Нить Ариадны: Путеводитель ~ Италия ~ Болонья ~ Базилика Сан Петронио. Фреска раздора в базилике сан-петронио в болонье Город святого петрония на карте италии

Привет, любители путешествий! Сегодня мы расскажем об одном из прекрасных городов Эмилии-Романьи, который оказался для нас «зачарованным». Город, через который мы проезжали 4 раза и ни разу не вышли. В эту поездку мы решили «разбить чары» и пожить в нём хотя бы пару дней. Теперь мы рассмотрели все достопримечательности Болоньи и хотим рассказать о них вам.

Итак, Болонья – город на севере Италии, регион Эмилия-Романья. По площади сравним с нашей Калугой (170,5 км²) и с государством Лихтенштейн (160 км²). Площадь Болоньи 140,73 км², но назвать её городком, честно говоря язык не поворачивается. Настолько здесь всё грандиозно.

Болонья — город арок, крытых галерей, спасающих от горячего итальянского солнца, башен и величественных зданий. На осмотр города стоит запланировать 2 дня. На более подробный (c посещением музеев, галерей, изучения фресок) 3-4 дня.

Стоит учесть, что в Болонье много ресторанов и ресторанчиков с очень вкусной национальной кухней.

Гуляя по её улицам и площадям приходится всё время задирать голову, — настолько масштабно и щедро строили итальянцы здания этого города. Не только башни и соборы, но и дома знати, которыми гордится центр Болоньи, поражают воображение и не влезают в объектив.

Размах

Каждый раз, настраивая свой Canon для очередного снимка, Галя ворчала: «Ну кто так строит». Не предполагали жители Болоньи, что спустя всего 400 лет мы будем принимать немыслимые позы и крутить свои камеры, чтобы сделать нормальный снимок здания.

К началу XX века Болонья всё ещё сохраняла вид средневекового города.

Сейчас Болонья крупный промышленный центр и основной транспортный узел северной Италии.

В свою по Италии мы останавливались в и оттуда выезжали в Венецию и , каждый раз делая пересадку в Болонье. Почему не вышли и не погуляли по городу? Послушали знакомых, которые весьма уверенно заявили: «Болонья? Да что там делать? Пыльный промышленный город».

Да, город не маленький, но делать есть что. И, конечно, есть, что смотреть. Просто нужно сразу отправляться в центр города. Туда, где расположены старые площади, соборы и самый первый в Европе университет.

Побывав в Италии 3 раза, я сомневаюсь, есть ли в этой стране хоть один город, в котором нечего смотреть.

История

Болонья основана этрусками примерно к 510 году до нашей эры и называлась тогда Фельсина.

В IV столетии до нашей эры его захватило племя бойев. Вот как раз тогда город получил название похожее на современное – Боннония – по имени племени.

Расцвет Римской империи принес расцвет и городу. Небольшая, удобно расположенная римская колония росла и развивалась, став к средним векам одним из богатейших городов Италии.

Пьяцца Неттуно в Болонье. Начало 20 века

В Средневековье здесь происходило много интересного:

  • Была отстроена церковь Св. Стефана
  • Город был отдан под власть короля лангобардов Луитпранда
  • Карл Великий сделал Болонью свободным городом. С тех пор на гербе красуется слово «libertas» (свобода).
  • Получив статус свободного города, Болонья стала активно развиваться.
  • Здесь основали первый европейский университет — Студио.
  • К середине XIII века был принят закон, отменяющий крепостное право. (!)
  • Весь XV век истории города ознаменовался внутренней борьбой за власть.
  • XVII столетие принесло городу славу интеллектуального центра Европы.

Университет. Вход одного из факультетов



Один из внутренних садиков университета

Сюда, в Болонский университет, приезжали учиться молодые люди со всей Европы. Был среди них и Н. Коперник.

Здесь учился Н. Коперник

У Болонского университета была одна интересная особенность. Преподавательский состав выбирали сами учащиеся, а точнее члены студенческой корпорации. Неугодного преподавателя они даже могли уволить.

К 1881 году, когда выросло значение Болоньи, как железнодорожного узла, был составлен и подписан план развития города. Тогда была разрушена часть стен, прорублены новые улицы. По ним мы и предлагаем сейчас прогуляться.

