Помещение для команды на судне. Внешняя архитектура судна, судовые помещения, их расположение иназначение. Смотреть что такое «Жилые помещения судна» в других словарях

Основной корпус включает все помещения, образованные наружной обшивкой, верхней непрерывной палубой, а также палубами, платформами, главными поперечными и продольными переборками и выгородками, расположенными внутри корпуса. Различают помещения, образованные основными переборками, палубами и платформами, - отсеки и прочие судовые поме­щения, образуемые выгородками и платформами в надстройках, рубках, а также в основном корпусе.

К числу наиболее важных отсеков основного корпуса относят: форпик - крайний носовой отсек; ахтерпик - крайний кормовой отсек; междудонное пространство - пространство между наруж­ной обшивкой и вторым дном; трюм - пространство между вторым дном и ближайшей палубой; твиндеки - пространства между соседними палубами основного корпуса; диптанки - глубокие цистерны, расположенные выше второго дна; коффер­дамы - узкие нефте- и газонепроницаемые сухие отсеки, расположенные между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями; отсеки главных и вспомогательных механизмов, туннель гребного вала - на судах с МКО в средней части судна и т. п.

Наличие тех или иных из перечисленных выше отсеков на конкретных судах обусловлено назначением и конструкцией судна.

Надстройки расположены на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна, или от борта до борта, или так, что их боковые стенки несколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в про­тивном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

Носовая надстройка бак – уменьшает заливаемость палубы, кормовая надстройка ют – увеличивая надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму, средняя надстройка увеличивает запас плавучести.

Рубки меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или на надстройках.

Классификация судовых помещений

В зависимости от назначения все судовые помещения под­разделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарные, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения и отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза (грузовые трюмы) - на грузовых и грузопассажирских судах; для специального технологического оборудования для обработки рыбы - на промысловых судах; для лабораторий - на научно-исследовательских судах.

К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолётов и помещения для их обслуживания.

Служебные помещения предназначены для обеспечения нор­мальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят: помещения главных и вспомогательных механизмов; помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем - румпельное отделение, станции углекислотного пожаротушения, дистанционного замера уровня груза и управле­ния грузовыми операциями, станции приёма и выдачи топлива, вентиляторные, помещения кондиционеров и пр.; рубки, навига­ционные помещения и посты - рулевая, штурманская, радио­рубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные и аварийные посты, АТС, трансляционная, аккумуляторные, агрегатные и пр.; мастерские - механическая, слесарная, элек­тро- и радиотехническая, сварочный пост, мастерская по ремонту промыслового снаряжения, плавсредств, контрольно-измерительных приборов и пр.; административные помещения - судовая, машинная, грузовая канцелярии, бюро администратора, судовой архив, касса, диспетчерская, типография и пр.

Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и размещения пассажиров.

Каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава, команды и обслуживающего персонала, различающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырёх человек, обычно называют кубри­ками. Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, площади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты «люкс», каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров II и III классы обычно заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.

Общественные помещения служат для организации и про­ведения различных культурно-массовых мероприятий, коллек­тивного отдыха и питания экипажа и пассажиров. Сюда входят общественные помещения для экипажа и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения.

К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для занятий, красный уголок, библиотеку, каюты общественных организаций. На круп­ных промысловых и научно-исследовательских судах имеются кинозалы; на судах с немногочисленным экипажем показ кино­фильмов обычно проводят в столовых.

К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, куритель­ные; для игр, для отдыха), киноконцертный зал, спортзал, бас­сейн, библиотеку с читальным залом, детские комнаты.

Площадки на открытых палубах включают веранды, прогулоч­ные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрос­лых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и т. д.

К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вести­бюли, фойе, закрытые прогулочные палубы.

Оборудуют на пассажир­ских, экспедиционных судах и крупных промысловых базах. К ним относят: ателье бытового обслуживания, парикмахерские, косметические салоны, фотоателье, судовые лавки, киоски, камеры хранения и пр.

Помещения пищеблока служат для приготовления и раздачи пищи экипажу и пассажирам, а также для мытья и хранения столовой посуды. Различают камбузные помещения (камбуз для пассажиров, камбуз для экипажа, пекарня, кладовые расходного запаса для камбуза и пекарни) и подготовительные (разделочные мяса, рыбы, овощей, хлеборезка, буфетные, посудомоечные, кла­довые посуды и столового белья).

Санитарные помещения подразделяют на санитарно-бытовые (прачечные, сушильные, гладильные, кладовые чистого и грязного белья, дезинфекционную камеру, помещения рабочего платья и пр.) и санитарно-гигиенические (мужские и женские умываль­ные, душевые, ванные, бани, санпропускники, туалеты и пр.).

Помещения медицинского назначения включают амбулаторию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубоврачебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством людей), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые и пр. Обычно комплекс помещений медицинского обслуживания на судах называют медблоком.

Служат для хране­ния запасов провизии, шкиперского, навигационного и прочего судового снабжения. В их число входят: провизионные кладовые - неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлажда­емые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холодильные камеры; хозяйственные кладовые - для хранения ковров, дорожек, чехлов, спорт- и культинвентаря, кинолент, уборочного инвентаря и np.; шкиперские кладовые - шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная, химическая и пр.; штурманская и навигационные кладовые - штурманского и навигационного имущества, карт и пр.; бельевые и вещевые кладовые.

Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов: нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков, образо­ванных конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны для хранения небольших рас­ходных запасов топлива, воды и масла (так называемые вкладные цистерны).

бщее расположение судна

Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначен­ных для размещения на судне главных и вспомогательных меха­низмов, судового оборудования, запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных, бытовых, хозяй­ственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, его размеров и предъявленных к нему требо­ваний. Например, на компоновку помещений внутри корпуса влияет разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки, а пла­нировка помещений в надстройках зависит от местоположения машинной установки и т. д. На однотипных и близких по размерам судах их общее расположение может различаться в зависимости от вкусов и требований заказчиков. Однако в последние годы в судостроении проводится большая работа по типизации судовых помещений, в первую очередь жилых, общественных и служебных (рулевой и радиорубок, камбуза, кладовых, санузлов и пр.) и рубок в целом. Поэтому рассмотрим только основные принципы их планировки.

