собор Сан-Петронио в Болонье.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО

Изображение дьявола на вагоне поезда метро в заставке сериала — тоже не условная абстракция. В данном случае создатели сериала перенесли на движущийся вагон фрагмент миниатюры «Ад» из рукописи пятнадцатого века «Великолепный часослов герцога Беррийского», созданной по заказу герцога Жана Беррийского миниатюристами братьями Лимбургами, а позже доработанной художником Жаном Коломбом.

Что любопытно, изображение Преисподней на миниатюре — иллюстрация видения ирландского монаха Тундала, которое считалось в двенадцатом веке одним из самых достоверных свидетельств того, что же на самом деле происходит в Аду. Люцифер в данной интерпретации не сидит, как у Данте, в центре ледяного озера, а лежит на решетке над огненной ямой. Демоны раздувают с помощью мехов в яме огонь, Сатана выдыхает адское пламя, попутно бросая себе в пасть души грешников, а другие демоны терзают души грешников у ямы, чтобы затем столкнуть их в огонь.

Миниатюра «Ад» из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Кстати, данная миниатюра была иллюстрацией к поминальным молитвам, а ее автор — один из братьев Лимбургов, предположительно, Жан. Между прочим, эту же миниатюру из «Великолепного часослова» демонстрирует в первом эпизоде сериала и профессор Рэнеус во время визита к нему домой репортера Келли и Дэмиена Торна. Сегодня манускрипт «Великолепный часослов герцога Беррийского» хранится в собрании музея Конде в усадьбе Шантийи, что расположена недалеко от Парижа.

ДЬЯВОЛ С ФРЕСКИ КАПЕЛЛЫ СКРОВЕНЬИ (ПАДУЯ)

Еще одно каноническое изображение Сатаны можно наблюдать в небольшой церкви Капелла Скровеньи, построенной в четырнадцатом веке в Падуе купцом Энрико Скровеньи во искупление грехов своего отца Реджинальдо. Уникальность капеллы в том, что ее стены и потолок полностью украшены фресками великого Джотто — лучшего художника того времени и одного из самых влиятельных итальянских живописцев за всю историю искусств.

На фото: фрески Джотто в Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni)

Изображения Ада на фресках впечатляют неподготовленного зрителя натуралистичностью и неподдельной жестокостью, кстати, в музее Данте во Флоренции именно репродукции фресок Джотто из Капеллы Скровеньи и Джованни да Модена из собора Болоньи представлены в качестве идеальных иллюстраций дантовского Ада, а вовсе не мозаики из флорентийского баптистерия Сан-Джованни, вдохновившие Алигьери на создание первой части «Божественной комедии».

Люцифер на фреске Джотто в Капелла Скровеньи

Именно фрагмент этой фрески вместе с миниатюрой «Ад» из «Великолепного часослова» мы видим в книге Откровений, которую трясущимися от ужаса руками листает исследователь Библии профессор Рэнеус.

На фото: кадр из сериала «Дэмиен», первый эпизод

А вот иллюстрация, соседствующая с репродукцией фрески Джотто, никакого отношения ни то, что к Люциферу, но даже к христианству не имеет. Это всего лишь фрагмент картины «Кадм, убивающий дракона» нидерландского художника-маньериста Хендрика Гольциуса, творившего в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков.

Картина «Кадм, убивающий дракона» Хендрика Гольциуса (1600-1617)

Сцена на картине — иллюстрация древнегреческого мифа о Кадме — сыне финикийского царя Агенора и основателе города Фивы. По легенде, прежде, чем основать город Фивы в Беотии, герою пришлось убить священного дракона бога войны Ареса, после чего зубы дракона были посеяны в землю, и из них выросли легендарные войны Спарты. Как мы видим, никакой связи с христианством, а потому, что данная иллюстрация делала в Откровении Иоанна Богослова, которое листал профессор Рэнеус, для нас так и осталось загадкой.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Привет, любители путешествий! Сегодня мы расскажем об одном из прекрасных городов Эмилии-Романьи, который оказался для нас «зачарованным». Город, через который мы проезжали 4 раза и ни разу не вышли. В эту поездку мы решили «разбить чары» и пожить в нём хотя бы пару дней. Теперь мы рассмотрели все достопримечательности Болоньи и хотим рассказать о них вам.

Итак, Болонья – город на севере Италии, регион Эмилия-Романья. По площади сравним с нашей Калугой (170,5 км²) и с государством Лихтенштейн (160 км²). Площадь Болоньи 140,73 км², но назвать её городком, честно говоря язык не поворачивается. Настолько здесь всё грандиозно.

Болонья — город арок, крытых галерей, спасающих от горячего итальянского солнца, башен и величественных зданий. На осмотр города стоит запланировать 2 дня. На более подробный (c посещением музеев, галерей, изучения фресок) 3-4 дня.

Стоит учесть, что в Болонье много ресторанов и ресторанчиков с очень вкусной национальной кухней.

Гуляя по её улицам и площадям приходится всё время задирать голову, — настолько масштабно и щедро строили итальянцы здания этого города. Не только башни и соборы, но и дома знати, которыми гордится центр Болоньи, поражают воображение и не влезают в объектив.

Размах

Каждый раз, настраивая свой Canon для очередного снимка, Галя ворчала: «Ну кто так строит». Не предполагали жители Болоньи, что спустя всего 400 лет мы будем принимать немыслимые позы и крутить свои камеры, чтобы сделать нормальный снимок здания.

