Удивительная архитектура индии. Буддийские пещерные храмы — уникальное архитектурное искусство Азии Скальные храмы индии

Знает ли сегодня современный человек, что есть архитектура в ее сущности? Осмысляют ли архитекторы тот символический аспект, который целостно воспроизводился Мастерами древнего тысячелетия? Эти вопросы остаются и будут оставаться тем вечным движущим элементом в любой схеме архитектоники.

Чтобы узреть основополагающую сущность современных построений, нужно перекинуть мост к далекому времени, когда мастерство архитекторов было тайным знанием, а творение - прообразом мироздания. Одним из примеров данной формы взаимодействия являются скальные храмы Индии, построенные во II веке до н.э. и в III веке н.э.

Храм Аджанта

Храмы высекались по траектории сверху вниз и не имели никакого фундамента. Работа мастеров осуществлялась со сложными материалами - базальтом и камнем. Скульптуры высекались в скальных породах. Но самое удивительное - это то, что архитекторы работали уже со знанием закона преломления света, который был сформулирован только в XVII веке. Технология высечения храмов и скульптур до нас не дошла. Оно и понятно - в то время существовало некое закрытое сословие художников-архитекторов, назовем их со-творцами, мастерство которых переходило из уст в уста, а затем было утеряно. Но мы прикоснулись к чему-то более значимому, чем технология, - к символике, которая стала праматерью почти всех современных сооружений.

Скальныи ̆ храм Каи ̆ ласанатха

Если в архаике со-творцов целью архитектуры было создать духовно-материальную среду для обитания человека, то в современной архитектуре - только лишь зачинается процесс системных отношений природа-человек. Любая архитектура является искусством, акт которого отпечатан в древнем бессознательном. Это акт взаимодействия человека с миром как материального, так и ментального. В сознании архитектора нашего времени данная связь сохранена. Мы можем это увидеть в современных проектах и домах, построенных в скалах и горах.

Человек, находясь сегодня в удаленном состоянии от своего радикала, все больше создает для себя пространство, где он мог бы пропускать в себя Бога. Скала - промежуточный мир между небесным сводом и землей. То пространство, которое заключено между этими двумя мирами, есть простор для того, чтобы единовременно «стоять на ногах» и «открывать сознание».

Архитектор, максимально подошедший к системе неразрывности природы и зодчества, - Фрэнк Ллойд Райт - сказал: «Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения». Его проект «Часовня в скале» является одним из примеров того, как пространственная сущность, находящаяся в бессознательном архаичной культуры древней Индии, возродилась в современном сознании архитектуры. Человек, находящийся в данном пространстве, обретает некую форму первобытности, осознания себя сопричастности мистерии. Вся древняя архитектура была построена именно на этом принципе, и различий между домом и храмом не существовало. Дома и храмы были объединены одним воззрением - прикосновенностью к таинству.

Часовня в скале, штат Аризона

Самый известный проект - «Дом над водопадом» - являлся храмом в том смысле, что он построен по принципу единства человека и мироздания. Одним из принципов Райта было построение прямыми линиями и прямоугольными формами. Если мы рассмотрим фрагмент наружных частей храмов Эллоры, то увидим идентичный принцип.

Дом над водопадом

Эллора, фрагмент одного из храмов

Райт четко осознавал миссию каждого своего проекта. Все они выполняли замысел непрерывности архитектурного пространства, т.е. вытекали из природных условий среды. Архитекторы индийских скальных храмов основывали свои идеи строительства, исключительно исходя из природной данности. Удивительно, как сознание одного мира откликнулось в сознании совершенного иного, современного мира.

«Архитектурная жизнь, или, по крайней мере, сама жизнь принимает форму и, следовательно, является истинным рассказом о жизни: это было живо вчера, как оно живо сегодня или когда-либо будет».