Прогулка по Болонье

Начнем с центра.

  • Сердцем Болоньи считаются две смежные площади – Пьяцца Неттуно или площадь Нептуна и Площадь Маджоре (Piazza Maggiore).
  • Пьяцца Неттуно легко узнать — с XVI века здесь красуется фонтан Нептуна, творение Джамболонья.

Здесь же находятся два величественных здания:

  • Рalazzo di Re Enzo -дворец готического стиля
  • Рalazzo del Podestà (Палаццо дель Подестà), здание реконструированное к концу XV столетия в стиле Ренессанса.

Пьяцца Маджоре известна своими размерами и зданиями, окружающими её. Именно на эти площади выходят фасады самых знаменитых палаццо города.

На Пьяцца Маджоре или Большой площади находятся:

  • Рalazzo dei Notai, построенное для общества Нотариусов к 1411 году

  • Палаццо деи Банки (Рalazzo dei Banchi). Этот дворец, был построен для городских банков к 1412 году.
  • Также на Большую площадь выходит фасад базилики Святого Петрония.

Базилика Святого Петрония

  • Обратите внимание на декор дверей. Наружные барельефы, повествующие об истории сотворения мира — работа мастера Якопо дела Кверча.

Барельефы над входом

  • Гордость и ценность внутреннего убранства базилики — прекрасно сохранившимися фрески Джованни да Модена и работы Джулио Романо.

Здание величественное, внутри большое, богато украшенное, с двумя красивыми (по звуку) органами. Мы послушали «случайный» концерт — днём пришёл органист. То ли репетировал, то ли не знаю что делал, но периодически привставал и махал ручкой знакомым.

Базилика Святого Петрония. Вид со смотровой площадки

Так вот, Базилику Святого Петрония часто называют Домским (Кафедральным) собором. Однако это не так. Главный собор города — собор Святого Петра (Сан Пьетро). О нём мы ещё расскажем.

Петроний же — был епископом Болоньи в V век. После смерти его причислили к лику святых. Святой Петроний — покровитель Болоньи.

Интересные и парадоксальные факты о базилике:

  • Задание было построено на деньги горожан и, в отличие от других религиозных сооружений, не являлось церковным проектом. Это символ коммунальной власти.
  • В базилике проходили службы и коронования, здесь хоронили достойных людей города. Только в 1929 года собор официально отошёл церкви.
  • Освящение храма прошло в 1954 году (!)
  • В 2000 году в соборе были захоронены останки Святого Петрония.

Это не единственный парадокс Болоньи, есть ещё одна интересная история, связанная с дворцом палаццо Коммунале. Но пока вернёмся к базилике Святого Петрония.

В храме 11 капелл, украшенных витражами, скульптурами, фресками. В одной из капелл храма находятся фрески Джованни да Модены (Рай и Ад, Странствия волхвов).

  • Кроме размеров и богатого убранства, внутри собора есть очень точные солнечные часы (меридиан).

Это самый длинный из существующих в мире меридианов. Великий астроном средневековья Джованни Доменико Касини — житель Болоньи, преподаватель Болонского университета создал часы в 1665 году. Они так и называются «меридиан Джованни Кассини».

Одна из частей меридиана

Солнечные часы «меридиан Кассини» — это дуга, прочерченная в плитах пола собора. Её длина 66.8 м -1/600000 земного меридиана. На разных её участках изображены знаки Зодиака.

Если поднять голову вверх, то на потолке видна дырочка. Насколько я понимаю, в этом отверстии вся фишка. Видимо в неё попадает солнечный луч и падает на меридиан, указывая на месяц.

Пока мы слушали органный концерт, в собор входили различные экскурсионные группы. Их подводили к меридиану и рассказывали примерно то, что и я вам рассказала. Но как работают эти сверхточные часы, я так и не разобралась. В соборе большие окна и луч теряется в свете. Может быть отверстие закрывалось цветным стеклом, тогда этот луч был виден?

Кто знает, напишите в комментариях — будем признательны.

Вход в храм бесплатный, за возможность фотографировать внутри плата 2 евро.


  • Ну и наконец, на общую для двух площадей сторону выходит фасад грандиозного Рalazzo Comunale (Палаццо Коммунале).