К началу XX века Болонья всё ещё сохраняла вид средневекового города.

Сейчас Болонья крупный промышленный центр и основной транспортный узел северной Италии.

В свою по Италии мы останавливались в и оттуда выезжали в Венецию и , каждый раз делая пересадку в Болонье. Почему не вышли и не погуляли по городу? Послушали знакомых, которые весьма уверенно заявили: «Болонья? Да что там делать? Пыльный промышленный город».

Да, город не маленький, но делать есть что. И, конечно, есть, что смотреть. Просто нужно сразу отправляться в центр города. Туда, где расположены старые площади, соборы и самый первый в Европе университет.

Побывав в Италии 3 раза, я сомневаюсь, есть ли в этой стране хоть один город, в котором нечего смотреть.

История

Болонья основана этрусками примерно к 510 году до нашей эры и называлась тогда Фельсина.

В IV столетии до нашей эры его захватило племя бойев. Вот как раз тогда город получил название похожее на современное – Боннония – по имени племени.

Расцвет Римской империи принес расцвет и городу. Небольшая, удобно расположенная римская колония росла и развивалась, став к средним векам одним из богатейших городов Италии.

Пьяцца Неттуно в Болонье. Начало 20 века

В Средневековье здесь происходило много интересного:

  • Была отстроена церковь Св. Стефана
  • Город был отдан под власть короля лангобардов Луитпранда
  • Карл Великий сделал Болонью свободным городом. С тех пор на гербе красуется слово «libertas» (свобода).
  • Получив статус свободного города, Болонья стала активно развиваться.
  • Здесь основали первый европейский университет — Студио.
  • К середине XIII века был принят закон, отменяющий крепостное право. (!)
  • Весь XV век истории города ознаменовался внутренней борьбой за власть.
  • XVII столетие принесло городу славу интеллектуального центра Европы.

Университет. Вход одного из факультетов



Один из внутренних садиков университета

Сюда, в Болонский университет, приезжали учиться молодые люди со всей Европы. Был среди них и Н. Коперник.

Здесь учился Н. Коперник

У Болонского университета была одна интересная особенность. Преподавательский состав выбирали сами учащиеся, а точнее члены студенческой корпорации. Неугодного преподавателя они даже могли уволить.

К 1881 году, когда выросло значение Болоньи, как железнодорожного узла, был составлен и подписан план развития города. Тогда была разрушена часть стен, прорублены новые улицы. По ним мы и предлагаем сейчас прогуляться.

Прогулка по Болонье

Начнем с центра.

  • Сердцем Болоньи считаются две смежные площади – Пьяцца Неттуно или площадь Нептуна и Площадь Маджоре (Piazza Maggiore).
  • Пьяцца Неттуно легко узнать — с XVI века здесь красуется фонтан Нептуна, творение Джамболонья.

Здесь же находятся два величественных здания:

  • Рalazzo di Re Enzo -дворец готического стиля
  • Рalazzo del Podestà (Палаццо дель Подестà), здание реконструированное к концу XV столетия в стиле Ренессанса.

Пьяцца Маджоре известна своими размерами и зданиями, окружающими её. Именно на эти площади выходят фасады самых знаменитых палаццо города.

На Пьяцца Маджоре или Большой площади находятся:

  • Рalazzo dei Notai, построенное для общества Нотариусов к 1411 году

  • Палаццо деи Банки (Рalazzo dei Banchi). Этот дворец, был построен для городских банков к 1412 году.
  • Также на Большую площадь выходит фасад базилики Святого Петрония.

Базилика Святого Петрония

  • Обратите внимание на декор дверей. Наружные барельефы, повествующие об истории сотворения мира — работа мастера Якопо дела Кверча.

Барельефы над входом

  • Гордость и ценность внутреннего убранства базилики — прекрасно сохранившимися фрески Джованни да Модена и работы Джулио Романо.

Здание величественное, внутри большое, богато украшенное, с двумя красивыми (по звуку) органами. Мы послушали «случайный» концерт — днём пришёл органист. То ли репетировал, то ли не знаю что делал, но периодически привставал и махал ручкой знакомым.

Базилика Святого Петрония. Вид со смотровой площадки

Так вот, Базилику Святого Петрония часто называют Домским (Кафедральным) собором. Однако это не так. Главный собор города — собор Святого Петра (Сан Пьетро). О нём мы ещё расскажем.

Петроний же — был епископом Болоньи в V век. После смерти его причислили к лику святых. Святой Петроний — покровитель Болоньи.

Интересные и парадоксальные факты о базилике:

  • Задание было построено на деньги горожан и, в отличие от других религиозных сооружений, не являлось церковным проектом. Это символ коммунальной власти.
  • В базилике проходили службы и коронования, здесь хоронили достойных людей города. Только в 1929 года собор официально отошёл церкви.
  • Освящение храма прошло в 1954 году (!)
  • В 2000 году в соборе были захоронены останки Святого Петрония.

Это не единственный парадокс Болоньи, есть ещё одна интересная история, связанная с дворцом палаццо Коммунале. Но пока вернёмся к базилике Святого Петрония.

В храме 11 капелл, украшенных витражами, скульптурами, фресками. В одной из капелл храма находятся фрески Джованни да Модены (Рай и Ад, Странствия волхвов).