Сознание архитектурного мира Древней Индии отразилось на целых городах, разбросанных по всей нашей планете: крошечной деревне Рокамадур на юго-западе Франции, мысе Верде на юго-западе Колорадо, городе Петра на северо-западе Аравийской пустыни, городе Деринкю в турецкой Каппадокии, городе Вардзия в Грузии, на скальных храмовых комплексах около реки Бамиан в центральном Афганистане (которые, увы, были почти полностью разрушены взрывами в 2000 году, которые разрушили огромные статуи Будд, вырубленные в VI веке н.э.).

Деревня Рокамадур , Франция

Меса Верде , Колорадо

Город Петра , Иордания

Город Деринкю , Каппадокия

Город Вардзия , Грузия

Афганистан, скальныи ̆ город около реки Бамиан

Если мы проследим историю каждого перечисленного выше города, то увидим одно объединяющее начало - святость. Все эти города были построены либо монахами, либо святыми и отшельниками, которые хотели найти место для молитв и медитаций. Это говорит о том, что искусство древности дало нам то, без чего бы цивилизации никогда бы не смогли сохранить свою витальность - душу архитектуры. Приблизимся ли мы когда-нибудь к тому тайному знанию, решим ли задачу сохранности древних традиций зодчества - открытый вопрос для современного архитектурного, да и не только, мира.

Фрагменты статьи об Индии О.С. Прокофьева
Храмовая архитектура Индии

Пещерные и скальные храмы
7 и 8 века в истории индийского искусства являются переходной эпохой.
В это время традиции пещерного зодчества, выработанные в предшествующие столетия и достигшие большого расцвета при Гуптах, переживают заключительный этап своего развития.
Древние представления о пещерном храме как об уединенной убежище бога или мудреца, отрешенного от жизни человеческого общества- отвечали сокровенному идеалу буддизма, особенно па ранних стадиях его развития. В период вырождения буддийской и развития брахманского культа в Индии они окончательно потеряли свое значение.

Уже во время династии Гуптов религиозно-аскетические тенденции в буддийском искусстве, в особенности в росписях пещерных храмов Аджанты, как бы подрывались изнутри получившими большое значение светскими мотивами, отражавшими возросшее влияние идеологии рабовладельческих городов. Теперь же, с развитием феодальных отношений, происходило укрепление жреческой ортодоксии, связанное с усилением роли брахманов. Увеличившееся влияние индуизма, усложнение его культа требовали форм религиозного искусства, способных наилучшим образом воплотить его фантастический сверхчеловеческий характер. Для более могучего воздействия на массы религиозных идей, воплощенных в сложной системе индуистского пантеона, возможности. Заложенные в традиционных принципах пещерного зодчества, были недостаточны. старые схемы тесны. Но так как была еще настолько сильна и образ храма словно рожденного в недрах самой природы, в такой степени близок религиозным представлениям индусов, а новые принципы наземного строительства еще недостаточно развиты, то в этот переходный период пещерное строительство продолжало еще играть немалую роль в развитии индийского искусства.

К этому периоду относится создание последних памятников индийского пещерного зодчества: поздних пещерных храмов Аджанты, пещерных и скальных храмов Элуры (Эллоры) и Мамаллапурама, храма на острове н др. В них, и в особенности в Эллоре и на о. Элефанта, можно видеть изменения, в первую очередь в характере их оформления н плана. Изменения проявляются также в самом духе новых изображений, полных драматизма н космической символики и показанных в максимально впечатляющем декоративно-зрелищном аспекте. Отсюда нарушения старых принципов в планировочных схемах, отсюда кризнсиые явления в пещерном зодчестве.

Если в поздних пещерных храма Аджанты и в их оформлении начала 7 века старые традиции еще достаточно сильны, то в Эллоре резкие изменения наблюдаются уже в поздних храмах буддийского культа начала 8 века. Помимо буддийских храмов в Эллоре строились брахманские и джайнский храмы. Наиболее интересны -брахманские. В развивались тенденции буддийских храмов в направлении усложнения плана, обогащения скулыптурно-декоративиого оформления. Усложнение плана происходило за счет увеличения внутреннего помещения, что нашло отражение в пещерных храмах Bceх трех культов. Например, в каждой группе можно найти образцы двух- или трехэтажных пещерных храмов. Зато развитие оформления храмов проходило различные стадии, отчасти соответствовавшие сменявшим друг друга религиям.