Это здание, построенное в 1290 году, было реконструировано к 1425 году и выглядит скорее не как дворец, а как могучее укрепление.

Вход во дворец украшен колоннами и балконом. На пьедестале скульптура благословляющего город папы Григория XIII. Над ним каменная плита с высеченными на ней словами: «Divus Petronius Protector et Pater». Перевод: «Божественный Петроний Отец и Защитник». Это ещё одна интересная история города, связанная с Наполеоном.

1796 год. Болонья захвачена войсками Наполеона. По личному приказу командующего солдаты разбивают и уничтожают все скульптуры и изображения пап. Тогда жители города находят хитроумный способ спасти скульптуру папы Гргория XIII (это он в 1582 году принял решение о повышении статуса Болоньи). Они нанимают скульптора, который превращает Римского папу Григория в покровителя города епископа Святого Петрония. Вместо папской тиары на голове скульптуры появляется епископская митра, а в руке посох.

Чтобы никаких сомнений не возникло, они убирают плиту с именем, а над скульптурой водружают мраморную доску с подписью «Божественный Петроний Отец и Защитник». Таким образом Григорий XIII был «спасён». Французская армия покинула город, но ещё 100 лет скульптуру не меняли.

В 1895 году Петроний вновь стал Григорием. Но мраморную доску жители города оставили на память об этом случае. Так что читайте и улыбайтесь, — ошибки здесь нет)

На фасаде здания есть скульптуры. Предполагают, что скульптура орла — работа Микельанджело.

Двор Палаццо Коммунале

  • Здесь же, неподалеку, находится Кафедральный Собор города. Собор Сан-Пьетро.

Первые упоминания о нём относятся к X веку. За свою долгую жизнь здание главного собора несколько раз меняло облик, — пожары и землетрясения разрушали его. Представало оно и в романском, и в готическом стиле. Его достраивали и перестраивали, украшая всё новыми архитектурными деталями и постройками.

Высота центрального нефа сопоставима с высотой центрального нефа ватиканского собора Святого Петра. Внутреннее убранство собора представлено стилем барокко. Над ним работали величайшие итальянские мастера.

Собор действующий. В нём проходят службы.

  • С художественной точки зрения большую ценность представляет также базилика Сан-Доменико.

Здесь находится могила Святого Доминика, а также скульптуры работы Микеланджело и Никколо Пизано.

Вообще церквей на территории города очень много. Здесь есть даже комплекс семи церквей — так называют базилику Святого Стефана.

Базилика расположена на площади св. Стефано (Basilica di Santo Stefano). По преданию раньше здесь находился храм Изиды. Возвели храмы комплекса в средние века.

По задумке св. Петрония (епископа Болоньи) базилика должна была повторить элементы Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри базилики находится несколько храмов:

  • Храм Святого Распятия (ещё одно название — церковь св. Иоанна Крестителя)
  • Храм Гроба Господня — старейший из храмов комплекса
  • Храм Святых Виталия и Агриколы
  • Мартириум

Остальные здания сейчас мы не сможем увидеть. Это последствие неудачных реконструкций.

Еще одно религиозное сооружение, Церковь Мадонны Святого Луки, находится в 5-ти км от центра города на 300-метровом холме.

Это здание выстроили как специальное хранилище иконы Богоматери Одигитрии, которую, по легенде, написал апостол Лука.

Ну и последняя базилика, о которой мы хотим рассказать, — базилика Санта-Мария-дей-Серви (Basilica di Santa Maria dei Servi).

Это далеко не самая большая базилика Болоньи, но при этом весьма интересная. Внутри нее сохранился мраморный алтарь Джованни Анджело Монторсоли, фрески XIV столетия и один из лучших в Европе органов.

Башни

Когда-то Болонью называли «городом 100 башен». Башен было даже больше — 180. Город окружала стена. А войти в неё можно было через 12 ворот.

Войны, землетрясения, просто время сделали свое дело, — до наших дней дошло лишь порядка 20 башен.

Одна из них была видна с нашего балкона.

Вид из нашего окна

Исследователи предполагают, что богатые семейства начали возводить башни во время конфликта между церковью и светской властью. Каждая такое сооружение представляет собой бастион, в котором семейство могло жить и размещать своих солдат-защитников.