  • Кроме размеров и богатого убранства, внутри собора есть очень точные солнечные часы (меридиан).

Это самый длинный из существующих в мире меридианов. Великий астроном средневековья Джованни Доменико Касини — житель Болоньи, преподаватель Болонского университета создал часы в 1665 году. Они так и называются «меридиан Джованни Кассини».

Одна из частей меридиана

Солнечные часы «меридиан Кассини» — это дуга, прочерченная в плитах пола собора. Её длина 66.8 м -1/600000 земного меридиана. На разных её участках изображены знаки Зодиака.

Если поднять голову вверх, то на потолке видна дырочка. Насколько я понимаю, в этом отверстии вся фишка. Видимо в неё попадает солнечный луч и падает на меридиан, указывая на месяц.

Пока мы слушали органный концерт, в собор входили различные экскурсионные группы. Их подводили к меридиану и рассказывали примерно то, что и я вам рассказала. Но как работают эти сверхточные часы, я так и не разобралась. В соборе большие окна и луч теряется в свете. Может быть отверстие закрывалось цветным стеклом, тогда этот луч был виден?

Кто знает, напишите в комментариях — будем признательны.

Вход в храм бесплатный, за возможность фотографировать внутри плата 2 евро.


  • Ну и наконец, на общую для двух площадей сторону выходит фасад грандиозного Рalazzo Comunale (Палаццо Коммунале).

Это здание, построенное в 1290 году, было реконструировано к 1425 году и выглядит скорее не как дворец, а как могучее укрепление.

Вход во дворец украшен колоннами и балконом. На пьедестале скульптура благословляющего город папы Григория XIII. Над ним каменная плита с высеченными на ней словами: «Divus Petronius Protector et Pater». Перевод: «Божественный Петроний Отец и Защитник». Это ещё одна интересная история города, связанная с Наполеоном.

1796 год. Болонья захвачена войсками Наполеона. По личному приказу командующего солдаты разбивают и уничтожают все скульптуры и изображения пап. Тогда жители города находят хитроумный способ спасти скульптуру папы Гргория XIII (это он в 1582 году принял решение о повышении статуса Болоньи). Они нанимают скульптора, который превращает Римского папу Григория в покровителя города епископа Святого Петрония. Вместо папской тиары на голове скульптуры появляется епископская митра, а в руке посох.

Чтобы никаких сомнений не возникло, они убирают плиту с именем, а над скульптурой водружают мраморную доску с подписью «Божественный Петроний Отец и Защитник». Таким образом Григорий XIII был «спасён». Французская армия покинула город, но ещё 100 лет скульптуру не меняли.

В 1895 году Петроний вновь стал Григорием. Но мраморную доску жители города оставили на память об этом случае. Так что читайте и улыбайтесь, — ошибки здесь нет)

На фасаде здания есть скульптуры. Предполагают, что скульптура орла — работа Микельанджело.

Двор Палаццо Коммунале

  • Здесь же, неподалеку, находится Кафедральный Собор города. Собор Сан-Пьетро.

Первые упоминания о нём относятся к X веку. За свою долгую жизнь здание главного собора несколько раз меняло облик, — пожары и землетрясения разрушали его. Представало оно и в романском, и в готическом стиле. Его достраивали и перестраивали, украшая всё новыми архитектурными деталями и постройками.

Высота центрального нефа сопоставима с высотой центрального нефа ватиканского собора Святого Петра. Внутреннее убранство собора представлено стилем барокко. Над ним работали величайшие итальянские мастера.

Собор действующий. В нём проходят службы.

  • С художественной точки зрения большую ценность представляет также базилика Сан-Доменико.

Здесь находится могила Святого Доминика, а также скульптуры работы Микеланджело и Никколо Пизано.

Вообще церквей на территории города очень много. Здесь есть даже комплекс семи церквей — так называют базилику Святого Стефана.

Базилика расположена на площади св. Стефано (Basilica di Santo Stefano). По преданию раньше здесь находился храм Изиды. Возвели храмы комплекса в средние века.

По задумке св. Петрония (епископа Болоньи) базилика должна была повторить элементы Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри базилики находится несколько храмов:

  • Храм Святого Распятия (ещё одно название — церковь св. Иоанна Крестителя)
  • Храм Гроба Господня — старейший из храмов комплекса
  • Храм Святых Виталия и Агриколы
  • Мартириум

Остальные здания сейчас мы не сможем увидеть. Это последствие неудачных реконструкций.

Еще одно религиозное сооружение, Церковь Мадонны Святого Луки, находится в 5-ти км от центра города на 300-метровом холме.

Это здание выстроили как специальное хранилище иконы Богоматери Одигитрии, которую, по легенде, написал апостол Лука.

Ну и последняя базилика, о которой мы хотим рассказать, — базилика Санта-Мария-дей-Серви (Basilica di Santa Maria dei Servi).

Это далеко не самая большая базилика Болоньи, но при этом весьма интересная. Внутри нее сохранился мраморный алтарь Джованни Анджело Монторсоли, фрески XIV столетия и один из лучших в Европе органов.

Башни

Когда-то Болонью называли «городом 100 башен». Башен было даже больше — 180. Город окружала стена. А войти в неё можно было через 12 ворот.