В буддийской группе оформление носит довольно сдержанный характер, как показывает, например, облик фасада крупнейшего в Эллоре трехэтажного пещерного храма Тип-Тхал. Но подобную суровую простоту можно было бы объяснить известной несоразмерностью между огромным внутренним помещением, достигающим в среднем 30 м в глубину и 40 м в ширину, и относительно бедным скульптурным оформлением, не заполнявшим все архитектурные поверхности.

В брахманских пещерных храмах, менее крупных по размерам, скульптурно-декоративное оформление получает исключительное значение. Особое место занимают горельефные композиции на религиозно-мифологические сюжеты.

С особой теплотой передан полный обаяния женственности образ Парвати в рельефе «Свадьба Шивы и Парвати». В нем мягкая и пластичная моделировка замечательно гармонирует с задумчивым обликом счастливой Парвати.
Сила выражения специфических черт раннесредневековой скульптуры достигает своего предела в Элуре. Рельефные композиции, находящиеся в пещерных храмах Дас Аватара, Рамешвара и др., а также украшающие скальный храм Кайласанатха, ярко раскрывают разнообразные возможности, заключенные в новом пластическом языке. Но они также свидетельствуют о противоречивости этого искусства, проистекающей от брахманских религиозных условностей и канонизации.

В рельефе пещерного храма Дас Аватара изображен Шива в устрашающем воплощении-с львиной головой, собирающийся наказать царя Хирапья, смеющегося над могуществом богов. Замечательна острота показанного момента, когда Шива кладет одну руку на плечо Хиранья, другой схватив его у запястья, а остальными замахивается, в то время как царь еще сохраняет застывшую на лице улыбку. Выразительность композиции усиливается напряженностью и динамичностью передачи движения. Высокий рельеф почти переходит в круглую скульптуру, что еще больше усиливает впечатляющую игру света и тени. Сцена полна движения, подчеркну-того различными положениями многочисленных рук Шивы, словно показывающих разные «фазы» их угрожающего движения. Беспокойному характеру композиции способствует также неустойчивость несколько танцевальных поз обеих фигур. В целом по сравнению с эмоциональной сдержанностью и большей уравновешенностью движении в рельефах Мамаллапурама и Элефанты здесь поражают неизвестная прежде драматичность и страстный порыв. Еще более могучее и оригинальное претворение получили эти части в грандиозном рельефе «Равана, пытающийся свергнуть гору Кайлас, иллюсрирующем эпизод «Рамаявы», посвященный борьбе злого демона Раванны против Рамы в тот момент, когда Равана пытается сокрушить священную гору.

Сооружение в 8 в. в Эллоре. среди брахманских пещерных храпов, крупнейшего наземного скального храма Кайласанатха указывало на новые тенденции в дальнейшем развитии индийской архитектуры. Храм Кайласанатха в Эллоре как и созданные за столетие до него ратхи храмового комплекса в Мамаллапураме на юге Индии, представляют собой, по существу отказ от основных принципов пещерного зодчества. Эти здания являются наземными сооружениями, выполненными теми же приемами, что и пещерные храмы. Несмотря на то, что в них можно найти целый ряд признаков, характерных для пещерного зодчества, самый факт их появления уже говорит о новой этапе в развитии средневековой архитектуры Индии. Это этап окончательного перехода к строительству из камня и кирпича. В дальнейшем монументальное скальное и пещерное зодчество теряет свое прежнее значение что подтверждаеотся чертами упадка в джайнских храмах Элуры.