Какими бы ни были защитные функции этих высоченных крепостей, со временем в средневековой Болонье появился чуть ли не «спорт» — у какой семьи башня выше. Так они и мерялись своими башнями. Оставшиеся сооружения могут служить иллюстрацией человеческого тщеславия.

У каждой башни есть своё имя. Иногда это просто «Часовая башня», а иногда имена башен хранят фамилии своих хозяев.

Архитектурная доминанта города и туристическая достопримечательность — две падающие башни на Площади Порта Равеньяна (piazza di Porta Ravegnana).

Это знаменитые падающие башни Азинелли и Гаризенда. Построенные в начале XII века без соблюдения необходимых технологий, башни продолжают падать и по сей день. Что там Пиза!

  • Высота Азинелли 97 м
  • Высота Гаризенды 48 м

Азинелли самая высокая падающая башня в мире.

Угадайте, что находится в башне сегодня? Конечно — смотровая площадка. Старые деревянные ступени ведут на самый верх, откуда открывается замечательная панорама города. Оттуда, с высоты становится понятно, почему Болонью называли красной.

  • Смотровая площадка открыта каждый день с 9 до 18 часов в летнее время.
  • С 9 до 17 в зимнее время.
  • Вход платный — 3 евро.

Искусство

Помимо прочего Болонья славится своими музеями. Их здесь много. Назовем некоторые.

Национальная пинакотека порадует вас работами местных мастеров XIII-XVII веков, например Франческо Пармиджанино, Мазаччо.

Международный музыкальный музей и библиотека хранят огромное собрание портретов великих композиторов, музыкальных инструментов, различных манускриптов и документов.

В Государственном археологическом музее вы узнаете о прошлом города.



Как видите, достопримечательностей здесь много. Поэтому особенной популярностью пользуются обзорные автобусные экскурсии, которые за короткий срок познакомят вас с самыми значимыми местами Болоньи. Эти автобусы удобны для тех кто хочет побывать в церкви Мадонны Святого Луки.

Мы в Болонье автобусами не пользовались и предпочитали ходить пешком. Зато в , и Потсдаме мы ездили на таких автобусах. Удобный вариант для осмотра большого города.

Фестивали

Интересной традицией стал фестиваль супа. Он проводится каждый год 25 апреля, и принять участие в нем могут все. Даже туристы. Достаточно всего лишь захватить с собой в путешествие кастрюльку на 10 литров. Если ваш суп понравится жюри и зрителям, вы получите золотой половник.

Из более серьезного – фестиваль кино. Проводится летом в пяти кинозалах и площади Маджоре. В нем могут принять участие картины со всего мира.

Мы застали фестиваль итальянского кино. Кинозал выглядел вот так:

Смотреть киноленты могут все желающие.

Как добраться

  • на самолёте

В Болонье есть свой аэропорт Гульельмо Маркони. Из Рима самолеты летают сюда трижды в сутки.

  • на поезде

Из Рима от вокзала Термини в Болонью отправляются поезда. На такую поездку уйдет чуть больше 4 часов.

Кроме того, доехать на поезде можно из Венеции, Флоренции, а также других городов.

  • на автобусе

С римского вокзала Тибуртина ходят автобусы. Так в пути вы проведете 6 часов.

Болонья на карте

Спасибо, за подписки на наш блог. И до свидания!

С уважением, Алла Сутягина


Огромная базилика Святого Петрония (San-Petronio) расположена на главной площади Болоньи Piazza Magiore. Главный собор Болоньи — шестая по величине базилика мира и 15 по величине католический храм мира. Именно за величину Сан-Петронио и называют главным собором города, кафедральным собором этот храм не является. Длина собора Сан-Петронио составляет 132 метра, ширина – 66 метров, высота внутренних сводов – 45 метров, высота незавершенного фасада – 51 метр.

Довелось однажды в ясную ночь увидеть панораму центра Болоньи из иллюминатора самолета. Базилика Сан-Петронио казалась невероятно огромной. Интересно, но и когда находишься рядом с базиликой вечером, она кажется больше, чем днем.