Расположение судовых помеще­ний. Для ориентации местополо­жения того или иного помещения на судне приняты следующие назва­ния палуб и междупалубных поме­щений (рис. 4.6).

В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно.

В надстройках и руб­ках (снизу вверх): палуба I яруса надстройки (бака, юта, средней над­стройки), палуба II яруса рубки, палуба III яруса рубки и т. д. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назна­чение палуб: прогу-лочная, палуба салонов, шлюпочная, спор-тивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик и т. п.

Пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном называют междудонным пространс­твом или двойным дном. Пространство между вторым дном и ближайшей палубой называют трю­мом, остальные междупалубные пространства - твиндеками. Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помеще­ние по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт - ПрБ и ЛБ). Всем помещениям на судне присваиваются порядковые номера (по правому борту - нечётные, по левому - чётные).

На рис. 4.7 показано расположение основных групп помеще­ний на сухогруз-ном и пассажирском судах, а на рис.4.8 схема общего расположения помещений на танкере «По­беда».


Специальные помещения - грузовые трюмы, помещения для обработки и хранения улова и т. д. - занимают основную часть объёмов корпуса на гру­зовых и промысловых судах. Планировка этих помещений определяется

требо­ваниями, предъявляемыми к выполнению грузовых операций, хранению и раз­мещению груза, приёму, обработке и хранению улова и т. п.

От расположения специальных помещений, определяющих эксплуатационно-экономические показатели судна, зависит положение всех других судовых по­мещений.

Служебные помещения распределяют по всему судну, большей частью в трюме, в оконечностях судна, в рубках на верхней палубе, в помещениях бака, юта и т. д., иногда там, где не допускается размещать жилые помещения, напри­мер над фор- и ахтерпиком и ниже ватерлинии. Часть навигационных помеще­ний - рулевую, штурманскую, радиорубку - располагают на мостике; помещение лага и эхолота - на втором дне.

Мастерские размещают обычно в районе МКО.

Жилые помещения экипажа на грузовых судах находятся, как правило, в надстройке или под верхней палубой основного корпуса, но не ниже ватерли­нии, преимущественно ближе к средней части судна, где менее ощущается качка и вибрация от работающих гребных винтов. Исключение составляет большинство типов грузовых судов с чисто кормовым расположением МКО: на них все жилые помещения экипажа размещают в кормовой надстройке (на некоторых типах грузовых судов, например, лихтеровозах с кормовым расположением МКО, жи­лую надстройку располагают в носу). Для уменьшения шума в каютах, находя­щихся в районе шахты МКО, последнюю обстраивают помещениями вспомога­тельного назначения (кладовые, щитовые и т. п.), создающими своеобразный противошумовой барьер. На крупнотоннажных танкерах и


Подписи к рис. 4.8: а – вид сбоку; б – вид сверху; в – верхняя палуба; г – палуба рубки I яруса; д - палуба рубки II яруса; е - палуба рубки III яруса; ж - палуба рубки IV яруса; з - палуба рубки V яруса; и – верхний мостик; к – трюм.

1 – ахтерпик; 2 – машинно-котельное отделение; 3 – грузовое насосное отделение; 4 – топливные цистерны; 5 – отстойные танки; 6 – цистерна сбора отстоя; 7 – грузовой танк; 8 – балластные цистерны (двойное дно и двойные борта); 9 – диптанк; 10 – носовое насосное отделение; 11 – форпик; 12 – аварийный дизель-генератор; 13 – кондиционеры; 14 – душевая с парильней; 15 – прачечная с кладовыми грязного и чистого белья; 16 – амбулатория; 17, 29 – станция объёмного пенотушения; 18 – провизионные кладовые; 19 – инсинератор; 20 – станция инертных газов; 21 – сварочная мастерская; 22 – спорт-каюта; 23 – столовая и салон; 24 – курительная; 25 – пост управления грузовыми операциями (ПУГО); 26 – каюта II помощника капитана; 27 – кают-компания и салон; 28 – камбуз; 30 – бассейн; 31 – каюты практикантов (двухместные); 32 – каюты команды (одноместные); 33 – каюта электромеханика; 34 – каюта врача; 35 – каюта I помощника капитана; 36 – каюта старшего помощника капитана; 37 – каюта IV механика; 38 – каюта III механика; 39 - каюта II механика; 40 – лифт; 41 – каюта старшего механика; 42 – каюта лоцмана; 43 – каюта капитана; 44 – каюта начальника радиостанции; 45 – каюта III помощника капитана; 46 - каюта IV помощника капитана; 47 – каюта радиооператора; 48 – каюта боцмана; 49 – каюта донкермана; 50 – операторная; 51 – рулевая; 52 – аппаратная; 53 - трансляционная

судах для пере­возки навалочных грузов практикуют полное отделение жилой рубки от шахты МКО, жилую рубку ставят отдельно, впереди шахты, в виде сооружения, на­поминающего точечный дом. На пассажирских судах каюты команды размещают в нос, в корму и ниже пассажирских кают, а каюты комсостава - на одном из верхних ярусов надстройки, обычно в районе рулевой рубки (ярусом ниже).

Каюта капитана обычно находится с правого борта на ярус ниже рулевой рубки. Все каюты помощников капитанов (штурманов) размещают здесь же или ниже ярусом; каюты старшего (главного) механика, механиков и прочего персо­нала службы технической эксплуатации судна располагают, по возможности, ближе к МКО; каюту начальника радиостанции - ближе к рулевой рубке; каюты персонала службы эксплуатации (палубной команды) размещают по пра­вому борту, персонала службы технической эксплуатации (машинной команды) - по левому.

Жилые помещения пассажиров на пассажирских судах располагают, по возможности, в средней части судна, преимущественно в надстройках и в верх­них твиндеках основного корпуса. Размещать пассажирские каюты ниже палубы переборок не рекомендуется, а ниже ватерлинии - не допускается. Каюты пассажиров, как правило, имеют естественное освещение, однако на крупных судах, перевозящих большое количество пассажиров, имеются каюты и без естественного света.