Замечательной особенностью храма Кайласанатха является сочетание фантастичности самого художественного замысла с наглядностью его пластического воплощения, сказочного размаха архитектуры, ее причудливой пространственной композиции с четкостью и ясностью ее конструктивных форм. Кажется, что здесь, как нигде до сих пор, в конкретных, зримых формах нашло свое выражение то поражающее в древнеиндийском эпосе соединение богатства" образов и форм с неисчерпаемостью воображения и чувственной конкретностью. Этот причудливый и яркий мир легендарных образных представлений воплощен как в бесчисленных скульптурных рельефах и изваяниях, щедро украшающих архитектуру здания так и в самой общей идее храма, посвященного богу Шиве и отображающего священную гору Кайлаш. Контуры здания отдаленно напоминают очертания гималайской Кайлас, на вершине которой, по преданию, обитает Шива.
Вместе с тем в грандиозности художественного замысла, связанного с космической религиозно-мифологической идеей, впервые так ярко ощущается пафос огромного труда, вложенного в реальное осуществлением всего скального комплекса.

Вместо традиционного вырубленного в скале подземного зала был высечен из монолитной скалы со всеми его архитектурными деталями наземный храм, тип которого в основных чертах уже выработался к тому времени. Отделив тремя траншеями от горы необходимый массив, строители храма начали его вырубать с верхних этажей, постепенно углубляясь до нижних этажей и цоколя. Все богатое скульптурное убранство выполнялось одновременно с высвобождением частей здания из массива скалы. Такой метод исключал необходимость возведения лесов, но требовал детальной предварительной разработки проекта здания во всех его частях и их соотношениях.

Храмовый комплекс Кайласанатха состоит из нескольких отдельно расположенных частей: входных ворот, святилища быка , главного здания храма и окружающих двор келий и пещерных помещений. Основное здание комплекса расположено по оси с запада на восток. Ввиду непреодолимых трудностей, связанных с расположением горы, строителям пришлось отступить от требований канона, расположив вход с западной, а не с восточной стороны. Главное здание храма представляет собой в плане прямоугольник размером около 30 X 50 м, по бокам которого через определенные интервалы выдаются боковые крылья, несущие на себе выступающие части верхних этажей.

Декоративное убранство зданий комплекса Кайласанатха, подобно пещерным храмам 8 в. ив Эллоре; характеризуется доминирующей ролью скульптуры, которая в виде орнаментальных фризов, сюжетных рельефов или отдельных фигур заполняет наружные поверхности зданий, подчеркивая ритмичное чередоваияе вертикальных и горизонтальных членений.

Разнообразие форм и масштабов скульптурных рельефов и изваяний удивительно. Здесь и далеко выступающие вперед, по существу, круглые скульптуры львов или слонов-кариатид, и ряды небольших рельефов - фризов, пове-ствующих во многих отдельных сцепах об эпизодах "Рамаяны», и крупные горельефные композиции, обычно расположенные в нишах на стенах изображающие драматические эпизоды из индийской мифологии и эпоса, и, наконец имеющие символический смысл или чисто декоративное назначение отдельные фигуры божеств, фантастических существ, животных, в также орнаментальная резьба иногда с изображениями ритуальных сцен. Повсюду скульптура слита с архитектурными формами, органически соединяется с ними, являются их необходимым продолжением, бесконечно умножающим u обогащающим их пространственные и архитектонические соотношения. Интересно, что в скульптуре храма в ее неисчерпаемом декоративном разнообразии рождаются совершенно своеобразные формы образного и пластического решения, в частности в области рельефа. Примером может служить рельеф «Шива Трипурантка», который расположен на двух наружных стенах, образующих прямой внутренний угол.

