Город батурин история. Батуринская трагедия - взятие батурина. Девочка из семьи рабочих

На этой территории существовало древнерусское городище .

История XVI-XVII веков

История XX века

В 1923 году в Черниговской губернии были созданы округа, а вместо волостей-районы. Батурин стал центром района Конотопского округа Черниговской губернии. В 1925 году губернии были ликвидированы. В 1932 году, после очередной административно-территоральной реформы, Батурин вошел в состав вновь созданной Черниговской области.

С 1960 года Батурин - поселок городского типа.

Современная история

В официальных документах Кабинета Министров Украины события 1708 года называются «Батуринская трагедия ».

В настоящее время в Батурине реконструируются 5 объектов: цитадель, дворец гетмана Разумовского, дом Кочубея, Воскресенская церковь и Воскресенская школа при храме. В посёлке имеются кинотеатр и публичная библиотека.

Автобусная линия связывает Батурин с Бахмачем и Конотопом . Ближайшая железнодорожная станция - Бахмач.

Напишите отзыв о статье "История Батурина"

Примечания

Ссылки

  • История городов и сёл Черниговской области, 1983 г.

Отрывок, характеризующий История Батурина

Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.
«Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства.
«Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества».
Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее.
По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
«Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
«Москва, 17 го ноября.
Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».

Для всех любителей истории и архитектуры обязательным местом для посещения является Национальный историко-культурный заповедник "Гетманская столица".

Этот уникальный заповедник, который находится в городе Батурин на Черниговщине, объединяет бесценные памятники истории, архитектуры, культуры, археологии и природы: дворцово-парковый ансамбль Кирилла Разумовского, дом генерального судьи Василия Кочубея, музей археологии Батурина, Воскресенская церковь-усыпальница гетмана Разумовского, парк "Кочубеевский", Николо-Крупицкий монастырь, Цитадель Батуринской крепости.

А поскольку именно город Батурин находится на берегу реки Сейм, то в теплое время года его посещение можно совместить и с приятным отдыхом на природе.

Батурин является самой яркой достопримечательностью казацкой эпохи, поскольку долгое время город был резиденцией гетманов Левобережной Украины, в частности, Ивана Мазепы, Пилипа Орлика и Кирилла Разумовского.

Центральным объектом заповедника "Гетманская столица" является трехэтажный дворец последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского , построенный в 1799-1803 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Долгое время дворец был в запущенном состоянии, однако в 2003-2008 годах его реставрировали, и он приобрел свой нынешний вид. Во дворце насчитывается 55 комнат, но только некоторые из них открыты для посетителей.

universetoday.com
Так дворец Разумовского выглядел до реставрации

После смерти Разумовского его сын Андрей преимущественно жил в Вене и совсем не интересовался дворцом, которым занимался управитель. Вскоре после смерти гетмана во дворце произошел крупный пожар, который, по одной из версий, устроил сам управитель, чтобы замести следы собственных краж.

Читайте также:

В ХХ веке было несколько попыток реставрировать дворец, однако до дела дошло только в начале третьего тысячелетия.

Территорию вокруг дворца занимает красивый ландшафтный парк, в котором можно погулять и отдохнуть, любуясь цветением роз, которых в парке растет много разновидностей.


justmedia.ru
Вокруг дворца приятно погулять

Любителям прогулок и природных парков понравится в Батурине Кочубеевский парк - уникальный памятник садово-паркового искусства XVII ст. Парк был создан генеральным судьей Василием Кочубеем на основе природной дубравы. На 10 гектарах парка насчитывается более 30 видов деревьев и кустарников.


qmagazine.ro
Кочубеевский парк очаровывает своим спокойствием

Дом Кочубея , построенный во второй половине XVII века, тоже сохранился до наших дней. Это единственное сооружение в Батурине времен гетманов-Демьяна Многогрешного, Ивана Самойловича и Ивана Мазепы. Сейчас в доме Кочубея находится краеведческий музей. В экспозиции музея следует выделить любовную переписку гетмана Ивана Мазепы со своей любовницей, дочерью Кочубея Мотрей.