Под общественные помещения отводят лучшие районы надстроек и палуб с хорошим обзором. Некоторые общественные помещения - рестораны, кино­концертный зал, закрытый купальный бассейн, спортзал и т.п. - оборудуют в помещениях, не имеющих естественного освещения.

Помещения бытового обслуживания оборудуют в районе общественных поме­щений, но они, как правило, не имеют естественного освещения.

Помещения пищеблока должны находиться вблизи тех объектов, которые они обслуживают. Так, камбуз, хлебопекарню и т. д. размещают вблизи столовой команды, кают-компании или ресторана, обычно на одной и той же палубе, или под ними, с оборудованием специального лифта для подачи пищи. В свою очередь, провизионные кладовые располагают рядом или на один-два яруса ниже кам­буза. При размещении провизионных кладовых обязательно учитывают удоб­ство погрузки провизии на судно с помощью судовых средств.

Санитарно-гигиенические помещения располагают в непосредственной бли­зости от жилых помещений или в одном блоке с ними (например, туалетные в каютах). Банно-прачечный блок размещают в кормовой части корпуса ниже верхней палубы, в районе, не используемом для постоянного пребывания людей.

Помещения медицинского назначения располагают в надстройке, обычно в средней части судна, подальше от основных магистральных коридоров и мест скопления экипажа и пассажиров.

Помещения судовых запасов и снабжения располагают в районе жилых и общественных помещений (кладовые уборочного инвентаря, ковров, дорожек, чехлов, культ- и спортинвентаря), а также в районе открытых палуб (кладовые аварийно-спасательного, водолазного имущества и т. п.).

Запасы топлива, котельно-питательной воды, масла, а также водяной бал­ласт размещают в отсеках двойного дна и в диптанках, которые оборудуют в рай­оне МКО, форпика, а также в двойных бортах, если они имеются. Форпик и ахтерпик, как правило, используют в качестве балластных цистерн. Расходные топливные цистерны находятся в районе МКО. Запасы пресной воды хранят во вкладных цистернах.

Планировка и оборудование судовых помещений.

Как отме­чалось выше, в настоящее время широко практикуется унифика­ция и типизация планировочных решений однотипных помеще­ний и блоков (каюты разного назначения, пищеблок, медблок, кладовые, бытовые помещения, рулевая, штурманская и другие посты и т. д.), а также ведутся работы по разработке целых ти­повых рубок на основе модульного метода. Это прогрессивное направление создает предпосылки для использования электронно-вычислительной техники при разработке чертежей общего располо­жения и для внедрения прогрессивной технологии изго­товления судовых рубок на всех этапах. При планировке и обо­рудовании судовых помещений учитывают требования, предъ­являемые к ним в зависимости от назначения.

Жилые и общественные помещения эки­пажа и пассажиров должны быть удобны для обитания людей. Эти требования регла­ментируются в нашей стране Санитарными правилами для морских судов РФ, поло­жениями Международной конвенции 1970 г. о помещениях для экипажа, Правилами РМРС, а также устанавливаются ведомствами, эксплуатирующими суда. Они определяют минимальную площадь, куба­туру и высоту жилых и общественных по­мещений, а также номенклатуру оборудо­вания, необходимого для создания нормаль­ных бытовых условий. Ширина проходов, уклон и ширина трапов, противопожар­ные конструктивные мероприятия и другие требования безопасности также регламен­тируются.

Комсостав размещают, как правило, в одноместных каютах, причём каюты старшего комсостава - капитана, старшего штурмана и старшего (главного) механика - состоят из кабинета, спальни и туалета с ванной (душем). На больших судах блок капитана имеет также салон, а все каюты комсостава - туалет с душем.

Команда (рядовой состав) размещается в одно- и двухместных каютах, оборудован­ных всем необходимым (на судах, где невозможно предусмотреть в каждой каюте экипажа санузел, его предусматривают не более чем на каждые шесть человек). В каж­дой каюте помимо мягких одно- и двухъ­ярусных коек (минимальные внутренние размеры койки-1900x800 мм) имеются диван, стулья (кресло), шкафы для одежды, письменный стол, полочки для книг и гра­фина со стаканами, умывальник с горячей и холодной водой (на современных супертан­керах - туалет с душем).

Все каюты экипажа оборудуют систе­мами кондиционирования воздуха, хорошо освещены, имеют естественное освещение через иллюминатор.

Судовое оборудование помещений изготовляют в морском исполнении, т. е. оно может нормально функ­ционировать в условиях качки. Для этого вся судовая мебель, которую в обычных условиях можно передвигать, имеет штормовые крепления, надёжно удерживающие её во время шторма. Судовые койки имеют небольшой буртик, предотвраща­ющий падение с койки при качке. На столах по периметру также ставят невысокие буртики. На полках, особенно с посудой, для каждого предмета, делают гнёзда-крепления. Все прочее оборудование - радиоприёмники, телевизо­ры, телефоны, настольные «лампы и т. д. - также снабжают штормо­вым креплением. Для безопасного прохода по коридорам вдоль переборок уста­навливают штормовые поручни. Предусматривают надёжное крепление ка­ютных дверей как в закрытом, так и открытом положениях.

Общественные помещения экипажа, располагаемые вблизи кают, оборудуют с таким расчётом, чтобы создать хорошие усло­вия для отдыха, приёма пищи.

Ещё более комфортабельны жилые и общественные помеще­ния для пассажиров на пассажирских судах. Океанские лайнеры, которые в последнее время всё чаще используют для совершения длительных морских путешествий, оборудуют как лучшие совре­менные гостиницы. Пассажиры размещаются в одно- и двух­местных (реже, четырёхместных) каютах со всеми удобствами. Предусматривают салоны отдыха, музыкально-танцевальные залы, курительные, рестораны, кафе, бары, комнаты для игр, бассейн, гимнастический зал, детскую комнату, библиотеку, кинозал и пр.