Важнейшей особенностью скульптурного оформления наружной части храма при изображении отдельных фигур или сцен является частое применение чрезвычайно высокого рельефа, практически иногда переходящего в круглую скульптуру, едва связанную с плоским фоном стены. Иногда подобный прием в сочетании с выразительной передачей движения создает совершенно своеобразный драматический и пространственный эффект.
Горельеф «Похищение Ситы» рас-положенный в нише стены храма, является характерным примером. Сюжет взят, как и большинство сюжетов скульптурных рельефов храма Кайласанатха, из эпоса «Рамаяна». Показан один из напряженных моментов повествования о похищении Ситы, жены Рамы, демоном Раваной. Легенда рассказывает, что в то время, как злой демон Равана отвлек Раму охотой, подослав ему золотую лань, произошло похищение Ситы. Тогда вдогонку за похитителем была послана могучая птица Джатаю, попытавшаяся напасть на Равану н спасти Ситу. Изображен момент, когда птица коснулась клювом ноги Раваны, парящего высоко в небе со своей летящей колесницей. Полуобернувщаяся гибкая фигура демона решена чрезвычайно пластично и полна плавного движения. Хотя фигура Ситы не сохранилась, в композиции замечательно ощущается главное: спокойный и плавный полет Раваны, едва не прерванный тяжелой птицей, которой, согласно легенде, так и не удалось ему помешать.

Суммируя длительный опыт пещерного зодчества, храм Кайласанатха знаменует собой также отказ от этого опыта. Технические неудобства и специфические трудности скальной архитектуры, зависимость от определенного рельефа местности, структуры скал и т. п.- все это препятствовало широкой практике скального строительства. Именно поэтому храм Кайласанатха остался единственным в своем роде оригинальным опытом столь крупного скального храма.

Обозримый целиком лишь сверху, храм кристалличностью и четкостью своих наружных форм замечательно выделяется среди хаотических необработанных скалистых холмов. Контраст храма с окружающими скалами был усилен белой штукатуркой, преа;де покрывавшей все здание: своеобразный прием строителей храма, примененный с целью выделить, обособить его. II вместе с тем, находясь в углублении, храм не имеет цельного, ясно воспринимаемого силуэта. Пространственно-архитектурное решение храма в известной мере обусловлено окружением скал и словно стеснено ими. Скальная архитектура даже в своем наивысшем развитии не могла соперничать с каменной, тем более в крупномасштабных сооружению.

В архитектуре южной Индии высеченные в скалах храмы значительно уступают по размерам храму Кайласанатха, но зато не имеют столь выраженной зависимости от пещерного зодчества. Они составляют важнейший в истории развития индийской ранне-средневековой архитектуры комплекс памятников, нередко называемый в литературе «Семь Пагод». Этот ансамбль расположен в Мамаллапураме на восточном берегу Деканского полуострова, к югу от Мадраса и несколько севернее устья Палар. Создание его относится примерно к началу 7 в. Сам город Мамаллапурам был важным морским портом государства Паллавов. В настоящее время указанный ансамбль, а также прибрежный храм (датируемый 700 г.) являются основными уцелевшими памятниками некогда цветущего города.

Ансамбль в Мамаллапураме представляет собой совершенно неповторимое в индийском искусстве явление. Живописно расположенные среди песчаных дюн неподалеку от моря, столь различные по своему характеру архитектурные памятники в сочетании с большими наскальными рельефными композициями, свободно стоящими скульптурными изваяниями священных животных производят небольшого причудливого сказочного города. Следует отметить, что сами храмы отличаются, в общем, небольшими размерами. Самые крупные из них едва достигают 14 л в длину и в вышину, а пещерные храмы - 8 м в ширину в глубину. Зато они отличаются тщательностью и совершенством своего исполнения, поскольку для эстетических представлении средневековой не меньшее художественное значение, чем храмы, имело и скульптурное оформление, обильно их украшающее. Характерной чертой ансамбля является необычайно большой масштаб скульптурных произведений по отношению к архитектурным сооружениям. В ансамбле Мамаллапурама, быть может, в еще большей степени, чем в Эллоре, зодчество и ваяние соперничают между собой по своему пластическому и композиционному удельному весу.