Первый камень в основание собора Сан-Петронио лег в 1390 году. Для руководства строительством амбициозного храма был приглашен архитектор Антонио ди Винченцо. Чтобы высвободить место в центре города, в Болонье снесли 8 церквей и несколько башен. В соборе были запланированы 8 капелл, которые назвали в честь снесенных храмов, всего капелл 22. Над 11 капеллой справа — колокольная башня, возведенная в 1481-1495 годах. На башне 4 колокола, как предписывают традиции Болоньи.

Первоначальный проект базилики по своим размерам и роскоши превосходил храм Святого Петра в Ватикане. Ватикану идея не понравилась, Папа Пий IV издал в 1562 году особое распоряжение, в котором откорректировал размеры и отделку будущего храма в меньшую сторону.

Собор в готическом стиле строили невероятно долго. В 1401 году не стало Антонио ди Винченцо, работы после его смерти продолжались по созданной им миниатюрной модели храма. К 1479 году был закончен фасад Сан-Петронио, однако его отделка розовыми сортами мрамора не была закончена никогда. Попытки закончить фасад по имеющимся рисункам и чертежам предпринимались даже в 20 веке.

История строительства собора Сан-Петронио полна нелицеприятных историй о краже материалов и растрате средств налево. Отчасти по причине постоянного недостатка средств проект неоднократно упрощали. В результате в 1663 году строительство было завершено. Антонио ди Винченцо скорее всего не узнал бы свое детище… Запланированный грандиозный купол так и не был построен. Базилика Сан-Петронио стала самым поздним готическим храмом Италии.

Базилика посвящена Святому покровителю Болоньи, Святому Петронию, который был епископом в V веке. Интересный факт — строительство базилики не было церковным проектом, она строилась как символ величия коммунальной власти Болоньи. Статуя Святого Петрония в Болонье находится у основания падающих башен, а не около базилики.

Храм официально перешел в ведение церкви лишь в 1929 году, хотя в соборе проходили различные мероприятия, в том числе в 1530 году здесь была проведена коронация императора Карла V. Официальное освящение базилики Сан-Петронио в Болонье состоялось в октябре 1954 года, когда уже начались масштабные работы по реставрации храма, идущие непрерывно и по сей день. Совсем недавно был отреставрирован фасад, сейчас в лесах задняя часть храма, откуда производится подъем на . В 2000 году в базилику Сан-Петронио были перенесены останки Святого Петронио, ранее захороненные в .

Вход в базилику Сан-Петронио украшают скульптуры Якопо делла Кверча на темы 15 сюжетов из Нового и Ветхого заветов.

Богоматерь портала собора Сан-Петронио работы делла Кверча великий Микеланджело назвал самой прекрасной Богоматерью 15 века.

Вход в Базилику Сан-Петронио бесплатный, но за право фотографировать в соборе надо заплатить. Наличие стикера, который надо приклеить на видное место, проверяют многочисленные сотрудники охраны. В соборе их всегда очень много. Те, кто не поленится дочитать заметку до конца, узнают, почему.

Интерьер собора Сан-Петронио выдержан в белых и красных тонах — цветах герба города Болоньи.

Стрельчатый готический свод появился в базилике в самые последние годы строительства, окончательно своды так и не были закончены.

22 часовни собора Сан-Петронио отличаются по стилям и пышности убранства.

В одной из них — роскошной капелле Святого Аббондио Папа Клемент VII короновал императора Карла V.

Пол перед входов в капеллу — тоже произведение искусства.

Часовни были декорированы в 15-16 веках, отделка многих не завершена.

В центральной части собора расположен неф с балдахином.

Собор Сан-Петронио наполнен прекрасными произведениями искусства, над которыми в разное время работали знаменитые мастера. Но по проекту шедевров здесь должно было быть намного больше.

В базилике Сан-Петронио сохранились два старинных действующих органа. Один из них – орган Лоренцо из Прато — старейший в мире из сохранившихся органов.