Для отделки и оборудования жилых и общественных помеще­ний широко применяют пластмассы и новые синтетические мате­риалы. Особое внимание уделяется размещению открытых ве­ранд, соляриев, бассейнов, спорт-площадок, занимающих значи­тельную площадь на верхней палубе и палубах надстройки в кор­мовой, защищённой от ветра части.

На пассажирских судах жи­лые и общественные помещения пассажиров отделены от соответ­ствующих помещений экипажа. Поэтому большое значение при­дают коммуникациям, т. е. путям перемещения пассажиров и эки­пажа по судну. И те и другие должны иметь изолированный друг от друга доступ к «своим» общественным помещениям, а эки­паж, кроме того, и к рабочим местам. Для этого оборудуют спе­циальные магистральные кори­доры и трапы - раздельно для пассажиров и экипажа.

Из хозяйственных помещений наибольший интерес представляет пищеблок с провизионными кла­довыми.

При планировке медблока осо­бо учитывают в первую очередь удобство транспортировки боль­ных в лазарет и из него. В изоля­тор обязательно должен быть вход с открытой палубы через тамбур. К койке в изоляторе должен быть подход с трёх сторон.

Специальные грузовые помеще­ния на грузовых судах – г р уз о в ы е трюмы, занимающие около 60 % кубатуры основного корпуса, оборудуют в соответствии с их назначением. Длину грузовых трюмов принимают возможно большей (в пределах требований обеспечения непотопляемости при затоплении одного отсека). Изнутри грузовой трюм сухогрузного судна обшивают дере­вом: по настилу второго дна от борта до борта - сплошным насти­лом - пайолом - из досок толщиной около 50 мм, укладывае­мых на идущие в поперечном направлении бруски (лаги) толщи­ной примерно 40 мм; по бортам - съёмными деревянными брусья­ми сечением 50 х 200 мм - рыбинсами, устанавливаемыми вдоль трюма поверх бортового набора на расстоянии 200–300 мм один от другого.

Рыбинсы не только изолируют груз от соприкосновения с влаж­ным бортом, но и предохраняют груз и борт от случайных повреж­дений. Аналогично трюмам оборудуют и грузовые твиндеки.

На судах, перевозящих грузы, выгружаемые грейфером, де­ревянный пайол в трюмах заменяют настилом второго дна, уси­ленным не менее чем на 4 мм.

На судах, перевозящих зерно, в грузовых трюмах в их верх­ней части устанавливают временные съёмные продольные пере­борки в ДП, высотой, равной примерно 1 / 3 высоты трюма. Эти пере­борки, называемые шифтинг-бордсами, предотвращают пере­сыпание зерна на один борт при качке судна, которое может привести к опрокидыванию судна. Шифтинг-бордсы изготовляют из металлических стоек и закладных досок либо предусматривают штатными и выполняют в виде складных щитов.

Внутренние поверхности рефрижераторных трюмов покры­вают теплоизолирующим материалом и зашивают листами из лёгкого сплава. Такие трюмы оборудуют хорошей вентиляцией и устройствами для размещения и крепления груза: клети - на рыбопромысловых рефрижераторных судах, этажерки - на бананово­зах, крючья под подволоком - на судах для перевозки мяса и т. п.

Трюмы специализированных контейнеровозов имеют ячеистую конструкцию, т. е. состоят из образованных специальными вер­тикальными стойками направляющих ячеек, в которые вставляют контейнеры. На судах типа «ро-ро», автомобильных паромах и других судах, перевозящих колёсную технику, грузовые трюмы и твиндеки оборудуют специальными креплениями для раскреп­ления в них грузов - автомашин, трейлеров, контейнеров, а также предусматривают хорошую вентиляцию (до 20 обменов воздуха в час), предупреждающую образование взрывоопасных концентраций паров бензина от перевозимых автомашин.

  • XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций
  • Автоматическое регулирование судовых энергетических установок
  • Анализ определения времени эвакуации для различных типов помещений (пожаров)
  • Аритмии у детей: классификация, особенности клинического течения, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения, наблюдение

  • Сегодня будет рассказ об одном необычном и малоизвестном способе путешествия. Если вы не морской специалист, не жена моряка и вообще родственников бороздящих просторы у вас нет, зато есть идея фикс окунуться в атмосферу жизни торгового судна, то я вам скажу следующее - для претворения желания в реальность существует прекрасный способ ощутить морскую романтику и если хватит терпения, то и совершить кругосветное путешествие.

    Да-да, на контейнеровозы и иные торговые суда в современном алчном до денег мире тоже продают билеты всем желающим. Путешествие на торговом судне носит название containertrip или freighttrip . Вот о таком оригинальном виде отдыха и пойдет речь.


    Путешествие на торговом судне - это относительно молодой способ познать мир. Первые «круизные» суда появились еще в 1959 году на Великих Озерах. Со временем данный вид путешествий в странах с загнивающим капитализмом стал довольно популярным способом потратить кучу денег и оторваться от назойливой действительности. Согласно статистике в 2010 году около 10 млн. человек выбрали путешествие на торговом судне как основной вид своего отдыха. Показатель, конечно, не ахти какой, по сравнению с паломничеством соотечественников в Турцию. Но впечатлений от путешествия на торговом судне можно получить во сто крат больше, чем просто греть пивной живот на пляже а-ля all inclusive.

    Как все происходит.

    Занимаются организацией такого вида отдыха и продажей билетов на торговые суда специальные компании. Напрямую к капитану понравившегося судна, естественно, обращаться не стоит. У капитана много других забот и организацией круиза для пассажиров он не занимается. Немецкий контейнерный оператор Hamburg Süd, NSB, итальянские Grimaldi Lines или freighter-cruises.com - вот куда необходимо обращаться, если у вас уйма свободного времени, вы заядлый путешественник-экстремал и владелец нескольких лишних тысяч евро. К сожалению, я не знаю ни одной российской, а тем более украинской компании, которая занимается организацией морских туров такого рода. Поэтому буду отталкиваться от информации на этих англоязычных ресурсах.