Индийская архитектура развивалось в соответствии с законами, зафиксированными в древнем писании - Ведах. Уже в конце первой половины второго тысячелетия до н. э. начинается проникновение в Индию с Иранского плоскогорья племен ариев, которые приносят с собой новый язык, новые культурные формы. Именно в этот период зарождаются ключевые элементы индийской культуры.


Архитектура Индии с древнейших времен питает могучая фантазия, грандиозность масштабов представлений о Вселенной. Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство. Поэтому столь велика в индийском искусстве роль синтеза - архитектуры и скульптуры, архитектуры и живописи, поэзии, живописи и музыки. Неотделимой от архитектуры становится скульптура. Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика проявляется в каждом произведении архитектуры, и скульптура, прежде всего рельеф, занимает в индийском искусстве первое место.


Постепенно появляются грандиозные постройки со сложной планировочной структурой. Монументальные скульптуры из камня, хотя и выполняются в соответствии с различными религиозными предписаниями, но отражают жизнь того времени во всех ее проявлениях.



Начало исторического периода в развитии культуры Индии принято датировать VI в. до н. э., однако первые памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н. э., а возможно, и в еще более ранний период. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией. Об этом свидетельствуют раскопки городов Харрапа и Мохенджо-Дар, уже в первой половине третьего тысячелетия до н. э. имевших регулярную планировку. Эти два города очень схожи, хотя их разделяют 600 км.


В последние столетия перед новой эрой в Индию проникает зрелая культура Ирана, а в первой половине III в. до н. э. появляются первые буддийские архитектурные памятники - сооружения из долговечных материалов. Более ранние архитектурные постройки были главным образом из дерева. К основным строительным материалам относятся также камень и глина. В более ранний период очень популярным был бамбук, из которого сооружались типичные для индийской архитектуры круглые постройки, формы которых позднее воссоздавались в других материалах.


В IV-II вв. до н. э. складывается первая империя Северной Индии. В III в. до н. э. один из правителей империи (Ашока Маурья) в целях объединения народов Индии использовал буддизм - вероучение, существовавшее в Индии с VI в. до н. э. Согласно буддийской традиции, основателем этого учения был легендарный принц Сиддхартха Гаутама, который в результате долгих поисков и размышлений якобы постиг истину и стал называться Буддой - «просветленным». При Ашоке строятся первые каменные буддийские монументы-колонны (стамбхи), сферические сооружения, символы буддизма (ступы), пещерные храмы. Начиная с I в. н. э. Будда был признан божеством и стал изображаться в виде человека, а не символа, как было до этого времени. Именно в этот период (I в. до н. э. - III в. н. э.) Индия ощутила заметное влияние позднеэллинистического искусства. Образу Будды были приданы гуманистические черты эллинистической скульптуры: мягкость и кротость облика, милосердие в выражении лица. В то же время образ Будды имел канонические отличия от облика простого смертного. В их числе - урна (точка между бровями), ушниша (вырост на голове, покрытый волосами), длинные мочки ушей и т. д. Распространился и культ бодхисатв - «небесных спасителей».



Этап индийской истории от середины II тысячелетия до середины I тысячелетия до н. э. связан в основном с расцветом философии брахманизма и литературы на санскрите. Искусство этого периода донесло до нас сведения о характере материальной культуры эпохи, о кипучей жизни городов. В одном из поэтических описаний столицы Айодхьи читаем: «Город походил на рудник драгоценностей, …его стены, как квадраты шахматной доски, были испещрены различными самоцветными камнями».


В IV-V вв. буддизм постепенно сливается с более древними местными религиями. Будда признается воплощением индуистского божества Вишну. В это время в искусстве, особенно в живописи, помимо религиозных широко распространяются светские мотивы и настроения. Они пронизывают даже искусство храмовых пещерных комплексов, сочетающих в себе архитектуру, скульптуру и живопись. Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включавший около тридцати пещер, высеченных в скалистом берегу реки. Пещеры внутри богато расписаны по сухой штукатурке на самые разнообразные буддийские сюжеты. Живопись Аджанты широко и многокрасочно отражает жизнь Индии того периода. Наряду с религиозными образами здесь богато представлены природа страны и населяющие ее люди - от царей до представителей самых низших слоев. В изображениях человеческого тела художники достигли большого совершенства рисунка, воплотив в них древнейшие эстетические представления о линейном ритме, о физической и духовной красоте человека.

