Испания эль эскориал. Монастырь эскориал. Клады дворца-монастыря Эскориал

Дворец-монастырь Эскориал , Мадрид, Испания. История возникновения, особенности архитектуры, владельцы..

Бытует мнение, что Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал (San Lorenzo de El Escorial) — восьмое чудо света. Естественно, что более всего оно распространено среди испанцев! Ведь всякий народ на планете считает какое-нибудь из собственных национальных зданий (или целых архитектурных ансамблей) достойным этого громкого звания.

Для русских это — Кремль, для итальянцев — собор Святого Петра, для французов — Версальский дворец, а может быть — Лувр… Перечисление можно продолжать долго


Но, пожалуй, Эскориал занимает в перечне особое место. Грандиозное здание северо-западнее столицы Испании, Мадрида, если и не являющее собой продолжение горной гряды Сьерра-де-Гуадарама (как утверждают поэтически настроенные испанские путеводители), то во всяком случае не смотрящееся инородным телом на фоне суровых местных пейзажей, объективно подавляет своим величием.

Нетрудно представить, как оно давило на психику квартировавшим здесь монархам. И если Габсбурги худо-бедно смирились, медленно сходя с ума, то уже первый король из династии Бурбонов, Филипп V, не смог выдержать невыносимого пафоса. И перебрался из Мадрида в… Сеговию. Построив себе здесь миниатюрный Версаль с садами и фонтанами, любимую , «Ферму».

Масштабы

Эскориал в плане представляет собой прямоугольник размером 207 на 161 метр. Сооружен из массивных гранитных блоков, которые — сами можете представить — трудновато обрабатывать. Изначально одержащий в себе монастырь Святого Лоренцо, королевский дворец и королевскую же усыпальницу, является единственным в своем роде универсальным зданием в мире, может служить ключом к пониманию средневековой Испании.

  • Длина всех коридоров Эскориала превышает 24 километра
  • Всего в комплексе 9 башен, 16 внутренних дворов, 13 часовен, 86 внутренних лестниц и 1860 комнат, а количество окон, говорят, еще никто не смог сосчитать предельно точно (их здесь ~2670)

Комплекс был заложен 23 апреля 1563 года в правление испанского короля Филиппа II («властителя полумира»). И завершен в рекордно короткие для того времени сроки: в 1584 году.

На постройку ушел 21 год. И это намного меньше, чем в свое время потребовал сравнимый по масштабам (резиденция «Короля-Солнца» строилась более 50 лет) . Или последний в списке колоссальных резиденций (28 лет: с 1752 по 1780 год).

История создания

Событием, в честь которого было построено здание, стала победа испанской армии над французами при Сен-Квентине (Пикардия, Франция) в ходе франко-испанской войны. Она была одержана 10 августа 1557 года, стала первым военным успехом в царствование Филиппа II (правил Испанией с 1556 по 1598 год, родился в 1527 году) и случилась в день Святого Лоренцо (католического святого и испанца по происхождению).

Считается, что проект Эскориала разработал главный королевский архитектор Испании Хуан Баутиста де Толедо (1515(?)-1567). На заре карьеры работавший в Италии, принимавший участие в постройке собора Святого Петра.

Представляется вероятным, что архитектору пришлось учитывать многочисленные пожелания, а то и прямые указания монарха, Филиппа II. Так что последнего во всех смыслах можно причислить к соавторам комплекса.

Де Толедо умер в 1567 году, так и не увидев завершения самой значительной своей стройки. Его сменил не менее великий мастер, Хуан де Эррера. С именем последнего связан стиль испанской архитектуры, так называемый herreran, эрререско. Характеризуемый лаконичностью деталей и почти полным отсутствием декора.

Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал решен именно в стиле эрререско. И является наиболее яркой работой архитекторов испанского Возрождения.

Фасады и залы Эскориала

Монастырско-дворцовый комплекс в целом ориентирован по сторонам света. Главный, западный (или монастырский) фасад выходит на обширную площадь, его центральная часть решена в виде гигантского двухэтажного и 12-ти колонного портика.

Через парадную дверь гигантских размеров посетители попадают в так называемый двор Королей. И на его противоположном конце видят вход в центральную часть всего сооружения: базилику Святого Лоренцо. Если смотреть прямо на нее, то по правую руку находятся здания собственно монастыря Эскориала, по левую — помещения школы (семинарии).

За базиликой, вход в которую также обозначен портиком, находится королевская усыпальница. А за ней дворец Филиппа II.

  • Этот монарх, известный своей крайней набожностью, настоял, чтобы его покои примыкали к алтарной части храма. И на склоне лет мог присутствовать на мессе, не вставая с кровати (Филиппа II мучила подагра) — дверь из спальни выходит прямо на хоры

Туристы ломятся посмотреть на спальню «Властителя полумира» и его кабинет, где решались все вопросы войны и мира в Европе. Но они ничем, кроме крайнего минимализма, не примечательны. На себя мрачный и воинственный Филипп II тратил не так уж много.

Иное дело библиотека Эскориала. Обширное помещение, свод которого расписан прекрасными фресками работы Пелегрино Тибальди. Служит местом хранения более 40 тысяч томов, большая часть из которых совершенно уникальна.

Здесь даже книги ставятся особенно — корешками внутрь, чтобы сохранить переплеты. Правда, на экспозиции в основном представлены копии — оригиналы в запасниках!

Слева от базилики находится дворец Бурбонов, в котором жили короли этой династии (правившей Испанией, начиная с 1715 года) во время своего, почти всегда недолгого пребывания в Эскориале. Окна их апартаментов выходят на север и, частично, восток.

Справа от базилики, вокруг двора Евангелистов, располагаются монастырские помещения. Часть восточного фасада занята Пантеоном Инфантов (где захоронены все принцы и принцессы испанской королевской фамилии).

Как уже отмечалось, западный и северный фасады выходят на обширные мощеные площади. Возле южного раскинулись обширные регулярные, так называемые Монастырские сады (Gardens of the Friars), разбитые по прямому указанию короля Филиппа II.