Войны, землетрясения, просто время сделали свое дело, — до наших дней дошло лишь порядка 20 башен.

Одна из них была видна с нашего балкона.

Вид из нашего окна

Исследователи предполагают, что богатые семейства начали возводить башни во время конфликта между церковью и светской властью. Каждая такое сооружение представляет собой бастион, в котором семейство могло жить и размещать своих солдат-защитников.

Какими бы ни были защитные функции этих высоченных крепостей, со временем в средневековой Болонье появился чуть ли не «спорт» — у какой семьи башня выше. Так они и мерялись своими башнями. Оставшиеся сооружения могут служить иллюстрацией человеческого тщеславия.

У каждой башни есть своё имя. Иногда это просто «Часовая башня», а иногда имена башен хранят фамилии своих хозяев.

Архитектурная доминанта города и туристическая достопримечательность — две падающие башни на Площади Порта Равеньяна (piazza di Porta Ravegnana).

Это знаменитые падающие башни Азинелли и Гаризенда. Построенные в начале XII века без соблюдения необходимых технологий, башни продолжают падать и по сей день. Что там Пиза!

  • Высота Азинелли 97 м
  • Высота Гаризенды 48 м

Азинелли самая высокая падающая башня в мире.

Угадайте, что находится в башне сегодня? Конечно — смотровая площадка. Старые деревянные ступени ведут на самый верх, откуда открывается замечательная панорама города. Оттуда, с высоты становится понятно, почему Болонью называли красной.

  • Смотровая площадка открыта каждый день с 9 до 18 часов в летнее время.
  • С 9 до 17 в зимнее время.
  • Вход платный — 3 евро.

Искусство

Помимо прочего Болонья славится своими музеями. Их здесь много. Назовем некоторые.

Национальная пинакотека порадует вас работами местных мастеров XIII-XVII веков, например Франческо Пармиджанино, Мазаччо.

Международный музыкальный музей и библиотека хранят огромное собрание портретов великих композиторов, музыкальных инструментов, различных манускриптов и документов.

В Государственном археологическом музее вы узнаете о прошлом города.



Как видите, достопримечательностей здесь много. Поэтому особенной популярностью пользуются обзорные автобусные экскурсии, которые за короткий срок познакомят вас с самыми значимыми местами Болоньи. Эти автобусы удобны для тех кто хочет побывать в церкви Мадонны Святого Луки.

Мы в Болонье автобусами не пользовались и предпочитали ходить пешком. Зато в , и Потсдаме мы ездили на таких автобусах. Удобный вариант для осмотра большого города.

Фестивали

Интересной традицией стал фестиваль супа. Он проводится каждый год 25 апреля, и принять участие в нем могут все. Даже туристы. Достаточно всего лишь захватить с собой в путешествие кастрюльку на 10 литров. Если ваш суп понравится жюри и зрителям, вы получите золотой половник.

Из более серьезного – фестиваль кино. Проводится летом в пяти кинозалах и площади Маджоре. В нем могут принять участие картины со всего мира.

Мы застали фестиваль итальянского кино. Кинозал выглядел вот так:

Смотреть киноленты могут все желающие.

Как добраться

  • на самолёте

В Болонье есть свой аэропорт Гульельмо Маркони. Из Рима самолеты летают сюда трижды в сутки.

  • на поезде

Из Рима от вокзала Термини в Болонью отправляются поезда. На такую поездку уйдет чуть больше 4 часов.

Кроме того, доехать на поезде можно из Венеции, Флоренции, а также других городов.

  • на автобусе

С римского вокзала Тибуртина ходят автобусы. Так в пути вы проведете 6 часов.

Болонья на карте

Спасибо, за подписки на наш блог. И до свидания!

С уважением, Алла Сутягина

По праву считается «университетским центром» страны. Есть и более потешная характеристика провинции – Умная, Красная, Тучная.

Так охарактеризовали город из – за немалого количества учебных заведений на территории, за цвет крыш зданий, и наконец, за вкуснейшую еду, приготовляемую в местных ресторанах.

Италия – страна с многовековой культурой, богатейшей природой, развитым архитектурным мастерством, поэтому достопримечательностями славен практически каждый город страны. И наша провинция – не исключение! В городе Болонья взору туриста предстанут следующие достопримечательности.

История Болонского университета берет начало со 2 в., т.к. основан он в 1088 году. Считается одним из крупнейших и знаменитейших европейских университетов, начиная со средневековья. Болонский университет в средние века носил название Studium, обучаться здесь стремились отпрыски влиятельных семей всего Земного шара. Университет дал образование ставшим впоследствии известными таким научным светилам, как Эразм Роттердамский, Парацельс, Альбрехт Дюрер, Данте Алигьери, Салимбене Пармский.

Болонский университет считается одним из крупнейших и знаменитейших европейских университетов, начиная со средневековья

Постепенно преподаватели университета, в числе которых был Ирнериус, стали специализироваться на праве, и в результате юридические теории, культивируемые здесь, стали приниматься и использоваться во всей стране.

С 14 в. высшее учебное заведение города Болонья – местный университет, помимо юриспруденции, организовало на своей территории следующие факультеты: астрономии, философии, медицины, риторики, логики, арифметики, грамматики.