    Вышеупомянутые конторы предоставят всю исчерпывающую информацию: необходимые документы, маршруты, суда, типы кают и во сколько такое путешествие может обойтись. Просто посетите сайт компании и задайте вопрос об интересующем вас времени и маршруте. Компания подберет для вас оптимальное решение. Если вы определились со временем круиза на торговом судне, то побеспокойтесь и о бронировании мест заранее. Оптимальный срок - два месяца. Стоит отметить, что некоторые компании не включают портовые сборы. А это пару сотен долларов. Поэтому уточняйте.

    Стоимость такого круиза на торговом судне колеблется от 65 до 140 евро в день. При раннем бронировании некоторые компании дают скидки до 35%, плюс сезонные скидки - зимние рейсы через Северную Атлантику дешевле, чем летом. Почему - вполне очевидно :)

    Приятная неожиданность для студентов. Им как всегда предоставляются сказочные возможности. Некоторые компании предоставляют туры по внутренним рекам Европы на небольших сухогрузах. На них, кстати, разрешается подрабатывать.

    Маршруты.
    Самые разнообразные: Средиземка, Европа, Америка, Южная Африка, туда и обратно или кругосветное плавание. Рейсы осуществляются по всему миру в страны, с развитым контейнерооборотом. Поэтому на Чукотку, к примеру, попасть практически не реально. Все зависит от толщины кошелька любителя морских приключений. По правде говоря, если посмотреть на предлагаемые маршруты и цены, то становится вполне очевидным что путешествия получится не из дешевых. Но тем, не менее если есть предложение - значит существует спрос и среднестатистических десять миллионов туристов не могут ошибаться.

    При бронировании необходимо уточнить тип судна и стоянки его в промежуточных портах. Контейнеровозы - довольно шустрые суда и разгружаются-загружаются менее чем за сутки. Каждая судоходная компания имеет в портах захода своего агента, который с удовольствием вас встретит и поможет окунуться в местную культуру: организовать транспорт и экскурсии. Поинтересуйтесь заранее. Многие компании предлагают stopover, что весьма удобно - отдохнув несколько дней, к примеру, в Кейптауне, вы можете следующим судном продолжить свой незабываемый вояж.

    Вот несколько типичных маршрутов на торговых судах. Например, рейсы компании Grimaldi по Средиземному морю: 10 стран за 28 дней по цене 1700 евро. Маршрут - Антверпен, Гебзе, Стамбул, Гемлик, Феликстоу, Антверпен протяженностью 21 день на борту огромного контейнеровоза обойдется в районе 1900 евро.

    А вот кругосветное путешествие значительно дороже. Антверпен - Гамбург - Генуя - Суэцкий канал - Джакарта - Сингапур - Вьетнам - Шанхай, Далянь, Гонконг, Кингдао - Масан - Йокогама - Панама - США (Хьюстон, Нью-Орлеан, Филадельфия) - Антверпен. Длительность 3 месяца за скромные 10000$.

    Если есть огромное желание увидеть белых мишек не только в зоопарке, но и воочию, то можно купить билет на ледокол и отправиться морозить жопу нос на Северный полюс. Но цены за такой круиз просто заоблачные. Хотя кого не пугают финансовые затраты посетите northpolevoyages.com .

    Документы.
    Соотечественнику, решившему отправится в такого рода путешествие необходимо заранее побеспокоиться о визах. Если посадка на судно в Гамбурге , то нужна шенгенская виза и так далее по выбранному маршруту. Нет визы - будете сидеть на судне и от скуки общаться с вахтенным у трапа. Компания предоставляет страховку на случай экстренной эвакуации пассажира, по состоянию здоровья, увечью и подобным неприятностям.

    Существуют возрастные ограничения . Путешествие возможно пассажирам от 8 до 79 лет. Если судно планирует пересекать жаркие страны, то потребуется прививка от желтой лихорадки. В связи с тотальной сокращенкой экипажей на современных судах, докторов и симпатичных молоденьких медсестер в белых халатах на голое тело, к сожалению, нет. Обязанности судовой аптечки, медбрата, терапевта, стоматолога, хирурга и в особо запущенных случаях, патологоанатома возложены на пару крепких плеч одного из офицеров судна. Поэтому с ним надо дружить и обязательно по приезду на судно предоставить свежепройденную медкомиссию, а также уточнить какие есть противопоказания по питанию, аллергии, не писаетесь ли по ночам, не слышите ли время от времени «голоса», настойчиво требующие окунуться в бескрайние морские глубины и прочие геморрои. На судне должны знать, какие сюрпризы принесет с собой пассажирская братия.

    К тому же по прибытию на судно вас ждет исчерпывающий инструктаж, где находится спасательный жилет, куда бежать и что делать в случае нападения пиратов , пожара или внезапного прерывания круиза в виде пробоины ниже ватерлинии.

    Питание для пассажиров по распорядку, как для экипажа. Багаж не ограничен, но не больше размеров вашей каюты. С собой можно везти авто, но оформляется как груз. Если бронируете круиз заранее - путешествовать будете на одном судне, если поздно - очень велика гарантия, что на разных.

    Всякие кошечки, собачки, дрессированные тараканы, хомяки-вундеркинды и прочие пернатые на судне категорически не приветствуются.

    Многие длинные рейсы пересекают несколько климатических зон, поэтому одежда - от бикини до теплой куртки. Ощутите всю прелесть трансатлантических путешествий - перевод судовых часов каждый день в течении недели. По приезду домой будете рассказывать тем, кто стонет дважды в год из-за перевода часов, как вы стойко сражались с пространственно-временным континуумом при пересечении линии смены дат.

    Чем заниматься .

    На судне все довольно скучно и однообразно. Ни казино, ни девочек на судне нет, а секс с экипажем запрещен по гуманным соображениям. Все агентства рекомендуют брать собой карты, книги на родном языке и кучу дисков с фильмами или самоучителями. Утешающим плюсом является то, что на современных торговых судах, в большинстве своем, есть сауна, бассейн, тренажерный зал, и если очень повезет, то даже и беспроводной Интернет. Все эти нюансы указаны в описании маршрута на сайте компании. К тому же общение с интернациональном экипажем и прочими пенсионерами-попутчиками поможет раздвинуть горизонты мировоззрения до поистине вселенских масштабов.