К ним примыкает красивая Галерея выздоравливающих (Galería de Convalecientes). Прогуливаясь по которой вы сполна оцените чистоту и свежесть горного воздуха.

Северный и южные фасады полностью лишены архитектурных излишеств и представляют собой суровую, прямую, буквально крепостную стену. Разве что многочисленные окна немного скрашивают ее суровость.

Напротив восточного фасада разбит еще один сад — Королевский. Именно сюда выходят окна личных апартаментов Филиппа II.

Коллекции

Жемчужинами собрания считаются:

  • Библиотека (помещения расположены прямо над парадным входом). По количеству собранных раритетных книг (около 45 000 изданий XV и XVI веков и, кроме того, более 5 000 рукописных манускриптов римской, арабской и кастильской эпох) уступающую разве что коллекции
  • Картины и фрески итальянских (Тициан, Тинторетто, Веронезе и Джордано), испанских (Веласкес, Сурбаран, Эль Греко, Рибера, Гойя), германских (Босх, Дюрер) и фламандских мастеров
  • Скульптура. Как статуи, изваянные в мраморе (Христос работы Бенвенуто Челлини), так и в бронзе (статуи королей) работы отца и сына Леоне и Ромео Леони
  • Реликвариум (содержащий около 7 500 реликвий — фрагментов скелета святых католической церкви)

Неподалеку от главного здания находится небольшой загородный дворец короля Карла IV, Casita del Princip. Построенный еще в его бытность наследником престола (1771-1775 годы, архитектор Хосе де Вильянуэва — автор проекта ).

Как добраться

Одноименный город, который возник при Эскориале, находится приблизительно в 45 км на северо-запад от столицы, Мадрида. Добраться оттуда можно:

  • автобусными маршрутами 661 и 664, отходящими от станции Moncloa Interchange
  • по железной дороге (от вокзалов Chamartín или Atocha).

Поездка займет около часа. Плюс автобуса в том, что его конечная остановка находится всего в 5-ти минутах ходьбы от монастыря. Железнодорожная станция отстоит на дистанции 20-минутной пешей прогулки. Тем, кто не захочет карабкаться в гору, придется воспользоваться местным автобусом.

Режим работы и цены

Эскориал открыт для посещения во все дни недели, кроме понедельника. С 10 до 18 часов с октября по март, с 10 до 20 с апреля по сентябрь.

Стоимость входного билета, позволяющего посетить основной комплекс, составляет 10 € (2019 год) для взрослых и 5 — для детей 5-16 лет. Граждане в возрасте до 5 лет проходят бесплатно! Аудиогид стоит 4 €.

Дополнительные 5 придется заплатить за вход в обособленные дворцы: Casita del Príncipe, Casita del Infante.

Вход бесплатен для всех по следующим дням:

  • Международный день музеев 18 мая
  • 12 октября в Национальный день Испании

" Монастырь Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром». " " Первыми Габсбургами, получившими в наследство от католических монархов богатую и могучую Испанию, были Карл V и Филипп II. Это время рассвета испанского абсолютизма, опиравшегося на аристократию и духовенство Испании. Могущественная держава захватывала земли по всему - от Америки до Азии. " «В моих владениях никогда не заходило солнце» - любил говорить император Священной Римской империи, «повелитель полу-мира" испанский король Карл V. И действительно, его огромная империя была раскидана на четырех континентах, в трех Америках и бывших колониях Португалии в Азии и Африке, занимала половину Европы,.
" Филипп II, сын Карла V, интересен как личность по нескольким причинам. Не было больше в мировой истории такого периода, чтобы столько государств и народов находилось в подчинении у одного правителя. Его называли «королем-пауком», который, сидя во дворце Эскориал под Мадридом, выплетал тончайшую паутину заговоров и опутывал ею весь мир. Филипп Осторожный - защитник католической веры и искоренитель ереси - еще одно из его прозвищ. " Мать Филлипа 2
" Смерть отца
" АЛОНСО САНЧЕС КОЭЛЬО (1531-1588) Инфанта Изабелла Клара Евгения.Музей Прадо. Инфанта Изабель (Исабель Киафa Эухенио) - дочь Филиппа II, короля Испании и его третьей супруги, Исабели, принцессы из дома Валуа, родной сестры знаменитой королевы Марго " Елизавета Валуа третья жена,умерла в родах. " "Инфанта Каталина Микаэла"Алонсо Санчес Коэльо,Музей Прадо. Дочь Елизаветы и Филлипа 2 Карл V дал два наказа своему сыну: чтобы он продолжил дело отца в борьбе с ересью и воздвиг достойную усыпальницу для королевской семьи Испании. Филипп II повсеместно использует власть римского папы и способы испанской инквизиции. В Испании его почитали, как святого, в остальном мире мира, как исчадие ада, " В 1561 году Филипп II посещает небольшой шахтерский городок Эскориал, что расположен в гранитных горах Съерра-де-Гвадарама. Кстати, Эскориал означает просто «груда шлака». Имея неплохой художественный вкус, Филипп II самостоятельно отбирал мастеров для строительства и отделки дворцов, лично вел надзор, проверял и иногда исправлял архитектурные проекты, До сих пор в горах показывают укромное место (его называют «вышкой Филиппа»), из которого король тайно наблюдал за строительством фамильного склепа.
" Но представлялось Филиппу II нечто большее того, о чем просил его Карл V. Перед его мысленным взором представал гигантский монастырь, базилика и дворец, соединенные в единое целое. Конечно, монастырь и светские палаты - обычно веши трудно совместимые. Но бывают моменты, когда светская власть делит один кров с духовенством, хотя бы на время: монарх в поездке пользуется гостеприимством настоятеля монастыря или член королевской семьи, делает пожертвования монастырям и монахам. Филипп II хотел же построить монастырь, который одновременно бы являлся и королевским дворцом. " Эскориал стал самым большим зданием на свете, с 4000 комнатами и сотнями километров коридоров. На его возведение ушло более миллиона тонн гранита. Первыми жильцами Эскориала стали монахи, которым король дал два поручения: чтобы они каждый день молились за здоровье и благополучие королевской семьи и чтобы хранили мощи католических святых, которыми Филипп II очень дорожил. Коллекция мощей католических святых была самой большой, она насчитывала 7000 костей святых праведников. Возможно, у Филиппа II хранились останки Двенадцати апостолов и крест, на котором был распят Иисус Христос. " Строительство " История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лоренсо (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене
" . Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал. " Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля»
" . Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. " Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями. " Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.
" Э.Босх Сооружение ансамбля, начатое в 1563 году, велось под непрестанным личным наблюдением короля. Ни один чертеж не проходил без его утверждения. Все, что касалось Эскориала, решалось этим царственным волокитчиком с исключительной быстротой. Следует отметить (не в пример другим затеям эпохи) прекрасную организацию работ. Были ассигнованы колоссальные средства. Строительство отличалось невиданным размахом. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева. В течение двадцати лет шло строительство Эскориала. С выступа в гранитной скале, называемого «Креслом короля», Филипп II наблюдал, как камень за камнем воздвигалось его любимое детище.
" Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины Мансанареса специальной комиссией. Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям». Селение Эль Эскориал близ опустевших железных рудников привлекало удачными климатическими условиями – расположением на южных склонах Сьерры, обилием горных источников и великолепным строительным материалом – светло серым гранитом.
Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору. Но строительство Эскориала принесло зодчему немало огорчений, вероятно, и ускоривших его смерть в 1567 году. Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось из памяти испанцев. Хуан де Эррера, его молодой талантливый помощник, который возглавил строительство в 1567 году, и стал общепризнанным создателем Эскориала.
" Хуан де Эррера не только существенно изменил первоначальный замысел Хуана де Толедо, но и подчинил все сооружение единой во всех деталях новой образной системе. План Эскориала – прямоугольник с четырьмя башнями (высота 56 метров) по углам – обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам. Предложенный Хуану де Эррере план ансамбля с ее точными параметрами представлял собой как бы те исходные данные, с помощью которых он должен решить сложнейшую архитектурную задачу. И зодчий решил ее блестяще. " «Мученичество святого Маврикия».Эль Греко Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и авторитарности Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоив число этажей, и объединил четыре фасада на одном уровне общим карнизом. Он достиг редкой соразмерности четкого силуэта и объемно пространственной композиции всего комплекса. Так, Хуан де Эррера очень верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями сильно протяженных фасадов " . Решение этих колоссальных пятиэтажных фасадов – одно из самых смелых новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов строится на подчеркнутом лаконизме гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги здесь – не украшения, а необходимые элементы композиции, подчине " Южный фасад Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры. " Главным фасадом собор Эскориала смотрит на прямоугольный внутренний дворик, именуемый «Двориком королей». Дворик назван так, потому что в верхнем ярусе на постаментах размещены шесть гигантских статуй ветхозаветных царей Борясь с ересью, Филипп II думал, что продолжает дело древних царей Израиля: здесь находятся царь Соломон - известный своей мудростью, и царь Саул - известный храбростью, а также другие цари Израиля.

Внутренняя архитектура собора выдержана в официальных, холодных тонах. Архитектор Хуан де Эррера, заменивший Хуна де Толедо, полагал, что дорийский ордер «своей силой и благородством наилучшим образом выражает мощь». Все внутренние элементы: пилястры, фриз, соборные стены - изготовлены из сероватого мрамора, и лишь главный алтарь бросается в глаза ярким пятном. Алтарь возвышается на высоте четырех этажей в главном нефе собора, чуть вытянутом на восток. Украшают алтарь яшма, драгоценные камни и разноцветный мрамор, которые переливаются всеми цветами радуги от света, падающего через фонарь в куполе. Блеск алтаря символизирует центр Экориала и цель земной миссии Филиппа II. " Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. " 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др. " И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо. " Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха. Архитектура " Потолочная живопись во дворце Эскориал " Сад при дворце во французском стиле " Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальниц " Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли. В нишах по обе стороны стоят скульптуры Карла V и Филиппа II с семьями (работа итальянца Л. Леони). Из спальни короля вел вход в другую нишу, ложу для короля и его свиты. " В центре «Дворика королей» расположился колодец в виде изящного маленького храма, выстроенного из серого гранита. Стройные колонны, статуи в нишах и изящная балюстрада, идущая по карнизу, придают очарование храму. Большие четырехугольные бассейны, расположенные крестообразно, примыкают к маленькому храму с четырех сторон. В голубой воде бассейнов отражаются благородные формы храма-колодца. Внутренняя отделка выполнена из розового, зеленого и белого мрамора.
" Серые стены Эскориала как будто вписаны в серовато-голубые пейзажи, окружающие дворец. Он возвышается пугающей, мрачной громадой, как бы напоминая о закрытом и не уступчивом нраве Филиппа II, хотевшего поработить весь мир
" Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лоренсо, которого зажарили живым.
" Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.
" Давая указания архитекторам, Филипп II говорил: «Для Господа- дворец, для короля- хижину". Дом короля выглядит очень скромно, как будто для монаха. Покои короля - это комнаты для раздумий: у Филиппа II много поводов для беспокойства. Праведным искусством Филипп II укреплял свой дух для борьбы. Единственной картиной в его комнате был «Сад радостей земных» И. Босха, никаких украшений больше не было. Кабинет короля был похож на келью монаха, а его трон - это походный стул его отца, сопровождавший Карла V во всех военных походах.
" Огромная империя управлялась Филиппом II из небольшого кабинета, а королевские покои располагались в Эскориале так, что непосредственно из них король мог пройти в церковь. Даже в старости, лёжа на своей кровати, Филипп II все равно мог видеть главный алтарь церкви. Эти покои, граничащие с восточным приделом церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия.
" Золото из Америки непрерывным потоком шло на строительство Эскориала, но в 1577 году случилась катастрофа. В сильную грозу молния ударила в юго-западную башню, возник пожар, и реки расплавленного свинца потекли по стенам Эскориала..
" Окончанию строительства фамильного склепа помешали подземные воды. Только в 1654 году, после осушения фундамента под Эскориалом, гробница была закончена. Но время и люди внесли свои изменения: вместо холодного гранита были использованы мрамор, золото и бронза. " Внутренние помещения Эскориала тоже выдержаны в холодной, строгой гамме. Последующие правители предпочитали более богатые и просторные апартаменты и к тому же не всегда хотели видеть перед собою главный алтарь. Поэтому дворец расширили, пристроив помещения к северной стороне церкви. К югу от церкви расположена двухъярусная галерея крестного хода, тянущаяся по периметру внутреннего двора - так называемый «Дворик евангелистов»,- украшенный скульптурами четырех евангелистов. С 1563-го по 1584 год строился самый удивительный дворец Испании – Эскориал. Иногда его называют биографией Филиппа II в камне Музеи В Эскориале находятся два больших Новых музея. В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник Карла V. " Пантеон " Громадный (300-футовый) купол базилики в Эскориале мастера построили только через 20 лет. В знак повиновения Ватикану он был сделан чуть меньше купола собора Святого Петра в Риме. И эта огромная церковь строилась только для короля и его свиты, простые люди могли внимать словам пастырей только из-за бронзовых ворот. " Ретабло в базилике Эскориала " Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. " Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде
" Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.
" Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти. Собор " Достоин внимания и собор Эскориала: огромное количество фресок, выполненных испанскими и итальянскими мастерами, мраморные и яшмовые колонны, скульптуры и картины с эпизодами жизни Христа и Девы Марии, скульптуры королей и их семейств – такое величие действительно может подавлять. " В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной». " Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой. Библиотека Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Тересы. Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья.
" Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.
" Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью. символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены. " Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей. В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде. Эль-Эскориал
" Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Эль-Эскориал (англ. El Escorial). Численность населения по данным на 2003 год составляет около 13 тыс. человек. Литература Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под. ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001