Чуть позже в список дисциплин включилась и теология. В настоящее время университет состоит из пяти учреждений, расположенных в разных уголках Италии. Поэтому однозначный ответ на вопрос, где находится Болонский университет, отсутствует. Факультеты высшего заведения обучают студентов общим числом порядка 85тысяч человек, в следующих городах: Болонья, Римини, Чезене, и Форли.

Совершить виртуальную экскурсию по университетскиму городку вы можете, посмотрев видео:

Студенты проходят обучение по таким направлениям, как юриспруденция, аграрное дело, сохранение культурного наследия, психология, коммуникации, политика, и т.д. Главное здание университета расположено на ул. Дзамбони, д. 33, тел. +39 051.209.91.11 / 93.70. Интересующие Вас подробности про Болонский университет можно узнать, посетив официальный сайт: www.unibo.it.

Храмы

Что еще можно посмотреть в Болонье? В средние века на территории города возведено немалое количество храмов, каждый из которых можно по праву назвать объектом культурного наследия страны.

Базилика Святого Петрония

Один из крупнейших по величине храмов в мире, расположен на центральной площади Болоньи — Маджоре. Возводилась базилика достаточно долго, в течение не одного века.

Началось строительство самобытного храма в готическом стиле еще в в 14 в., а закончено возведение и отделка лишь в 17 в.

Интересно, что церковь выстроена в форме древнелатинского креста, в числе ее создателей такие известные зодчие, как Андре Палладио, Джакомо Бароцци ди Виньола, Антонио ди Виченца.

Базилика Святого Петрония расположена на площади Маджоре

Экстерьер стен церкви выполнен также в стиле готика, славящемся строгой геометрией узора. Изнутри собор украшают произведения известных живописцев: «Освящение Христа с 4 святыми» работы А. Аспертини, «Таинственная свадьба Святой Катерины» Ф. Липпи, «Мадонна со святыми» Л. Коста-мл. и другие.

Особого внимания заслуживает древняя реликвия 15 в., неоднократно подвергавшаяся покушениям.

Это фреска с исламским святым Магомедом, изображенным, по сюжету картины, в числе обитателей Ада, которую пытались уничтожить религиозные исламские фанаты, оказавшиеся в Болонье.

Как выглядит базилика Святого Петрония внутри — смотрите в видео:

По прошествии средних веков город Болонья использовал здание Базилика Сан Петронио по общественно-политическому назначению, тут располагались и местный суд, и совет города.

Лишь к 20 –м годам прошлого века в церкви вновь зазвучали молитвенные песнопения.

Посетить собор можно ежедневно с 7-30 до 12-45 часов, и после обеда с 15 до 18 часов.

Монастырский комплекс Санто Стефано

Собор Святого Стефана состоит из 7 зданий, образующих храмовый комплекс. По преданию, это одухотворенный святыми помыслами Святой Петроний пожелал воспроизвести памятники семи главных иерусалимским святыням.

Монастырский комплекс Санто Стефано состоит из 7 зданий

Так, церкви, входящие в комплекс Сан-Стефано, носят названия: Храм Гроба Господня, собор Иоанна Крестителя, храм Святой Троицы, собор мучеников Агриколы и Виталия, двора Пилата и монастыря. Часы посещений базилики, находящейся на площади Святого Стефано, аналогичны режиму работы церкви Святого Петрония.

Храм Мадонны Святого Луки

Выстроен на возвышенности порядка 250-300 м, «Караульном холме». Название церкви дало художественное произведение работы Святого евангелиста Луки – Мадонна с младенцем, ввезенное в город паломником из Греции.

Почетную ношу было поручено вознести на Караульный холм, чье изображение имеет место на иконе, что и было сделано.

Базилика возведена позднее, специально для хранения святыни.

Храм Мадонны Святого Луки построен на Караульном холме

Церковь расположена за пределами города, попасть в собор можно, пробираясь по галерее из 666 арок, общей длиной около 4 метров,ведущей от Сарагосских ворот. Стоимость входного билета – 10 евро.

Что еще посмотреть в Болонье?

Если же Вы оказались в провинции Болонья чуть больше, чем на 1 день, то обязательно осмотрите остальные городские реликвии и памятники. Что можно посмотреть в Болонье за 2 и более дня?
Это знаменитые во всем мире музеи города, башни и дворцы.

Национальная пинакотека

Хранит крупнейшие коллекции работ итальянских живописцев, известных всему миру. Национальная пинакотека Болоньи предлагает взору туристов художественные произведения, созданные знаменитыми Тицианом, А. Кораччи, Л. Коста, Г. Рени, Парамиджано, Рафаэлем, на чью жизнь наложил свой отпечаток итальянский город Болонья.

Национальная пинакотека хранит крупнейшие коллекции работ итальянских живописцев

Расположен музей на улице Белле Арти 56, открыт с 9 до 19 часов ежедневно, кроме понедельника. Цена билета варьируется от 2 до 4 евро.

Археологический музей

Образован в 19 веке, в 1881 году. Знаменит своими экспозициями археологического происхождения эпох палеолита, мезолита, неолита, а также исторические находки, поднятые из этрусских и галльских гробниц. Немалое количество археологических находок было предоставлено музею Болонским университетом и художником П. Палаги.

Археологический музей Болоньи образован в 19 веке

Собраны здесь предметы обихода древних римлян, египтян, греков, а также имеют место обширные коллекции древних наградных и денежных знаков. Вход в музей платный, стоимость 5 евро. Осмотреть местные коллекции можно каждую пятницу с 9 до 14-30 часов по адресу: Виа Арчижинассио, 2.