Главная достопримечательность базилики Сан-Петронио в Болонье — латунный меридиан, с невероятной точностью рассчитанный астрономом Джованни Доменико Кассини в 1655 году. Длина линии меридиана составляет 67,72 метра, ровно 600000 часть от земного меридиана. Это самый длинный меридиан в мире. Меридиан также являет собой солнечный календарь, когда солнечный свет через небольшое отверстие в крыше базилики попадает на меридиан, можно определить месяц и день. Меридиан был реставрирован в 1925 году с подтверждением точности конструкции. В дни солнцестояния видно, что расположение солнечного луча не соответствует кругам, начерченным по краям линии Меридиана. Это эффект изменения наклонности эклиптики Солнца. Разница будет увеличиваться до 11250 года, а затем вернется к знакам, нанесенным на полу Базилики, к 18200 году.

И еще одна очень известная достопримечательность базилики Сан-Петронио в Болонье — скандальная фреска Джованни да Модена «Ад», созданная в 1410-12 годах. Фреска находится в четвертой левой капелле, вход в нее отдельно оплачивается. За 3 евро посетителям выдается аудиогид на нескольких языках. Когда есть посетители, в капелле включают свет. Остальные посетители собора могут увидеть фреску издалека, как бы сбоку. В самой капелле фотографировать фреску не разрешают.

Фреска иллюстрирует 28 песнь из Божественной Комедии Данте. В том числе на фреске изображен Пророк Магомет, терзаемый дьяволами. Данте пишет: «Vedi come storpiato è Maometto!» (Смотри, как искалечен Магомет). По вполне понятным причинам фреска является объектом повышенного внимания богословов и исламистских террористов, которые неоднократно планировали взорвать базилику Сан-Петронио. Споры среди служителей церкви и политиков не прекращаются. Официальный ответ Ватикана по этому вопросу дал кардинал Эрнесто Веккьи: «Фреска не оскорбляет наших братьев мусульман. Она не против Ислама. Невозможно интерпретировать произведение искусства датированное 1400 с современной точки зрения.»

К западу от Болоньи, на Сторожевом (Караульном) холме находится церковь, которая представляет живейший интерес для паломников из многих стран: ведь там находится чудотворная икона, написанная, по преданиям, самим евангелистом Лукой.

Предыстория

Согласно древним легендам, одинокий паломник-отшельник из Греции держал путь в Константинополь. Встретившись с константинопольскими монахами, отшельник получил от них задание – отнести святую икону с изображением Пресвятой Девы на Караульный холм . Икона эта была наиболее почитаема, ведь автором этого изображения, по легендам, являлся сам апостол Лука.

Где находится холм, паломник не знал. Прибыв в Рим, он начал расспрашивать верующих людей – где Караульный холм. Ему было указано на пригород Болоньи , куда паломник и направился, неся свою драгоценную икону.

Случилось это в конце XII века. А для хранения святыни решено было заложить на холме церковь и назвать ее именем иконы – Мадонна ди Сан-Люка.

История строительства

Начало строительства Madonna di San Luca пришлось на середину XII века, когда на холме в 1160 году сначала была заложена крохотная часовня для хранения иконы (ухаживали за ней две набожные женщины – сестры Аццолини и Беатриче Гуеци). Немного позже, в 1193-1194 году здесь появилась церковь побольше.

Спустя несколько веков, в 1480 году здание настолько обветшало, что решено было его реставрировать . Для этого были собраны частные пожертвования в среде верующих, и в 1481 году, спустя год после начала реставрации, здание было полностью обновлено. На стенах галереи, ведущей к храму, можно увидеть таблички с именами тех, кто внес значительные пожертвования на реставрацию.

Чуть позже, спустя несколько лет, болонские монахини-августинки перешли в доминиканский монашеский орден, и специально для них неподалеку от базилики Мадонна ди Сан Люка в был выстроен женский монастырь святого Матфея; монахиням из этого монастыря была поручена забота о святыне и о самой церкви .

В 1433 году икона явила первое чудо: когда после многодневных проливных дождей, грозивших затопить город, священники с иконой в руках совершили ход по улицам Болоньи, дождь внезапно прекратился. Это событие названо в документах как «чудо дождя». После этого происходит расцвет интереса к церкви на холме.

Завершение строительства храма относится к 1764-1765 годам (под руководством архитектора Карло Франческо Дотти). Спустя 5 лет к основному зданию в стиле барокко были пристроены боковые галереи и трибуны, оформлен фасад храма (работа Джованни Джакомо Дотти) и выполнены работы над куполом. В 1815 году отреставрированы мрамором алтари (по эскизам Анджело Вентуролли), а работы над куполом (реставрация и отделка) были завершены уже в XX веке (1923-1950).