У меня в запасе остался всего один день на осмотр окрестностей испанской столицы…

В претендентах на однодневное путешествие из Мадрида значились дворцы Ла-Гранха и Аранхуэс, однако душа просила чего-то особенного. Не хочу выпендриваться, но посудите сами, чему можно удивиться после наших Петергофа и Эрмитажа? Парков шикарнее первого всё равно ещё не придумали (особенно для марта месяца!), а царские палаццо вроде второго я посещаю с малых лет. Зато легендарный комплекс из королевского дворца и монастыря – это что-то новенькое. Сомнений не оставалось, меня ждал Эскориал!

Как доехать до Эскориала из Мадрида

На автобусе – просто и удобно. Время в пути – 55 минут, в будни рейсов довольно много, на выходных в разы меньше. Отправление с автовокзала Moncloa, куда из центра Мадрида идёт прямая ветка метро, прибытие в Эскориал на местный автовокзал (estasion de autobuses), что в 5 минутах ходьбы от монастыря. Для поездки подойдут два автобуса, номер 661 и 664, расписание можно найти , введя тот или иной номер маршрута. Билеты продаются прямо у водителя, цена – 4.20 евро в один конец (как для автобусной поездки через 5 транспортных зон Мадрида и пригородов: здесь из A в C1). Плюс 3 евро за билет на метро до автовокзала и обратно, если у вас нет специального проездного.

На электричке – неудобно и со своими тонкостями. Время в пути – чуть больше часа, отправление 1-2 раза в час. В Эскориал ведёт железная дорога Cercanias, включённая в городскую систему метро (). Вам понадобится ветка С-3, которая в центре Мадрида проходит через станции Sol и Atocha. Интересно, что иногда та же линия именуется как С-8, поэтому важно смотреть на табло над перроном, где указана конечная станция: на пути туда – El Escorial (возможно также Santa Maria), а обратно – Aranjuez (или иногда Atocha). Расписание электричек есть на сайте пригородных поездов , однако на пунктуальность не рассчитывайте, случаются опоздания. Билеты продаются только в день отправления в специальных кассах Cercanias или в автоматах с таким же логотипом железной дороги. Цена – 4.05 евро в один конец (как для ж/д билета для поездки через 6 зон: из нулевой в С1). В Эскориале вокзал расположен в 2 км от монастыря. Это расстояние можно пройти пешком по парку или новой части города (около 30 минут), но дорога забирается в горку, так что прогулка может быть нелёгкой, особенно если по жаре или в плохую погоду. Лучше всё-таки проехать пару остановок на местном автобусе №1 (за 1.30 евро в один конец), если получится его найти))) С этим тоже непросто, ибо указателей в районе вокзала нет (ни на автобус, ни на монастырь), поэтому лучше спросить у местных, главное не запутаться в названиях: El Escorial – городок вокруг станции, а монастырь – это San Lorenzo de el Escorial (но для простоты дальше звать его Эскориалом).

В этот раз пришлось ехать на поезде, потому что моя попутчица плохо переносит автобусы. На ближайшей к отелю станцию метро Sol мы купили билеты в автомате (на английском ничего сложного) и уселись ждать. Однако поезд вовремя не пришёл, и никаких сообщений на табло и, как мне показалось, по громкой связи, не появлялось. Было совершенно непонятно, можно ли идти гулять по городу целый час до следующей электрички или стоит подождать. Выбрали второе и не ошиблись: поезд приехал через 20 минут. В Эскориале тоже пришлось помучиться с навигацией, но в итоге помог кто-то из аборигенов, а вот на обратном пути проблема была уже в том, чтобы рассчитать время до поезда: дорога на вокзал почему-то казалась бесконечной. В общем, я рекомендую по возможности ехать на автобусе, так проще!