Крупнейшей из них является башня, принадлежащая некогда семейству Азинелли и названная в честь именитого рода. Построено сооружение в пику семейству Гаризенди, враждовавшему с владельцами башни и выстроившему аналогичную высотку непосредственно напротив. Возвышается над городом на солидную высоту, создана примерно в 1120 году.

С высотной башни Азинелли открывается превосходный обзор на окрестности города Болонья, поэтому сооружение использовалось в качестве вышки для наблюдения.

Позже, в 15 веке, к высотной постройке примкнуло здание крепости, где в наши дни процветает торговля. Характерной особенностью Башни является не только высота около 100 метров и лестница, состоящая из почти пятисот ступенек, но и наклонное расположение.

Знаменитые падающие башни Болоньи

Являясь одной из «изюминок» города Болонья, падающие башни Азинелли и Гаризенди словно «смотрят» друг на друга, накренившись вниз. Посетить высотное здание клана Азинелли можно ежедневно, заплатив 3 евро, с 9 до 18 часов летом, зимой время посещений заканчивается на час раньше. А вход в Башню Гаризенди для туристов, увы, закрыт.

Дворцы Болоньи

Болонья славится своими дворцами:


Блошиные рынки

Болонья знаменита не только огромным количеством культурных исторических объектов, но и достаточно развитой торговлей на так называемых «блошиных рынках». Что можно привезти с собой на память из Болоньи?

Посетите местные торговые точки, и обязательно выберете себе памятную вещицу:

    • Блошиный рынок Меркато Антикварио ди Санто Стефано в Болонье, Италия, славен торговлей антиквариатом. Здесь продаются старинные рамки для зеркал и фотографий, куклы, сумки, светильники. Работает рынок с 9 до 18 часов зимой и до 19 – летом, каждые 2-е выходные. Находится на одноименной площади;
    • Рынок Меркадо ди Коллеционизмо, также предлагает покупателям антикварные вещи, но это больше печатные издания: журналы, газеты, рукописи. Работает с 9 до 6 вечера по четвергам. Расположен на Пьяцца Вилл Агосто;

На блошином рынке в Болонье можно приобрести антикварные вещи на память

  • блошиный рынок Меркато деле Винтаж, торгуют здесь старинными шляпками, аксессуарами, бижутерией, солнцезащитными очками каждый вторник с 9 до 16 часов;
  • Рынок Ла Пьяццола. Продается здесь как одежда, так и разнообразные предметы обихода, картины, статуэтки. Торговля ведется по пятницам и субботам в течение целого дня. Арес: Пьяцца Вилл Агосто.

И это далеко не исчерпывающий список известных миру достопримечательностей, культурно-религиозных, архитектурных памятников и колоритных торговых точек, которые можно с пользой для ума, души и сердца посетить туристу Болоньи!

Если Вы планируете итальянское путешествие, обязательно посетите этот город с его насыщенной культурной, религиозной, да и просто красочной жизнью.

Базилика Сан Петронио - La Basilica Di San Petronio. Находится на площади Пьяцца Маджоре , эта готическая базилика - пятая в мире по высоте, была начата в 1390 году и формально по сей день не закончена. Узнав, что здание должно было больше, чем собор Святого Петра в Риме , Папа Пий IV остановил строительство... Внутри собора - мощи святого Петрония , покровителя города и уникальная фреска XV века, изображающая сцену из Данте , где пророк Мухаммед ввергнут в ад. В 2002 году исламские террористы хотели взорвать здание и уничтожить фреску, но теракт предотвратили. Теперь перед входом в собор стоят рамки металлоискателей и охрана. Также внутри - меридиональная линия солнечных часов , которая тянется 67 метров – самая длинная в мире, и захоронение сестры Наполеона I, Элизы Бонапарт . Внутри помещения базилики может разместиться около 28 тысяч человек!

Инициатором строительства нового большого храма для растущего города в 1390 году выступил Совет Шестисот, то есть городские власти. Чтобы расчистить место для сооружения собора, пришлось снести башни, личные постройки горожан и восемь небольших церквей. Стройка была начата уже в 1390 году, город поручил проект архитектору Антонио Ди Винченцо. В плане трёхнефной базилики лежит латинский крест. Готические своды опираются на десять пилястров с высокими капителями. По горизонтали пространство разделено боковыми капеллами (часовнями).

После окончания работ над фасадом, в 1393 году, начинается создание боковых капелл, законченное в 1479 году. Большая часть капелл (их 22) были декорированы в XV-XVI веках. В 1514 году Ардуино Дельи Арригуцци предложил новый план церкви – согласно его представлению, она должна была иметь форму латинского креста в основании, чтобы превзойти Собор Святого Петра в Риме. Она должна была стать одной из величайших церквей, имея в длину 208 метров и в поперечнике 142 метра. Однако после вмешательства папы Римского Пия IV - а Болонья в то время входила в состав Папского государства - размеры собора были уменьшены. В 1538 году началась облицовка стен, а затем и фасада по проекту Доменико Вариньяны. Его проект фасада вызвал много споров, свои чертежи представляли на конкурс многие знаменитые архитекторы (эти рисунки сейчас хранятся в музее храма). Нижняя часть фасада выполнена из красного веронского мрамора и белого истрийского камня. Верхняя часть фасада не была облицована.