В 1874 году власти Болоньи объявили церковь Мадонны ди Сан-Люка национальным достоянием, выделяя средства на реставрацию и поддержание базилики.

На страницах нашего сайта вы также узнаете о — старейшем из университетов мира, существовавших еще в Средние века!

А вы знаете, что в Болонье есть свои Падающие башни? Об этой достопримечательности города расскажем .

Описание достопримечательности

Архитектурный стиль Madonna di San Luca в большей степени можно определить как барокко. Основная часть здания представляет собой овальный тибурий (многоугольный восьмигранный цилиндр). Здание венчает большой купол, а фронтон поддерживается круглыми пилястрами.

Внутри храм по форме представляет собой эллипс, а в конце главного зала в форме греческого креста расположен Главный алтарь , капелла Пресвятой Богородицы.

Внутри Храм украшен фресками на религиозную тематику: в главной капелле находятся фрески, автором которых является Витторио Мария Бигари; купол расписан Джузеппе Кассиолли, а в других капеллах можно увидеть фрески Гвидо Ренни, Джузеппе Мацца и других мастеров. Церковь украшена и скульптурами – над ними трудился Бернардино Каметти (особо примечательны статуи Святого Луки и Святого Марка).

Центральное место в храме отводится, конечно, иконе Девы Марии с ее Младенцем. Она находится на невысоком постаменте в обрамлении из серебра и драгоценных камней.

Икона считается чудотворной – первое чудо случилось в XV веке («чудо дождя»), а после этого описывались случаи исцеления у иконы от различных болезней и хворей. Есть и еще одно поверье: стоя у иконы, загадать три желания – и они непременно сбудутся.

Раз в год, перед пятым воскресеньем после Пасхи, икону выносят из церкви , проносят по крытой галерее, совершая Крестный ход, и передают ее с молитвами в .

А в праздник Святого Вознесения икона торжественным ходом возвращается в храм Мадонна ли Сан Люка.

Из Болоньи (а точнее – от Сарагосских ворот) до храма ведет крытая галерея (самая длинная в мире), протяженность которой около 3,5 километров. Часть галереи пологая, равнинная, а часть – высотная, со ступеньками. В конце XVI века (1586) дорога внутри перехода была вымощена камнем.

В галерее 666 крытых арок, а путь заканчивается у ворот Церкви Мадонна ди Сан-Люка . Служители церкви считают этот путь весьма символичным – мол, божественные силы всегда будут побеждать дьявольские намерения.

С этим крытым переходом тоже связана своя легенда: если паломник желает искупить свои грехи – ему нужно подняться по крытой галерее пешком, и только преодолев весь путь в смирении и молчании, ему будут прощены все его прегрешения.

Ранее, до 70-х годов XX века, сюда вел небольшой подъемник, сейчас этот путь желающие попасть к святыне преодолевают пешком.

Для тех, кому затруднителен длительный пеший подъем, между городом и Церковью курсирует микроавтобус (стоимость поездки – 2,6 евро) .

Легенды

Но была ли история такова, какой нам ее описывают путеводители? Историки предприняли попытку подтвердить документально события XII века , но однозначного ответа получить так и не смогли.

В болонских архивах был найден документ, датируемый концом XII века, гласящий о том, что болонский епископ Джерардо Грасси поручил сестрам Гуецци – Беатриче и Аццолине – заботы о чудотворной иконе, полученной им от греческого паломника по имени Teocle Kmnya.

Побывав в Болонье, не пройдите мимо базилики Сан-Петронио. Это не главный храм города, но он самый величественный, строившийся с тем, чтобы превзойти по своим размерам собор Св.Петра в Ватикане. Однако у базилики есть одна достопримечательность, из-за которой храм несколько раз пытались взорвать.