Росписи Аджанты - выдающийся художественный памятник прошлого.


С VII по XIII в. Индия переживала эпоху феодальной раздробленности, частых перемен правления. В идеологии этого времени возобладал индуизм - вероучение, восходящее к пантеистическим культам сил природы. Особую популярность в этот период получили массовые театрализованные празднества с танцами в масках, музыкой, обрядовыми действами. Вероятно, одно из таких празднеств по традиции устраивали в Махабалипураме, близ города Мадраса. Оно происходило перед колоссальным рельефом «Нисхождение Ганга», размером около 9×27 м, посвященным легенде о благотворной силе Ганга. Эта река протекала якобы в небесных сферах, но люди умолили богов спустить ее на землю. Этот радостный момент и изображен на рельефе, в центре которого расселина, в дни праздников смачиваемая водой. Она символизирует русло Ганга, в котором плывут змееподобные божества вод - наги. Все фигуры рельефа - люди, небожители и животные - устремлены к центру. Великолепны образы животных: слоны со слонятами, львы, антилопы, птицы, резвые обезьяны. В целом рельеф воспринимается как мощный гимн животворящей силе воды.


Сказочное начало народной фантазии

породило особые формы восприятия мифологических сюжетов и их трактовки в скульптуре. Она поражает своей динамикой, контрастами света и тени, удивительными масштабами. В пещерных храмах острова Элефанты при свете факелов скульптуры словно оживают: горельефные изображения со всех сторон «обступают» зрителя. В центральном зале пещерного храма Шивы находится огромный, шестиметровой высоты бюст трехликого бога. Особую мощь этому образу придают полосы каменной породы, диагонально пересекающие лица. В этих жилах словно бьется каменный пульс колосса. Вокруг него - буйство пластических форм, светотеневых и масштабных контрастов. Изобилие и щедрость форм, глубина идей отличают искусство этого времени, которое, отображая все богатство народных мифологических представлений, привлекает своей многогранностью и красочностью.


В IX - конце XII в. традиция скальной и пещерной архитектуры заканчивается. Главным элементом декоративного убранства наземных архитектурных сооружений стала скульптура. Новые типы храмов - высокая башня шикхара, зал для ритуальных танцев - мандапа были разделены на ярусы, богато украшенные скульптурой.
В XIII в. разрозненные индийские княжества подверглись вторжению мусульман, принесших с собой новую религию - ислам. Исчезли прежние виды живописи, скульптуры и архитектуры, возникли новые формы сооружений - мечеть, минарет, мавзолей. Насколько эти виды построек были усвоены индийскими зодчими, можно судить по знаменитой усыпальнице Тадж-Махал (строительство закончено в 1652 г.), которую заслуженно называют жемчужиной индийской архитектуры.










Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Храмы и монастыри – это святые места, где люди могут соединиться с божественным, с невероятной силой, со Вселенной. Кроме мощнейшей энергетики, они таят в себе особенную красоту, и огромную роль в этом играет, конечно же, архитектурное искусство.

Особого пика мастерство достигало, когда сооружения строились прямо в пещерах, камень за камнем обтесывались, приобретая четкие контуры, усыпанные мелкими деталями. Яркое тому доказательство – буддийские пещерные храмы, о которых сегодня и пойдет речь.

Статья ниже расскажет о самых любопытных и популярных храмах в пещерах, которые возводились в разное время в разных странах. Вместе мы узнаем, каким образом и кем они были воздвигнуты, как выглядели тогда и как выглядят сейчас, на что стоит обратить внимание, если жизнь заведет вас в эти края.

Что же, начинаем наше путешествие.