Внешне Эскориал выглядит внушительно

Посещение музейного комплекса: организационные моменты

Самое главное , что надо помнить – не приезжать в Эскориал в понедельник, когда музей закрыт! В остальное время он работает с 10 до 18 или до 20 в зависимости от сезона, подробности по ссылке .

С билетами всё просто:
— обычная цена – 10 €,
— льготная (дети до 16 лет и студенты до 25 лет, с паспортом или ISIC, соответственно) – 5 €,
— бесплатно – 18 мая и 12 октября (представляю, сколько там народа!) и дети до 5 лет всегда.

Навигация по музею – большая проблема. На вопрос, можно ли вместе с билетом получить план дворца (как, например, дают в Эрмитаже), в кассе мне ответили «фотографировать запрещено»))) Знания английского языка в одном из главных музеев страны на высоте! Потом уже выяснилось, что подобной схемы в принципе не существует, то есть блуждайте, как хотите, или берите аудиогид.

Аудиогид – главная часть навигационного кошмара. Стоимость услуги – всего 3 евро, есть русскоязычный вариант. Однако чтобы туристы не пытались сэкономить и взять один девайс на двоих, предусмотрен только один наушник. Так что если рядом с вами окажется групповая экскурсия (и вряд ли на русском языке!), то одним ухом вы невольно прослушаете и её. Дальше больше – аудиогид представляет собой (дорогой?) планшет, поэтому в залог за него требуют паспорт, который по правилам (см. последнюю страницу документа) отдавать кому попало не рекомендуется, а я вообще предпочитаю оставлять его под замком в отеле и возить с собой копию. В качестве альтернативы мне предложили оставить кредитную карту))) Да-да, и ещё ключ от квартиры, где деньги лежат! В итоге сошлись на том, что они проведут мою карту через считывающее устройство компьютера, а при возврате планшета удалят её данные из системы. Эх, надо было брать с собой пустую кредитку, но кто ж знал?! Другие варианты залога – любое удостоверение личности с фотографией (можно взять какой-нибудь ненужный пропуск) или ключи от отеля (подойдут любые ключи и с пронумерованным брелоком).

Однако это ещё не все радости! Оказалось, что столь навороченный аудиогид подходит только в качестве информационного справочника, но для навигации по музею он почти непригоден. Все залы в планшете поделены на тематические группы, а как в реальности перемещаться между этими группами непонятно. Из-за непродуманности маршрута я хаотично бродила по комплексу, пропустив часть важных помещений. Потом пришлось собирать «потеряшек», но я так и не поняла, всё удалось посмотреть или нет. Так что не зря Эскориал прозвали архитектурным кошмаром! Возможно, лучше заранее поискать его схему в интернете и наплевать на этот ненужный аудиогид.

Главный фасад Эскориала

Фотографировать в Эскориале строго запрещено, даже без вспышки. Как потом выяснилось, это любимое правило всех дорогих музеев Мадрида, но я-то ходила лишь , так что оказалась не в курсе. За соблюдением «устава» в каждом зале следят рычащие церберы (ах вот кому мы платим зарплату, покупая билет!): ко мне пристали даже за съёмку вида на сад из окна дворца. Так что если хотите увезти из Эскориала небольшой фотоотчёт, готовьтесь к игре в шпынялки-догонялки.

Комфортные условия для осмотра залов – это тоже не про Эскориал. Я была там в середине марта, когда на улице термометр показывал +25, но внутри комплекса был дикий холод, не спасала даже кофта. Возможно, летом в музее приятно освежиться после 40-градусной жары, но в остальное время советую вам одеваться максимально тепло, чтобы выдержать 2-3-часовую аудио-экскурсию. А моим спасением стал солнечный внутренний двор, куда приходилось постоянно возвращаться, чтобы немного согреться.

Тот самый солнечный внутренний двор Эскориала и фасад базилики Сан Лоренцо

Что посмотреть в музейном комплексе Эскориала

Признаюсь, когда-то я замирала от одного только слова Эскориал. Легендарность и грандиозность комплекса поражали воображение, хотя я толком даже не знала, что там спрятано внутри. Оказалось, это был тот самый случай, когда размер не имеет значения, главное – содержание! И последнее как раз подкачало, но зато я навсегда усвоила: не стоит вестись на громкие названия.

Итак, что же стоит увидеть и не потерять (благодаря аудиогиду) в Эскориале?

Библиотека – самое красивое, что есть во всём музее. Говорят, её богатства могут сравниться лишь с «книжной сестрицей» в Ватикане, но главное здесь даже не это, а потолок! Невероятно огромная фреска в несколько сот квадратных метров с великолепным освещением – вот, что притягивает взор.

Усыпальница , где похоронены почти все короли, королевы, принцы и принцессы Испании, начиная с 1586 года. Интересно, что в пантеоне сейчас пустуют всего три гробницы, но и те уже «забронированы»: их займут последние умершие члены королевской семьи после 50-летнего ожидания в «комнате разложения», что предусмотрено всё ещё действующей средневековой традицией. Получается, что для ныне живущих монархов места-то уже и нет, причём этот вопрос до сих пор остаётся нерешённым!

Библиотека Эскориала

Пантеон Эскориала (самая красивая часть из тех, что дали сфотографировать)

Королевские покои – довольно скромные, чего явно не ожидаешь от статуса Эскориала, но, как говорил «заказчик» комплекса Филипп II, он строил «дворец для Бога и хижину для короля». Ага, значит, религиозная часть должна изобиловать красотами!

А вот и нет! Базилика Сан Лоренцо – единственная открытая для посещения часть Эскориала, относящаяся к монастырю, однако и там всё очень аскетично, сурово и даже грустно. Пожалуй, это самый некрасивый собор из всех, что я видела в Испании.