Ныне длина базилики превышает 130 метров, высота сводов 45 метров. Сан-Петронио - не кафедральный собор, хотя часто за его большую значимость называют главной церковью города. В настоящее время собор носит титул "малой базилики" (Basilica Minor). Среди дошедших до наших дней католических храмов собор занимает 15 место по размерам, пятое по высоте.

Декоративные работы в центральной части базилики проводились под руководством Джироламо Рейнальди в 1646 -1658 годах. Но они были прерваны в 1659 году и не доведены до конца. А вот работы над оформлением фасада здания продолжались вплоть до создания новых боковых порталов по проекту архитектора Якопо Делла Кверча. Однако затем и они были остановлены. Несмотря на привлечение нескольких известных архитекторов, в том числе Бальдассаре Перуцци, Андреа Палладио, Джакомо Бароцци Да Виньола, фасад здания до сих пор не окончен. Постройка была прервана в 1759 году.

В готическом стиле выполнены и внешние декорации, в основном работы Джованни Да Модена, а также мастеров Пармиджанино, Джулио Романо и Мазаччо.

В начале XV века (1426 – 1438) Якопо Делла Кверча (Jacopo Della Quercia) украсил главный вход (портал) в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери - изображениями на мотив Ветхого Завета (обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, в том числе скульптурная группа, представляющая Богоматерь с младенцем, святого Петрония и святого Амвросия). Богоматерь портала Делла Кверча Микеланджело назвал "самой прекрасной Богоматерью XV века". Считается, что именно рельефы Делла Кверча в Болонье положили начало эпохе Возрождения в искусстве скульптуры.

Боковые порталы сделаны в 1524 - 1530 годах по проекту Эрколе Саккаденари. В оформлении боковых порталов принимало участие и много других художников, среди которых Триболо и Альфонсо Ломбарди. В боковых фасадах открываются окна, освещающие капеллы. В их числе капелла Святого Аббондио, восстановленная в неготическом стиле в 1865 году (именно в ней В 1530 году в происходила коронация Карла V. Карла V (Charles V) короновали там для правления Священной Римской Империей, а коронация его для правления Италией проходила в Палацо Комунале); капелла Святого Петрония, куда в 2000 году из собора Санто-Стефано переместили мощи святого Петрония, покровителя города и настоятеля собора в V веке); самая старая капелла Мадонны Мира со скульптурой Богоматери, выполненной в 1394 году; капелла Маги с деревянным алтарём-триптихом с 27 фигурами, вырезанными из дерева и раскрашенными Джакопо Ди Паоло, а также потрясающей росписью стен; и другие капеллы знатных семейств города с богатыми алтарями и скульптурами. В базилике Сан-Петронио похоронена сестра Наполеона I, Элиза Бонапарт.

Справа (над 11-ой капеллой) поднимается колокольная башня (1481 - 1495 годов постройки). По болонской традиции, на ней 4 колокола. В крипте собора находится одна из старейших известных "групп триумфального креста" - она создана между 1160 и 1180 годами. Примечательны изумительные деревянные хоры созданные в XV столетии Агостино Де Марчи, и дароносица – это творение Якопо Бароцци Да Виньола. Балдахин над главным алтарём был сделан в 1547 году мастером Джакомо Бароцци.

В XVII веке базилика Сан-Петронио была широко известна благодаря инструментальной и хоровой музыке, которая исполнялась в её стенах. Там и ныне два раздельно установленных органа (эпистолярный орган F-a 3 и евангельский орган C-c 4). Один из двух органов собора, созданный в Тоскане во второй половине XV века, считается самым старым в стране (он справа). Он был создан в 1475 году мастером Лоренцо Ди Джакомо из Прато. Находящийся слева орган относится к XVI веку. Он работы Маламини (1596). Оба органа дошли до наших дней в оригинальном состоянии.

В соборе полотна хранятся такие живописные работы, как "Мистическая свадьба св. Екатерины" Филиппино Липпи, "Освящение Христа с четырьмя святыми" и "Пиета" Амико Аспертини, а также работы Джованни Да Модена (начало XV века, "Страшный суд", "Эпизоды из жития святого Петрония", "Путь волхвов", четвёртая капелла). Интересны и работы Джулио Романо, Пармиджанино (1527, "Святой Рох", восьмая капелла), Лоренцо Косты (1492, "Богоматерь на троне", седьмая капелла) и Виньолы.

Базилика служила рабочим помещением В 1660-е годы для знаменитого средневекового астронома Джованни Доменико Кассини. В 1665 году по его расчётам здесь был установлен "меридиан Джованни Кассини", меридиональная линия солнечных часов, длинной 66,8 метра, в левом боковом приделе. Благодаря высоте базилики измерения учёного были поразительно точными для своего времени. Меридиан, скорее, представляет собой не часы, а солнечный календарь – когда через небольшое отверстие в крыше базилики солнечный свет падает на меридиан, луч указывает на месяц и день.

Базилика Святого Петрония долгое время являлась коммунальной собственностью и использовалась для самых разных целей: как место для торжественных событий, для заседаний суда, для общественных собраний. Только в 1929 году, в результате Латеранских соглашений, собор перешел в собственность епархии. Торжественное "финальное" освящение собора состоялось только в 1954 году.