    Ощутимым плюсом в судовом времяпровождении является возможность покупать у капитана продукцию ликеро-водочной промышленности по беспошлинным ценам, дабы скрасить утомительные вечера перехода между портами.

    Жилищные условия . Вам предоставляется каюта. Она может быть одноместной и двухместной. Во многих компаниях их стоимость почти одинакова. Некоторые компании продают место, некоторые - каюты. То есть двухместная обойдется вас в половину, если в ней еще кто-то поселится. Во всех кабинах душ, ванная, ТВ, холодильник, кабинет и спальная - как хороший гостиничный номер. Не забывайте про хорошего попутчика. Варианты кают:

    Уточняйте при бронировании, не будет ли загорожены окна вашей каюты контейнерами, иначе вместо море-океана у вас будет индустриальный пейзаж, который может сильно испортить настроение. Примерно вот такой:

    Каюты убирает стюард. Если дать ему пару денег, то он к своим обязанностям будет подходить более тщательней и расторопней, а также приносить пиво по первому требованию.

    Мне, как человеку, тесно связанному с морем, путешествия такого рода кажутся немного унылыми, потому как насмотрелся я подобных красот по самый клотик. Другое дело простому обывателю далекому от морской жизни провести несколько незабываемых недель бороздя моря-океаны, пересечь экватор , ощутить стихию моря, увидеть страны и континенты будет очень познавательно. Эта поездка станет для ценителей активного отдыха в своем роде уникальной возможностью окунуться в судовую жизнь, а также получить тотальное оздоровление всего организма, наслаждаясь морским воздухом.

    Суда гражданского флота или военные корабли, независимо от их на-значения, размеров и типа все они имеют много по сути одинаковых элементов конструкций, форм и внутренних помещений.
    Так, корпус любого судна или корабля ограничивается днищем, бортами и палубами. В носу он замыкается прочной фигурной балкой — форштевнем, а в корме — ахтерштевнем.
    Так как палуб может быть несколько, то первая сверху называется верхней палубой. На крупных добывающих судах ее называют промысловой палубой.
    Эта палуба имеет плавный подъем от мидель-шпангоута в нос и корму, называемый седловатостью, которая обеспечивает судну меньшую заливае-мость при ходе на взволнованном море. Устраиваемая конструктивно попе-речная погибь обеспечивает быстрый сток воды, попадающей на палубу во время шторма.
    Седловатость верхней палубы совместно с конфигурацией носовой и кормовой оконечностей характеризуют внешнюю форму основного корпуса судна.
    Носовая оконечность замыкается форштевнем. У обычных морских судов он прямой с наклоном вперед, что придает надводной части корпуса стремительность и улучшает всхожесть судна на волну. На быстроходных транспортных судах подводная часть форштевня имеет форму бульба, выне-сенного вперед, а над водой он имеет так называемое клиперское образование, позволяющее получить устремленно-летящую вперед форму. Помимо чисто архитектурно-эстетического вида, такая форма носовой оконечности уменьшает волнообразование и заливаемость верхней палубы во время хода судна.

    Кормовые оконечности наиболее часто имеют округлую, так называемую крейсерскую форму. Но на многих рыболовнодобывающих судах, а также сухогрузных транспортных устраивается плоская в надводной части (транцевая) и округло-крейсерская в подводной части корма.
    Внешняя архитектура судна помимо формы основного корпуса зависит от числа, формы и расположения надстроек и рубок, размещающихся на верхней палубе. При этом надстройки являются продолжением бортов судна, а рубки имеют меньшую ширину и между их бортовыми стенками и бортами корпуса имеются проходы.
    По числу и расположению надстроек различают трех-, двух- и одно-стровные архитектурные типы судов, а также суда со сплошной надстройкой по всей длине судна и гладкопалубные суда без надстроек, у которых имеются только рубки.
    Надстройки трехостровных судов: в носу — бак, в корме — ют и средняя надстройка.
    Двухостровные суда чаще всего имеют надстройки бака и юта. Они могут иметь также удлиненный бак или удлиненный ют, когда средняя надстройка сливается с баком или ютом.
    Одноостровные суда имеют только бак или ют.
    На архитектуру судна значительное влияние оказывает местоположение машинного отделения по длине судна, так как это определяет расположение жилых помещений и дымовой трубы. В настоящее время практически все нефтеналивные, навалочные и большинство сухогрузных судов имеют кор-мовое расположение машинного отделения и жилой надстройки.
    На внешний вид судна значительное влияние оказывают такие детали, как форма и размеры дымовой трубы, тип, количество и расположение мачт и их такелажа, грузовых устройств и других менее существенных конструкций.
    Трансформация внешней архитектурной формы судна хорошо просле-живается по рис. 1.1.
    Если в 60-х годах надстройки, рубки и дымовая труба имели обтекаемые формы, отличавшиеся сложностью их изготовления, то в последние годы их стали заменять упрощенные плоские конструкции, технологически более ра-циональные. Это позволяет при их проектировании и изготовлении широко использовать новые, более прогрессивные планировочные решения, автома-тизацию при постройке отдельных конструкций и модульный метод форми-рования и насыщения оборудованием отдельных блоков судовых помещений.
    В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяются на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарные, медицинского назначения, мастерские, судового снабжения, емкости (цистерны, танки, диптанки) для топлива, смазочного масла, пресной воды и водяного балласта.