Архитектурный и художественный музеи – неожиданно оказались интереснее некоторых частей Эскориала. Первая экспозиция рассказывает о строительстве самого комплекса, а вторая представляет собой картинную галерею с работами таких мастеров, как Босх, Веронезе, Тинторетто, Ван Дейк и других.

Королевские покои (выбрала самую красивую их часть)

Ещё хотелось бы отметить парадную лестницу дворца и несколько красивейших галерей , мимо которых вы точно не пройдёте. А вот из того, что можно потерять, – это комната с секретом (она как-то так и называется), первая при входе из внутреннего двора. На вид это обычное проходное помещение, поэтому о его особенности обязательно спросите у работников музея: они там дежурят всегда и, в отличие от остальных, с радостью расскажут о том, как отыскать секрет.

Что ещё посмотреть в Эскориале

Помимо дворца-монастыря стоит заглянуть в Сад Монахов, что раскинулся прямо под стенами комплекса. Сюда можно войти бесплатно, но обратите внимание, что ворота открываются по расписанию, которое почти совпадает с музейным. При входе в сад разбит большой пруд с лебедями и золотыми рыбками, а в самой дальней части разгуливают самодовольные павлины, совершенно не желающие позировать для фотографии. А ещё отсюда открывается вид на живописные горы Сьерра де Гвадаррама и монастырские фруктовые сады.

Сад Монахов в Эскориале, где-то там внизу обитают павлины

Фруктовые сады Эскориала с видом на горы Сьерра де Гвадаррама

Я почти не сомневаюсь, что после Эскориала-музея у вас ещё останется куча времени, поэтому обязательно прогуляйтесь по симпатичному одноимённому городку. Не то чтобы там были какие-то достопримечательности, но стоит провести хотя бы полчаса, блуждая по уютным тихим улочкам, карабкающимся по склону холма. Кстати, по пути можно зайти за картой в местный инфопункт, что расположен под аркой-мостом в доме напротив входа в монастырь.

Где поесть в Эскориале

Вряд ли кто-то удивится, если я скажу, что в Эскориале тоже была проблема с питанием))) Однако здесь фортуна улыбнулась мне и сразу привела в нужное заведение! На площади Jacinto Benavente (что на ступеньках) рядом с книжным магазином Centro Coliseo справа в уголке притаилось небольшое бистро, белые зонтики которого стоят тут же на улице. Как и всегда, меню было только на испанском, но после вопроса про English произошло чудо… узнав, откуда я приехала, хозяин кафе схватился за телефон и потом передал мне трубку: на том конце провода с акцентом говорили по-русски и готовы были сходу перевести всё (!) меню))) Оба «добрых самаритянина» оказались болгарами, и один из них ещё помнил, чему его учили в школе советского периода. Цены в кафе, конечно, соответствовали центру туристического места: тортилья (испанский омлет), сендвич с ломо (это то, что круче хамона) и два напитка обошлись в 13 евро, но зато в эту цифру были включены услуги переводчика!

Эскориал: быть или не быть?

После барочных, готических и мавританских красот Толедо и Сеговии, Эскориал показался просто скучной каменной глыбой, как по форме, так и по цвету. Внутреннее убранство немного скрасило это впечатление, но до роскошных интерьеров мадридского музея Серральбо и сеговийского Алькасара монастырю, конечно, ещё очень далеко. Поэтому после его посещения я справедливо задумалась, а стоило ли вообще туда ехать? Скажу так: если вы большой поклонник королевских резиденций и уже посмотрели остальные достопримечательности близ Мадрида, можете заехать и в Эскориал. Однако при возможности всё переиграть, лично я бы уже не включила это место в недельное путешествие по Центральной Испании.

Эпилог всей поездки

В заключение хочется сказать не очень литературно, но зато самокритично: на самом деле я зажралась! Опять возвращаюсь к тому, с чего

Если вы действительно хотите поразиться, увидеть одну из жемчужин мировой архитектуры, то вам определенно стоит обратить внимание на Эскориал (Monasterio de El Escorial). Это старинный монастырь, расположенный совсем недалеко от гор Сьерра-де-Гвадаррама. Примечательно это место в Испании тем, что долгое время оно служило резиденцией короля Филиппа II. Это один из немногих монастырей-дворцов в Европе и здесь действительно есть, на что посмотреть, и чему удивиться.

История Monasterio de El Escorial

Еще с момента своего основания, в XVI веке этот дворец отличался от многих других зданий. Яркий пример – рекордные сроки его строительства. Испанские зодчие, в то время обладавшие весьма скудным строительным арсеналом, возвели это огромное, красивейшее здание всего за 21 год. На тот момент сроки строительства подобного уровня были просто беспрецедентные. Строителям удалось отразить во внешнем облике здания суровость и монументальность испанской монархии.

Это было особенно актуально, ведь само возведение дворца Эскориал было приурочено к победе испанских войск над войсками французов.

Клады дворца-монастыря Эскориал

Этот монастырский комплекс относится к числу зданий-музеев. Еще Филипп II начал собирать коллекцию картин со всего мира и именно эту коллекцию можно увидеть и сегодня в здании дворца. Однако помимо коллекции живописи и внешней красоты, Эскориалу есть чем похвастаться и во внутреннем убранстве – красивейшие витражи, переходы, арки мозаичные панно и гобелены. Здесь же располагается усыпальницы испанских монархов, посмотреть на которую приезжают туристы со всего мира.

К комплексу Эскориала примыкает красивейший сад, в котором можно увидеть актуальные еще для XVI века решения в области ландшафтного дизайна. Это красивейшее здание, в котором всё пропитано духом истории (Смотрите фото и видео-обзор на нашем сайте).

Внутреннее убранство дворца Эскориал.