Читайте также:

Мазепа намеревался жениться на Мотре, однако натолкнулся на ожесточенное сопротивление Кочубея. "Мое сердечко! Пусть того Бог с душой разлучил, кто нас разлучает! ", - писал Мазепа в одном из своих писем к Мотре.


kaknam.com
В доме Кочубея находится музей

Еще одна достопримечательность архитектуры в Батурине, Воскресенская церковь , была построена в 1803 году, одновременно с дворцом Разумовского. Церковь построили на месте разрушенного мазепинского Троицкого собора, и, по легенде, она была построена из кирпича разобранной башни Мазепы. Разумовский умер в год завершения строительства храма, и, согласно завещанию гетмана, он был похоронен в склепе на территории Воскресенской церкви. Это одно из немногих захоронений украинских гетманов, которое сохранилось до наших дней.


2014godloshadi.com
На территории Вознесенской церкви похоронен Разумовский

Цитадель Батуринской крепости - это воспроизведение казацкой крепости, с гетманским домом в центре. Крепость полностью деревянная, поскольку в 17-18 веке артиллерия достигла таких высот, что разрушала любые замки, поэтому обычное дерево, обмазанное глиной, давало рикошет от ядер и бомб артиллерии.


z-city.com.ua
Батуринская крепость была отстроена совсем недавно

Аутентичная цитадель с крепостью была полностью разрушена в 1708 году московским войском во главе с князем Александром Меньшиковым. А всех жителей крепости московиты жестоко убили. Причиной стало то, что гетман Иван Мазепа выступил против Петра І в войне на стороне Шведского королевства. Цитадель была восстановлена в 2008 году.

Со смотровой площадки на въездной башни Цитадели на высоте 29 метров открывается живописный вид на пойму реки Сейм.


z-city.com.ua
Из Батуринской крепости открывается прекрасный вид

В десяти километрах от Батурина, в селе Осич, находится действующий Николо-Крупицкий женский монастырь . История монастыря начинается еще в домонгольский период, а во времена, когда Батурин был столицей гетманщины, монастырь был религиозным центром всей Левобережной Украины.


iloveukraine.com.ua
Когда-то Николо-Крупицкий монастырь был религиозным центром Украины

Доехать до Батурина можно несколькими способами. Самый простой из них - собственным автотранспортом ехать около 200 км от Киева по трассе Киев - Москва Е-101. Можно ехать и поездом до городов Бахмач или Конотоп, а оттуда - рейсовыми автобусами до Батурина.

]]>

В 1708г. гетман Иван Мазепа, в надежде на военную поддержку шведского короля Карла XII, пошел на отделении Украины от России и создание независимого государства. Русский царь Петр І, приказал русским войскам во главе с Меншиковым, уничтожить столицу Батурин

Взятие Батурина - (укр. Здобуття Батурина; «Батуринская трагедия» (укр. «Батуринська трагедія») - эпизод русско-шведской войны (1700 - 1721), в ходе которого войска Петра I захватили и разрушили столицу гетмана Мазепы - город Батурин. В исторической литературе эти события получили название "Разорение Батурина" (в современных изданиях иногда используется также термин "Резня в Батурине").


В результате Переяславской рады (1654), последовавшей за ней русско-польской войны 1654-1667 и Андрусовского перемирия (1667), территории, лежащие восточнее Днепра (левобережная Украина) отошли к России, а лежащие западнее (правобережная Украина) - к Польше. Условия перемирия были подтверждены мирным договором 1686. В 1687 правителем (гетманом) левобережной Украины, стал Иван Мазепа.

В начальный период своего правления Мазепа хранил верность России, однако во время русско-шведской войны (1700-1721) вступил в тайный сговор со шведским королём Карлом XII и королём Польши Станиславом Лещинским

Согласно официально распространяемой на Украине версии событий, Меншиков, узнав о переходе Мазепы на шведскую сторону, воспользовавшись помощью прилукского полковника Ивана Носа, который указал тайный ход, ворвался с войсками в резиденцию гетмана Мазепы - Батурин и сравнял её с землей.