    Рис. 1.1. Кормовая оконечность танкера:а — постройки 30-х годов; б — постройки 60-х годов; в — постройки 90-х годов

    Размещение судовых помещений производится как в основном корпусе, такивнадстройках ирубках.
    В носовой надстройке — баке, основное назначение которой состоит в защите судна от заливания водой при ходе на взволнованном море, обычно размещаются помещения судового снабжения (шкиперского имущества, тро-соваякладовая),атакжемалярнаякладоваяифонарная.
    В кормовой надстройке — юте, главное назначение которой — защита кормы от воздействия морского волнения, обычно размещаются помещения санитарно-медицинскогоназначенияи жилыепомещения.
    В средней надстройке, защищающей машинное отделение от заливания его водой в штормовых условиях, размещаются жилые, служебные, общест-венныепомещенияипомещенияпищеблока.
    Устраиваемые на судах рубки предназначены для увеличения объемов и площадей жилых и служебных помещений. Обычно они сооружаются в не-сколькоэтажей(ярусов).
    Палубы надстроек и рубок имеют свои названия: палуба бака, палуба юта,палубасреднейнадстройки,палубаходовогомостика.
    Внутренний объем корпуса судна разделяется на отсеки при помощи палуб, платформ,поперечныхи продольныхпереборок.
    Палубы сверхувниз называются второй, третьей, а последняя- нижней. На двухпалубных судах нижняя называется твиндечной. Платформы — гори-зонтальные перекрытия, в отличие от палуб простирающиеся лишь на участке длинысудна.
    Поперечные переборки устраиваются для обеспечения непотопляемости и поперечнойпрочностикорпуса.
    Продольные переборки играют разделительную роль и обеспечивают общую продольнуюпрочность корпуса.
    На судах всех типов в обязательном порядке устраиваются следующие поперечныепереборки:
    -форпиковая(таранная)-перваяотфорштевня; -ахтерпиковая — первая от ахтерштевня;
    -переборки,ограничивающиемашинное отделение.
    Носовой отсек, образованный форпиковой переборкой, верхней палубой и форштевнем, называется форпиком, а крайний кормовой, образованный ахтерпиковой переборкой, верхней палубой и ахтерштевнем, называется ах-терпиком. Эти отсеки используются для хранения запасов пресной воды и приемабалластазабортнойводы.
    Впереди форпиковой переборки устроен цепной ящик, куда по поход-номуукладываютсяякорныецепи.
    Над ахтерпиком устраивается помещение, называемое румпельным отде лениемислужащиедляразмещениявнеммеханизмоврулевогоустройства.
    Кроме рассмотренных основных помещений, на судах в зависимостиот их типов и назначения устраивается целый ряддругих помещений.

    Представление о них можно получить, рассмотрев наиболее распростра-ненные типы судов, такие как сухогрузные, танкеры и крупные рыбодобы-вающие.
    Сухогрузные суда (см. рис. 1.2, а).
    На этих судах, а также на добывающих, за исключением самых малых, устраивается второе дно, которое простирается от форпиковой до ахтерпико-вой переборки и предназначено для защиты судна при получении им про-боины в днище. Если настил второго дна у бортов заканчивается наклонным листом, то по бортам образуются пространства, называемые льялами, которые служат для сбора воды, образующейся при отпотевании бортов и при мойке трюмов.
    Отсеки (танки) междудонного пространства используются для хранения судовых запасов топлива, смазочного масла и пресной воды, а также для приема балласта забортной воды при плавании без груза (в балласте). Для предохранения пресной воды от загрязнения топливом или маслом из смежных отсеков, они разделяются специальными узкими, всегда пустыми поме-щениями, называемыми коффердамами.
    Нередко оказывается, что объемов танков двойного дна, фор- и ахтерпи-ка не хватает для балластировки при плавании судна без груза. В таких случаях устраиваются дополнительные глубокие емкости, называемые дип-танками. Они размещаются либо горизонтально, либо вертикально.
    На судах, где машинное отделение размещено в средней их части, для пропуска валопровода, передающего вращение от главного двигателя к греб-ному винту, устраивается специальное помещение, называемое туннелем (коридором) гребного вала, который у ахтерпиковой переборки имеет рас-ширение, называемое кормовым рецессом.
    При кормовом расположении машинного отделения устройство туннеля не требуется. Такое его размещение имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, сокращается длина линии валопровода, что значительно упрощает его конструкцию и обслуживание. Во-вторых, высвобождаются объемы в средней части корпуса, удобные для перевозки грузов. В третьих, отсутствие туннеля, проходящего через кормовые трюмы, увеличивает их полезную кубатуру и улучшает условия проведения в них грузовых операций.
    Выше настила второго дна располагаются грузовые отсеки, длина которых ограничивается поперечными переборками. Их количество и места установки определяются из условий обеспечения непотопляемости судна.
    При этом, если перевозимые грузы не боятся укладки штабелем любой высоты, или транспортируются насыпью (лесовозы, зерновозы, рудовозы), то высота грузовых отсеков не ограничивается устройством палуб и платформ и они называются трюмами. Во всех остальных случаях приходится учитывать прочность тары-упаковки и часть груза принимается в междупалубные про-странства-помещения, называемыетвиндеками.

    Рис. 1.2. Схемы судовых помещений:а -сухогрузного судна; б — танкера; в — рыбодобывающего