В 2002 году, были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. А в 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию – тогда были захвачены мусульманские террористы, хотевшие уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, находящаяся внутри фреска оскорбляет ислам. На этой фреске работы Джованни да Модена изображена сцена из "Ада" Данте, где Мухаммеда мучают демоны.

Собор открыт для посещения с 7.45 до 13.30 и с 15.00 до 18.00. Время работы: с 7:30 до 18:45 с понедельника по пятницу и с 8:00 до 18:45 в выходные. Сокровищница открыта по воскресеньям с 15:30 до 17:30, вход бесплатный. Однако по соображениям безопасности доступ могут прекратить в любой момент - охраняют базилику достаточно серьезно.

Еще один рассказ, преимущественно состоящий из картинок, посвящается большой болонской церкви Сан-Джакомо-Маджоре - соседке оратория Санта-Чечилия.

Церковь Сан-Джакомо-Маджоре и примыкающий к ней монастырь была основаны монахами-августинцами в 1267 году, строительство храма завершено к 1315, апсиду достроили в 1343, а в в 1344 году церковь была освящена. В 1804 году августинцы были вынуждены покинуть монастырь, и там обосновалась городская консерватория. В 1824 году августинцам вернули часть обители, но в 1860 году они потеряли монастырь окончательно, оставаясь лишь хранителями церкви.

Сан-Джакомо-Маджоре представляет собой огромную однонефную базилику с 35 капеллами и является переходной формой от романского стиля к готическому. Из несомненной готики здесь можно выделить амбулаторий, то есть проход вокруг пресвитерия с венцом капелл, - очень нечастое явление в Италии. Большинство капелл созданы уже в эпоху Ренессанса.

К сожалению, августинцы не только декларируют запрет на фотографирование внутри храма, но и достаточно жестко контролируют соблюдение этого запрета. Поэтому я опять вынжуден прибегнуть к снимкам с Викисклада - все-таки каким-то героям удается иногда оставить излишне бдительных смотрителей с носом)))
Гробницу Никколо Фава (1438) работы Якопо делла Кверча ищите за пресвитерием. Я четко помню, какой там царил мрак, а посему двойное, нет, тройное "спасибо" тому герою, что смог ее качественно заснять.

Самое ценное, что есть в Сан-Джакомо-Маджоре, сосредоточено в капелле семьи Бентивольо, в течение 1401 - 1506 годах правившей Болоньей. Фамильная капелла построена в 1463-1468 годах по проекту Паньо ди Лапо Портиджани да Фьезоле (Pagno di Lapo Portigiani da Fiesole), исследователи видят в замысле влияние Брунеллески.
В обычное время капелла выглядит так:

Именно так, через решетку, я ее и разглядывал во вторник 5 января 2016 года. Чтобы вам не пришлось, подобно мне, лобызать решетку, даю на водку наводку: капеллу открывают для посетителей только по субботним утрам. Самое обидное, что именно в субботу 2 января я в основном Болонью и изучал, так что вполне мог увидать капеллу вживую. Но...В общем, кто владеет информацией, то владеет миром; пользуйтесь на здоровье.
Левая стена капеллы - это две фрески Лоренцо Коста, написанные в 1490 году:

Одна из фресок - это Триумф славы (Trionfo della Fama)

Вторая - это Триумф смерти (Trionfo della Morte)

Задняя стена капеллы - это, помимо всего прочего, алтарынй образ кисти Франчиа и фреска в люнете всё того же Лоренцо Коста:

На правой стене можо видеть Пала Бентивольо - Мадонну с предстоящим ей семейством Джованни II Бентивольо - работы Лоренцо Коста, а аткже терракотовый памятник Аннибале I Бентивольо (о нем можно можно прочесть здесь: https://it.wikipedia.org/wiki/Annibale_I_Bentivoglio , есть и неплохой русский вариант).

Аннибале I был сыном убитого Антона Галеаццо Бентивольо, после нескольких лет скитаний на чужбине он вернулся в Болонью, сумел свергнуть тогдашнего правителя Никколо Пиччинино и сам стал правителем города (1443), но уже в 1445 году был убит заговорщиками. Его сын Джованни II (https://it.wikipedia.org/wiki/Giovanni_II_Bentivoglio) по достижении совершеннолетия стал в свою очередь править Болоньей (1463), но в ходе Итальянских воин был изгнан из родного города соединенными силами короля Людовика XII и папы Юлия II (1506). В 1511-1512 годах два сына Джованни II Аннибале II и Эрмес (на семейном портрете они - крайние справа) сумели вернуть себе контроль над городом, опять бежали, затем еще несколько раз безрезультатно пытались вернуться.

Надо сказать, что из-за школьных учебников по истории мы плоховато представляем себе историю этой части Италии. Нам упорно красили всю центральную Италию в цвета Папского государства, так что мне казалось, что папы всегда правили стабильной большой державой. Оказалось же, что Эмилия-Романья более или менее утихомирилась лишь после Итальянских воин, до этого же чуть ли не в каждом городе сидели свои собственные синьоры - лишь номинально папские вассалы, непрестанно воевавшие друг с другом. История болонских Бентивольо - яркий тому пример.

Есть здесь еще и памятник Антона Галеаццо Бентивольо (

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...