Библиотека в дворце Эскориал:

Полезная информация для посетителей Эскориала:

Адрес: Av Juan de Borbón y Battemberg, s/n, 28200 San Lorenzo de El Escorial, Madrid
Телефон: +34 918 90 59 02
Часы работы:
в летнее время (апрель-сентябрь) – Вт-Вс с 10:00 до 20:00
в зимнее время (октябрь-март) – Вт-Вс с 10:00 до 18:00
Стоимость входа: 5 Евро;
Как доехать:
На поезде: с центрального мадридского ЖД вокзала (станция Atocha) до остановки El Escorial. Чтобы добраться до дворца придется пройти пешком около 15 минут, либо сесть на местный автобус.
На автобусе: маршруты автобуса 661 и 664. Отправление с вокзала Moncloa. Монклоа находится на станции 3 линии (желтая).

Посетите после Эскориала:

Эскориал - историческая резиденция короля Испании, состоящая из дворца, монастыря, библиотеки и музея. Весь комплекс находится в городе Сан-Лоренсо-дель-Эскориаль, в предгорьях Сьерры-де-Гвадаррама. Здания Эскориала представляют собой один большой архитектурный памятник эпохи испанского Ренессанса.
Эскориал был построен испанским королем Филиппом II в честь победы у Сен-Кантена 1557 г. над войсками французского короля Генриха II. Король Испании дал обет в случае победы построить монастырь, который превзойдет своим великолепием все существующие монастыри.
Король Филипп II был человеком очень набожным, чтил память предков, терпеть не мог столичной суеты и обожал уединение. Он пожелал, чтобы Эскориал соответствовал его склонностям, и весь комплекс стал одновременно не только монастырем ордена иеронимитов, но и местом погребения испанских королей (первоначально Карла V Габсбурга и Изабеллы Португальской) и королевским дворцом. Желание короля было исполнено, и в результате получился грандиозный дворец-монастырь-некрополь, олицетворение «Золотого века» Испании, хотя в его архитектуре преобладает влияние итальянской и фламандской архитектуры.
Место для Эскориала искала целая экспедиция в течение года, оно было найдено в 1560 г. (по другим данным - в конце 1562 г.).
В 1563 г. начались работы под руководством архитектора Хуана Баутисты де Толедо (1563-1657 гг.), создавшего общий план комплекса и дизайн почти всех помещений. Центральное место в нем занимал огромный собор - символ веры короля, подчеркивавший главенство религии в политике монарха и Испании. За основу планировки монастыря был взят план Иерусалимского храма, составленный по описаниям Иосифа Флавия.
К 1571 г монастырь был почти построен, в 1572 г. началась работа над королевским дворцом, а в 1574 г. - над собором, который был закончен в 1584 г. и освящен в честь Святого Лаврентия: битва у Сен-Кантена произошла 10 августа, в день этого святого. День освящения собора должен был ознаменовать окончание работы над всем архитектурным комплексом, хотя его продолжали достраивать еще лет десять.
После кончины де Толедо окончательную отделку Эскориала проводил другой знаменитый архитектор Хуан Баутиста де Эррера (1567-1586 гг.), постаравшийся внести в него больше «испанских» мотивов. Он проделал значительную работу: увеличил размер здания, удвоил число его этажей, объединил все четыре фасада общим карнизом, спроектировал церковь и построил лазарет.
Филипп II лично наблюдал за ходом строительства. После окончания стройки король проводил в Эскориале по полгода - до конца своей жизни, постоянно пополняя собрание работ испанских и европейских живописцев, а также ценных книг и рукописей.
Преемники короля не испытывали религиозного трепета перед Эскориалом и навещали его по две-три недели в году, хотя и продолжали расширять коллекцию живописи. Преемники Филиппа II постарались не разрушать целостность архитектурного ансамбля, лишь в XVII в. Филипп IV достроил королевскую усыпальницу.
С 1570-х гг. и вплоть до середины XVII в. архитектура Эскориала считалась эталонной для всей Испании, подобные постройки появились и за ее пределами.
Дворцово-монастырский комплекс Эскориал находится в центре Пиренейского полуострова, в южных предгорьях массива Съерра-де-Гвадаррама.
Многие современники находили несомненное сходство между Эскориалом и его создателем - королем Испании, человеком замкнутым и строгим.
В плане Эскориал представляет собой суровый, холодный, мрачный, одиноко стоящий прямоугольник с башнями по углам, с внутренними дворами. В постройке преобладают прямые линии, с редкими вкраплениями овалов и полукружий. Даже при выборе картин и фресок король Филипп II требовал, чтобы отдельные произведения искусства не выделялись, соответствуя общей строгости ансамбля, за что впоследствии Эскориал называли «монотонным».
Само же массивное сооружение, построенное из голубовато-серого гранита, лишенное внешних украшений (исключение - усыпальница), хотя и кажется однообразным, гармонирующим со скалистой, обнаженной равниной, тем не менее смотрится довольно живо на фоне горной зелени.
Главный фасад Эскориапа обращен на восток, в нем три портала, средний, главный, украшен статуей Святого Лаврентия.
Дворец и внешне также кажется монотонным и нарочито аскетичным, как и фасад всего сооружения, зато его интерьеры богато украшены скульптурой и фресками XVI-XVIII вв.
Стены монастыря, к которому ведет большая лестница, украшены множеством фресок работы Джиордано, в интерьерах представлено огромное количество живописных работ. Сюжеты этих произведений посвящены теме, к которой король Филипп II питал особый интерес. Кроме множества изображений Девы Марии с картин на посетителей смотрят изможденные и искаженные лица Спасителя, святых, мучеников, подвергаемых пыткам.
Также в Эскориале представлены картины кисти величайших мастеров всех времен: «Мученичество Святого Маврикия» Эль Греко, «Христос на кресте» Тициана, «Истязание Спасителя» и «Мучение Апостола Иакова» де Наваррете. Такое специфическое собрание историки объясняют необходимостью поддерживать в верующих дух сопротивления Реформации, которая во времена Филиппа II представляла большую угрозу католической церкви.
Купольный храм - композиционный центр всего архитектурного ансамбля, он построен по образцу собора Святого Петра в Риме, который был закончен почти тогда же, когда началось строительство Эскориала. Фасад украшен шестью статуями иудейских царей, причем статуи Давида и Соломона установлены над входом и символизируют воинственного Карла V и мудрого Филиппа II; даже лицам статуй приданы черты лица испанских королей. Внутри находится всемирно известная статуя Христа из белого мрамора работы Бенвенуто Челлини.
Тем не менее для самих испанцев куда большую ценность представляют находящиеся в монастыре 500 ларцов, в которых хранится более 7 тыс. реликвий католической церкви.
В богато расписанной монастырской библиотеке находятся десятки тысяч томов редких и ценных книг, ее стены и панели украшены фресками Кардуччи и Пеллегрино.
Усыпальница «Пантеоне» выполнена в несколько неожиданном для такого строгого здания стиле барокко. В ней находятся 26 мраморных надгробий, под которыми похоронены испанские короли из династий Габсбургов и Бурбонов, за исключением Филиппа V и Фердинанда VI. Последними здесь были захоронены король Альфонсо XIII (1886-1941 гг.) и его супруга королева Виктория.
Есть еще усыпальница «Инфант», в ней находится прах принцев, принцесс, инфантов и бездетных королев.
В 1984 г. Эскориал был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Общая информация