    Для того чтобы в трюмы и твиндеки можно было удобно и быстро при-нимать грузы, в палубах устраиваются вырезы для грузовых люков, которые надежнозакрываютсяводонепроницаемымизакрытиями.
    Танкеры (наливные суда) (см. рис. 1.2, б)
    Эти суда сконструированы специально для транспортировки жидких грузов (сырой нефти, нефтепродуктов, пресной воды, растительных масел, кислот).
    Из-за высокой подвижности таких грузов приходится заблаговременно принимать целый ряд мер, предохраняющих судно от опрокидывания при переливании жидкостей во время качки, а также обеспечивающих сохранение прочности корпусных конструкций пригидравлических ударах.
    Главными мерами являются ограничения длины и ширины грузовых танковпостановкойпоперечныхи продольных переборок.
    Машинное отделение танкеров всегда устраивается в корме, а непосред-ственно перед ним располагают насосное (помповое) отделение для прове-дениягрузовых операций по перекачкегрузов.
    Для облегчения и улучшения удифферентовки в носовой части корпуса предусматривается устройство диптанка, а иногда и сухогрузного трюма не-большихразмеров.
    Для пожарной безопасности грузовые танки ограничиваются вертикаль-нымикоффердамами.
    Наличие двойного дна до недавнего времени требовалось лишь под ма-шиннымотделением.
    Однако интенсивное развитие мировых нефтеперевозок морем, повлекшее за собой рост числа аварий с загрязнением больших водных акваторий, вынудило пересмотреть требования, предъявляемые к конструкции судов этого типа. И в настоящее время все нефтетанкеры дедвейтом более 5000 т должны иметь двойное дно и двойные борта на всем протяжении от форпикадо ахтерпика.
    Танкеры — суда двух- или одноостровного типа с жилой ютовой над-стройкой ирубками в три, четыре яруса надней.
    Рыбодобывающие суда (см. рис. 1.2, в)
    На больших добывающих судах помещения твиндеков, а иногда и трюмов используются для размещения обрабатывающих цехов и другого техно-логического оборудования, а также жилых помещений производственного персонала.
    В удлиненной средней надстройке с рубками в несколько ярусов разме-щаются жилые помещения экипажа, служебные, медицинского назначения, общественные,пищеблокаиряддругих.
    Как правило, машинное отделение на таких судах располагается в средней части, что обеспечивает наличие свободных площадей в кормовой части промысловойпалубыдляработысорудиямилова.

    Из-за недостатка объемов отсеков двойного дна и пиков предусмотрено устройство диптанков, обеспечивающих нормальную балластировку.
    На производственных и приемно-транспортных рефрижераторах, а не-редко и на плавбазах машинное отделение располагается в корме.
    Так как крупные плавбазы и консервные заводы выполняют функции производственных, сухогрузных и рефрижераторных транспортных судов, пассажирских и нефтетанкеров, то состав и расположение их судовых поме-щений существенно отличается от судов, рассмотренных выше. Обычно эти суда имеют 3…4 палубы, необходимых для размещения многопланового технологического оборудования и производственного персонала порядка 400…500 чел. Для размещения инженерно-технических служб и аппарата управления плавбазы имеют развитые надстройки и многоярусные рубки.

    Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначенных для размещения на судне главных и вспомогательных механизмов, судового оборудования, судовых запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных постов, бытовых, хозяйственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, от размеров судна, а также предъявленных к нему требований.

    Для ориентации местоположения того или иного помещения на судне приняты следующие названия палуб и междупалубных помещений (см. Рис.1).

    В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно. В надстройках и рубках (снизу вверх): палуба первого яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки), палуба второго яруса рубки, палубы третьего яруса рубки и так далее. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назначение палуб: прогулочная, палуба салонов, шлюпочная, спортивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

    Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помещение по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт - ПрБ и ЛБ).

    Рис.2.1. Наименования палуб и междупалубных помещений

    1 - второе дно; 2 – вторая платформа; 3 - первая платформа; 4 - третья (нижняя) палуба; 5 - вторая палуба; 6 - верхняя палуба; 7 - палуба надстройки I яруса (палуба бака, юта и т. д.); 8 - палуба рубки II яруса (прогулочная палуба); 9 - палуба рубки III яруса (шлюпочная палуба); 10 - палуба рубки IV яруса (нижний, ходовой мостик); 11 - палуба рубки V яруса (верхний, навигационный мостик).

    Рис.2.2. Пример чертежа общего расположения

    Названия основных частей судна:

    Судовые помещения

    В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарно-гигиенические, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения и отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

    Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза (грузовые трюмы) - на грузовых и грузопассажирских судах; для специального технологического оборудования при обработке рыбы - на промысловых судах; для лабораторий - на научно-исследовательских судах. К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолетов и помещения для их обслуживания.


    Служебные помещения предназначены для обеспечения нормальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят:

    Помещения главных и вспомогательных механизмов;

    Помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем - румпельное отделение, станции углекислотного пожаротушения, станция дистанционного замера уровня груза, станции приема и выдачи топлива, вентиляторные, помещения кондиционеров и прочее;
    - рубки, навигационные помещения и посты - рулевая, штурманская, радиорубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные посты, аварийные посты, АТС, трансляционная, аккумуляторные, агрегатные и прочее;
    - мастерские - механическая, слесарная, электротехническая, сварочный пост, мастерская по ремонту плавсредсв, контрольно-измерительных приборов и прочее;
    - административные помещения - судовая, машинная, грузовая канцелярия, бюро администратора, судовой архив, диспетчерская и прочее.

    Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и для размещения пассажиров. Каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава и каюты команды, отличающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырех человек, обычно называют кубриком. Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, площади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты «люкс», каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров каюты II и III классов, как правило, заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.

    Общественные помещения служат для организации и проведения различных культурных мероприятий, коллективного отдыха и питания экипажа и пассажиров. К этой категории можно отнести общественные помещения для экипажа судна и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения.

    К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны командного состава и команды, столовые комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для спортивных занятий, библиотеку, каюты общественных организации. На крупных морских судах имеются кинозалы.

    К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, курительные, для игр, для отдыха), концертный зал, спортзал, бассейны, библиотеку с читальным залом, детские комнаты. Площадки на открытых палубах включают веранды, прогулочные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрослых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и так далее. К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вестибюли, фойе, закрытые прогулочные палубы.

    Помещения медицинского назначения включают амбулаторию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубоврачебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством пассажиров), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые. Обычно комплекс помещений медицинского обслуживания на судах называют медблоком.

    Помещения судовых запасов и снабжения служат для хранения запасов провизии, шкиперского, навигационного и прочего судового снабжения. В их число входят: провизионные кладовые неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлаждаемые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холодильные камеры; хозяйственные кладовые - для хранения ковров дорожек, чехлов, спортивного инвентаря, уборочного инвентаря; шкиперские кладовые - шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная; штурманские и навигационные кладовые - штурманского навигационного имущества, карт и прочего; бельевые и вещевые кладовые.

    Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов - нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков образуемых конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны, в которых размещают большие, расходные запасы топлива, воды и масла (так называемые вкладные цистерны).

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...