О событиях в Батурине приводятся сведения, изложенные в дневнике шамбеляна Карла XII Густава Адлерфельда:

Царь, желая отомстить Мазепе, против которого опубликовал грозный манифест, приказал Меншикову немедленно атаковать его столицу, пока шведы не прибыли на помощь. Меншиков напал на нее 3 ноября и взял. Потом отдал приказание замучить всех без различия возраста и пола, а после нечеловеческой резни силой вывел женщин, которые еще оставались живы. Он забрал оттуда тяжелые пушки, а было их около сорока. Так же по-варварски разорил и сжег весь город и мельницы. Одна часть гарнизона счастливо перебралась через Сейм, но ее командира поймали и замучили. Он был родом из пруссаков и звался Кенигсек…

Подробное описание взятия Батурина дал Даниэль Дефо в книге «Достоверная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии, написанная британским офицером царской службы»:

Князь Меншиков пошёл на восточную сторону Украины с 24000 пехоты и 6000 кавалерии, чтобы заставить большую часть казаков той стороны вернуться к присяге и стал приближаться к Батурину, резиденции Мазепы, которую тот укрепил, насколько позволяло место и время. Мазепа во исполнение своего замысла, разместил там 6000 казаков, смелых, твердых и решительных людей, которые, кроме всего прочего, были очень хорошо снабжены всем необходимым для его обороны. Князь, несмотря ни на что, сразу подступил к замку и сходу тут же атаковал его в шведской манере. Он не мог терять времени, чтобы соблюдать все необходимые правила долгой осады. Соорудив с помощью множества людей за два дня три батареи, он открыл такой жестокий огонь, что за одну ночь и день пробил достаточную брешь. Её нельзя было назвать настоящей в полном инженерном смысле, но она позволяла начать штурм. Гарнизон защищал себя с большим упорством и перебил во рву множество московитов. Но русские всё напирали и вдохновленные присутствием своих командиров, впали в такую ярость, да к тому же были в таком количестве, что ворвались в замок с мечом в руках и перебили всех, как сказано выше, 6000 казаков-изменников, в куски, не дав никому из них пощады. Это было отчасти справедливым воздаянием не только к тем, кто пошел на предательство и мятеж, но и как устрашение для остальных, кто показал некую склонность к мятежникам. Это же привело к разграблению замка солдатами. На этом последствия экзекуции не окончились, она сильно устрашила других казаков поднимать бунт в пользу шведского короля, что было намерением всей их нации. Кроме того, она уменьшила армию шведского короля на 6000, а эти 6000 были частью тех 10000, что присоединились с их гетманом к шведам.

Свидетельства о взятии Батурина находим и в путевом дневнике словацкого писателя Даниэла Крмана, который путешествовал по Украине вместе с Карлом XII: «Он [Батурин] был резиденцией воеводы Мазепы, который имел тут закопанные сокровища. Из-за коварства своего слуги он их потерял. Этот слуга имел чистые листы, скрепленные подписью и печатью своего господина. Таким образом он сфальсифицировал письмо, которое давало ему право вступить в городок и выполнить приказы своего своего господина. Когда слугу впустили, он напал на замок, взял его, сокровища забрал, а городок мечом и огнем опустошил. Приблизительно триста человек убежало через стены замка, но большинство было убито. Мы лишь увидели задымленные мельницы, разваленные дома, человеческие трупы, которые были наполовину сожжены и окровавлены». Рассказ, очевидно, не заслуживает большого доверия - мифический «слуга», напавший на «замок» и опустошивший его, ничем не напоминает реального Меншикова.


14 ноября 2008 года в Батурине состоялись мероприятия по перезахоронению жертв Батуринской трагедии. Останки были перезахоронены во вновь построенной Замковой церкви Воскресения Господня, которую по приказу Меншикова сожгли российские войска после взятия города. Новый храм восстановлен по образцу православных украинских церквей конца XVII века мастерами Львовской области при содействии Харьковской облгосадминистрации. Специально под храмом устроена крипта, куда и были помещены останки жертв Батуринской трагедии. Чин освящения храма и молебен по жертвам трагедии провел управляющий Черниговской епархией Украинской православной церкви Киевского патриархата епископ Черниговский и Нежинский Илларион.

«Батуринская трагедия » - официальное название событий в Батурине в Украине, установленное Кабинетом Министров Украины. 2 апреля 2008 года Кабинет Министров Украины, своим распоряжением, утвердил план мероприятий по подготовке к ознаменованию 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Мазепы и подписанием украинско-шведского союза. Этим распоряжением, среди прочего, предусмотрено: "14. Организовать и провести в IV квартале 2008 года мероприятия по случаю 300-летия Батуринской трагедии…16. Организовать проведение в г. Чернигов и пгт Батурин Международной научно-практической конференции по случаю Батуринской трагедии". Ответственными за проведение мероприятий назначены Черниговская областная государственная администрация, Министерство культуры и туризма, Министерство образования и науки и Национальная Академия наук Украины

История города Батурина

История названия города Батурина
Батурин-город в Бахмачском районе Черниговской области, расположен на левом берегу реки Сейм (левый приток Десны , бассейн Днепра) за 217 километров на северо-восток от Киева и за 143 километров от областного центра Чернигова (по автодорогам). Население 2652 человек (по данным Государственнойслужбы статистики Украины на 1 января 2014 года).