С первого взгляда церковь на piazza Maggiore сложно оценить по достоинству - фасад недоделан, серый кирпич и немного мраморной облицовки не предвещают ничего интересного. Однако на входе дежурит пара патрулей полиции - местной и военной (Carabinieri). Я дважды был в Болонье и дважды заходил в этом храм и оба раза меня обыскивали (в целом, нормальная практика только для Рима), но во второй раз полицейский даже попросил мой паспорт, отправившись проверять его по каким-то свои базам данных в машину. Таковы меры безопасности, которые объясняются просто - существует реальная угроза подрыва церкви исламскими фанатиками. Причина этого - в храме имеется фреска 15 века, изображающая ад. Среди обитателей этого места указан и мусульманский пророк...

В те времена постоянных войн на границе Европы и за Святую Землю про толерантность никто и не думал, мусульмане были врагами христиан и считалось, что относительно новая религия - ислам - это ересь, псеводорелигия, призванная остановиться распространение христианства и увеличивающая армию Антихриста. В 1410 года художник Джованни да Модена добавил на свою фреску образ Мухаммеда, точнее одна из фигур, мучавшаяся демонами в аду, была подписана этим именем.

Шесть столетий наличие такой фрески не вызывала никаких нареканий, однако, начиная с 2000-х, полицией были задержаны несколько человек, планировавших подрыв церкви.




Внутри собора все достаточно спокойно, правда, нельзя снимать, но никакой полиции тут нет. Капелла с фреской огорожена, посмотреть на нее можно за 2 евро. Однако само спорное изображение и вся верхняя часть фрески видна и со стороны.

Базилика Сан Петронио – главная церковь Болоньи, расположенная на площади Пьяцца Мадджоре и посвященная покровителю города. В 5 веке Святой Петронио был местным епископом. Сегодня базилика его имени является пятой по величине церковью мира: ее длина равна 132 метрам, ширина – 60 метрам, а высота сводов достигает 51 метра. Внутри может разместиться около 28 тысяч человек.

Первый камень в основание будущего готического собора был заложен в 1390 году, когда Антонио ди Виченцо был выбран главным архитектором столь важного городского проекта. Строительство продолжалось в течение нескольких столетий: после завершения фасада в 1393 году, началось возведение первых часовен, которые были достроены только в 1479 году. В 1514 году Ардуино дельи Арригуцци предложил новый план церкви – согласно его представлению, она должна была иметь форму латинского креста в основании, чтобы превзойти Собор Святого Петра в Риме. Однако этим планам не суждено было осуществиться – на проект наложил вето сам Папа Римский Пий IV.

Отделка главного фасада долгие годы оставалась незавершенной – за нее брались многие архитекторы, в том числе знаменитые Бальдассар Перуцци и Андреа Палладио, но по разным причинам дело не двигалось с места. В начале 15 века Якопо делла Кверча украсил главный вход в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери - изображениями на мотив Ветхого Завета. Его обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, дарили вдохновение художникам эпохи Возрождения.

Внутренне убранство собора примечательно изображением «Мадонны со святыми», выполненным Лоренцо Костой-младшим, и «Пьетой» работы Амико Аспертини. Заслуживают внимания расписанные стены и цветные витражные окна. Хоры были сделаны в 15 веке Агостино де Марки, а дароносица – это творение Якопо Бароцци да Виньола.

Поскольку Болонья была музыкальным центром эпохи барокко в Италии, неудивительно, что в соборе Сан Петронио уже в конце 16 века были установлены первые инструменты. В 17 веке здесь появились два органа, которые и по сей день находятся в прекрасном состоянии.

В левом боковом приделе можно увидеть солнечные часы, установленные в 1655 году, – их автором является астроном Джованни Доменико Кассини. Это самые большие солнечные часы в мире – их длина равна 66,8 метра.

Торжественное освящение собора состоялось только в 1954 году, а в 2000 году сюда перенесли мощи Святого Петронио, до этого хранившиеся в базилике Санто Стефано.

Базилика Сан Петронио всегда играла важную роль в церковной и светской жизни не только Болоньи, но и Европы. В 1530 году здесь был коронован великий Карл V, а в 19 веке – похоронена Элиза Бонапарт, сестра французского императора Наполеона. Уже в наши дни, в 2002 году, были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. А в 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию – тогда были захвачены мусульманские террористы, хотевшие уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, находящаяся внутри фреска оскорбляет ислам. На этой фреске работы Джованни да Модена изображена сцена из «Ада» Данте, где Мухаммеда мучают демоны.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...