Местонахождение : центральная Испания.

Официальный статус : Историческая резиденция короля Испании Эскориал.

Административная принадлежность : город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, район Куэнка-дель-Гвадаррама, провинция Мадрид, автономное сообщество Мадрид, историческая область Новая Кастилия, Испания.
Ближайший город : Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль - 18 241 чел. (2014 г.).

Начало строительства : 1563 г.
Окончание строительства : 1584 г.
Язык : испанский.

Этнический состав : испанцы.

Религия : католицизм.

Денежная единица : евро.

Цифры

Длина : 200 м.

Ширина : 156 м.

Высота купола собора : 95 м.

Внутренние дворы : 16.

Монахи-иеронимиты (до изгнания) : около 100.

Количество томов в библиотеке : 45 500.

Средняя температура января : +6°С.

Средняя температура июля : +25°С.
Среднегодовое количество осадков : 430 мм.

Относительная влажность воздуха : 60%.

Достопримечательности

Архитектурный комплекс Исторической резиденции короля Испании Эскориал

Внешняя стена (XVI в.), собор (1582 г.), монастырь с королевским дворцом и колледжем (1584 г.), библиотека (1592 г.), усыпальница «Пантеон» (окончена в 1654 гг.), павильоны Касита-дель-Инфанте (1771-1773 гг.) и Касита-дель-Принсипе (1772 г.), усыпальница «Инфант» (окончена в 1888 г.), картинная галерея «Пинакотека», Музей архитектуры, сады Хардинес-де-лос-Фрайлес («Монастырские сады»).

Любопытные факты

■ Битва при Сен-Кантене 1557 г. - одно из крупнейших сражений в войне между династиями Габсбургов и Валуа 1551-1559 гг. за земли во Франции и Италии. Испанцы в союзе с англичанами и герцогом Савойским Эммануилом Филибертом разбили французов. Однако все воюющие стороны понесли колоссальные убытки: Испания и Франция даже отказались от выплат по долгам, что впоследствии стало классическим примером средневекового «дефолта».
■ Название Эскориал происходит от испанского слова escoria («шлак»), в древности здесь находилась кузница и литейные мастерские.
■ Орден иеронимитов попадал в опалу и трижды изгонялся из монастыря в 1808, 1837 и 1854 гг., пока наконец в 1885 г. монастырь не был передан ордену августинцев, которые и ныне занимают его. Но официально весь комплекс управляется администрацией государственного Фонда национального наследия (Патримонио Насьональ), который распоряжается всем недвижимым имуществом короля Испании.
■ К нашему времени от ранее могущественного и многочисленного монашеского ордена иеронимитов остался лишь один монастырь Эль-Паррапь в испанском городе Сеговия. Сам орден был почти полностью разгромлен в период наполеоновских войн 1799-1815 гг.
■ Святой Лаврентий (около 225-258 гг.) был испанцем, и соотечественники особенно чтили его мученическую кончину: он был заживо изжарен римлянами на железной решетке за отказ поклоняться языческим богам. Главный архитектор Хуан Баутиста де Толедо по требованию короля Филиппа II спланировал Эскориал так, чтобы за счет стен между внутренними дворами комплекс вызывал ассоциации с решеткой, на которой погиб Святой Лаврентий.
■ Город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в котором находится архитектурный комплекс, в разговорной речи именуют Эскориапь-де-Арриба (Верхний Эскориал), чтобы отличать от дворца-монастыря, называемого Эскориаль-де-Абахо (Нижний Эскориал).
■ Эскориал не раз горел, самые крупные пожары случились в 1671 (когда пришлось менять конструкцию всей крыши), 1731, 1763 и 1825 гг.
■ Архитектор Хуан Баутиста де Толедо начинал свою карьеру зодчего в Риме, выполняя работы для великого Микеланджело и папы Павла III. Ему принадлежит честь завершить фасад и двор знаменитого римского палаццо Фарнезе.
■ Работая над завершающей стадией проекта, архитектор Хуан Баутиста де Эррера выработал особый стиль, отличающийся строгостью архитектурных форм и отсутствием украшений. За это стиль был назван «неукрашенным» («десомаментадо»), более известным как стиль «эрререско» - по имени автора.
■ В усыпальнице «Инфант» захоронен прах дона Хуана Австрийского (1547-1578 гг.) - испанского полководца, незаконного сына Карла V и Барбары Блуменберг, дочери бургомистра немецкого города Регенсбург. В своем завещании Карл V признал дона Хуана своим сыном, а Филипп II, свято чтивший память отца, призвал дона Хуана ко двору и относился к нему благосклонно.
■ Принцы и принцессы не совсем то же самое, что инфанты. Инфант и инфанта - титул принцев и принцесс королевских домов Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 г.), кроме наследников престола.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...