Основание Батурина

Батурин был основан вскоре после подписания Деулинского перемирия 1618 года между Московским царством и Речью Посполитой, в результате которого территория Чернигово-Северщины, в том числе и территория, где расположен современный Батурин, попала под власть Речи Посполитой. В 1625 году Щасный Вышель (польско-королевский ротмистр), получивший от короля поручение заниматься заселением пустынных территорий в Северском княжестве, настановил заселить (осадить) Батуринское городище своего слугу Матея Стахурского. К концу 1620-х годов Батурин уже имел постоянное население. В начале 1630-х годов город принадлежал Стародубскому старосте Павлу Тризне. В начале Смоленской войны 1632-1634 годов Батуринский замок был взят московскими войсками и оставался незаселенным на протяжении всего периода военных действий. Он был отстроен людьми Новгород-Северского старосты А. Песочинского, однако около 1635 года коронный подскарбий Ежи Оссолинский вынудил А. Песочинского отказаться от своих претензий на Батурин. С 1648 по 1708 год Батурин-центр сотни, вначале Борзнянского(1648-1649), а затем Черниговского полка(1649-1654). С 1654 года и до ликвидации полкового устройства на Левобережной Украине в 1782 году сотня неизменно находилась в составе Нежинского полка. После уничтожения города в 1708 году центр сотни находился в селе Митченки.

Батурин в составе царской России

В средине XVII столетия Батурин был довольно защищенным городом. Вот как описывается Батурин за 1654 год: город Батурин стоит возле реки Сейм, под городом течет в реку Сейм озеро Поповка, вокруг города с трех сторон к озеру сделан земляной вал, по обе стороны того вала огорожено дубовыми бревнами, в том земляном валу сделаны трое ворот проезжих, на двух воротах башни, на третьих воротах башни нет, глухих наугольных шесть башен. Вокруг земляного вала с трех сторон к горе сделан ров, а с четвертой стороны по горе от того земляного вала вверх к озеру огорожено стоячим острогом(частоколом). В городе по башням и по стене девять пищалей (огнестрельное оружие) чугунных железных. Над озером на горе сделан двор панский, вокруг того двора сделана из рва насыпь земляная, на той насыпи огорожено острогом круглыми дубовыми бревнами, в том остроге сделаны ворота проезжие, на воротах башня и три башни глухие, вокруг того двора возле стен с трех сторон сделан ров, а тот острог перегорожен надвое стоячим острогом и сделано два рва возле тех стен. В 1654 году Иван Золотаренко (в то время наказной гетман) получил царскую грамоту на местечко Батурин со всеми принадлежащими ему землями. Через год после этого Золотаренко донес царю, что местечко Батурин сгорело, и взамен его просил Борзну и Глухов. Грамота на Глухов была выдана, однако, поскольку Иван Золотаренко все время от пожалования ему Батурина до замены его Глуховом находился в Белоруссии, то, предположительно, Батурин числился за Золотаренком только на бумаге. С 1669 по 1708 год Батурин был резиденцией гетманов Левобережной Украины. В ноябре 1708 года, после того, как Петру I окончательно стало известно о переходе гетмана Ивана Мазепы на сторону шведского короля Карла XII, Батурин был полностью разорен и сожжен московскими войсками под командованием князя А. Меньшикова. Меньшиков смог зайти в Батурин благодаря одному из старшин Прилуцкого полка Ивану Носу, который указал место, через которое можно было беспрепятственно проникнуть в крепость. Разбежавшиеся батуринцы, вернувшись на родное пепелище, стали селиться около города, в предместьях, которые не были окончательно разорены. Вот как описывает уничтожение города Лизогубовская летопись за 1708 год: "Много там людей пропало от меча, поскольку сбег был от всех сел; много в Сейме утонуло людей, убегая по льду еще не крепкому, много и погорело, кто прятался по хоромах, в погребах, в ямах". Батурин вместе с принадлежавшими ему селами в 1726 году был пожалован князю Меньшикову, но Батуринская волость оставалась у него недолго, до его падения (в 1727 году), когда вместе с другими Меньшиковскими имениями была отобрана в казну. Батурин вновь стал гетманской столицей в 1750 году, вместе с постановлением на гетманство Кирилла Разумовского. В 1760 году Батурин был отдан к. Разумовскому "в вечное и потомственное владение". После упразднения гетманства в 1764 году Разумовский 11 лет прожил в Санкт-Петербурге и вернулся в Батурин только в 1776 году, где и прожил оставшуюся жизнь(умер в 1803 году). Приблизительно в 1772 году Кирилл Разумовский начал в Батурине строительство большого каменного дома, который до конца так и не был построен и в котором никто не жил. С 1782 года Батурин-центр волости Конотопского уезда Новгород-Северского наместничества, который в 1791 году отошел к Черниговскому наместничеству. С 1797 года Батуринская волость находилась в составе Малороссийской губернии, а с 1802 года-Черниговской губернии. К концу XIX столетия в Батурине было 939 дворов и проживало 5091 жителей.

Батурин в XX-XXI столетиях

В 1923 году в Черниговской губернии были созданы округа, а вместо волостей-районы. Батурин стал центром района Конотопского округа Черниговской губернии. В 1925 году губернии были ликвидированы. В 1932 году, после очередной административно-территоральной реформы Батурин вошел в состав вновь созданной Черниговской области. С 1960 года Батурин-поселок городского типа. В 2008 году Батурин был отнесен к категории городов районного значения.

Происхождение названия Батурин

Название города, возможно, происходит от русского диалектного слова батура-башня, вышка, крепость. Существует также легенда, согласно которой название города выводят от имени польского короля Стефана Батория(правил с 1576 по 1586 год), основавшего Батурин, по одной версии, для резиденции козацких гетманов, а по другой версии, как свое поместье. Однако. на левобережье Днепра во времена правления Стефана Батория козаков еще не было.

Источники:

1. http://della.com.ua/distance/

2. Кулаковський П. Чернігово-Сіверщина у складі Речі Посполитої (1618-1648) - К., 2006

3. В.М. Заруба Адміністративно-територіальний устрій та адміністрація Війська Запорозького у 1648_1782 рр.-Дніпропетровськ, 2007

4. Присяжні книги 1654 р. Білоцерківський та Ніжинський полки/ Упоряд.: Ю. Мицик, М.Кравець - К., 2003

5. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, Том 14, Документ №7 - СПб, 1889

6. Лазаревский А.М. Описание Старой Малороссии. Том 2 Полк Нежинский - К., 1893

7. "Тепловка". Страница из истории старого Батурина//Киевская Старина №11 - К., 1890

8. А.А.Русов Описание Черниговской губернии Том 2 - Чернигов, 1899

9. Батурин:сторінки історії Збірник документів і матеріалів/Редколегія О.Б. Коваленко та ін. - Чернігів, 2000

10. В.И. Даль Словарь живого великорусского языка Том 1 М., 2006


Памятный знак на месте резиденции гетмана Мазепы

Древняя жизнь на территории Батурина [ | ]

История XVI-XVII веков [ | ]

В том же 1708 году гетманская резиденция была перенесена из Батурина в Глухов .

В 1750-1764 гг. город был резиденцией гетмана Кирилла Разумовского . Со смертью Разумовского, город окончательно утрачивает своё значение.

После ликвидации полкового деления, в 1781 город вошёл в состав Черниговского наместничества , в 1796 - в состав Малороссийской губернии , в 1802 году - в Конотопский уезд Черниговской губернии .

1918 - 1991 [ | ]

В 1923 году в Черниговской губернии были созданы округа, а вместо волостей - районы. Батурин стал центром района Конотопского округа Черниговской губернии. В 1925 году губернии были ликвидированы. В 1932 году, после очередной административно-территориальной реформы, Батурин вошел в состав вновь созданной Черниговской области.

С 1960 года Батурин - поселок городского типа.

Современная история [ | ]

Замок гетмана Разумовского

В настоящее время [когда? ] в Батурине реконструируются 5 объектов: цитадель, дворец гетмана Разумовского, дом Кочубея, Воскресенская церковь и Воскресенская школа при храме [

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...