Аджанта

Пещерные храмы можно встретить тут и там по всей Азии, особенно там, где почитают буддийскую мысль. Их размеры разнятся от крошечных ступ до настоящих гигантов, которые состоят из целого комплекса пещер с удивительными фресками, настенными скульптурами, широкими проходами.

Целые стены и отдельные статуи вырубали из пещерных пород – а это требовало огромных усилий нескольких поколений восточных ремесленников. Сегодня сложно представить, как тогда, много веков тому назад, без современных орудий и технологий могли возводить такие шедевры архитектуры. Одним из них по праву можно назвать индийский храмовый комплекс Аджанта.

Это один из самых знаменитых во всей Индии. Он находится в штате Махараштра, в сотне километров от города Аурангабад, на берегу реки Вагхур.

Храмовый комплекс Аджанта, Индия

Аджанта имеет весьма интересную историю. Ее начали возводить, а точнее, вырубать, еще в начале 3-го столетия нашей эры, когда процветала империя Гуптов – последняя древнеиндийская династия, объединившая к тому же север и центр государства.

Несколько веков длилась неуемная работа: грунт отделялся от базальта, одна за другой на стенах и во внутреннем убранстве появлялись изваяния божеств, будд и бодхисаттв.

Это был живописный утес, формой напоминавший подкову, усыпанный тремя десятками крупных пещер-храмов. Одни из них были местом молебнов и обрядов, другие – жильем монахов, третьи – хозяйственными помещениями.

Если воссоздать картину того времени, от вида и масштабов может захватить дух. Каждая пещера имела собственный выход к широкой реке, которая давала воду для питья и приготовления пищи. Технологии и система водоснабжения были на уровне: здесь накапливалась дождевая вода во время муссонов, которая позволяла спокойно существовать монастырю в период засухи.

Все поменялось на закате 6-го столетия, когда прекратило существование семейство Харишена. Именно оно было источником финансирования строительства. Через полвека, к середине 7-го века, строительство было полностью остановлено.

Монахи вынуждены были оставить насиженное место, а природа взяла свое: входы оказались замурованы растениями, заросли скрыли рукотворную красоту. Внутри самих пещер образовался такой микроклимат, благодаря которому удалось оставить статуи, фрески в первозданном виде.

Так все великолепие оказалось почти нетронутым временем, и поэтому сегодня в Аджанте мы можем переместиться на несколько веков назад.


Внутри Храмового комплекса Аджанта

В 1819 году офицер английской армии Джон Смит охотился в этих местах и случайно увидел арку – это был вход в десятую пещеру. Позже было открыто еще 29 пещер. Их расчистили, привели в порядок и для удобства назвали их просто – дали каждой порядковый номер.

В 1838 году Юнеско причислил пещерные храмы Аджанты в список своего материального наследия. Сейчас почти все из них можно посетить, воочию увидеть былую мощь древнеиндийской цивилизации и прикоснуться к буддийской культуре. Здесь сохранились удивительной красоты фрески и статуи .

Главное достояние – скульптурные изваяния, которые повествуют о жизни и деятельности , а также бодхисаттв Джатаки и Падмапани. Снаружи стены украшены искусной резьбой, некоторые техники которой до сих пор остаются загадкой. Уму непостижимо, как такого уровня мастерства можно было добиться почти тысячелетие назад.


Дамбулла

Еще более древний храм – Дамбулла, построенный в первом столетии до нашей эры. Он также известен под названием «Золотой храм». Все благодаря тому, что именно тут расположилась огромнейшая коллекция статуй великого Учителя Шакьямуни, а больше семидесяти из них покрыты настоящим золотым напылением.

Дамбулла находится на острове Шри-Ланка, бывшем Цейлоне, в полутораста километрах от столицы Коломбо, близ городка Матале. Это крупнейший пещерный храмовый комплекс на просторах юга Азии.


Храм Дамбулла, Шри-Ланка

Дамбулла также строился не один век, и в его возведении участвовали многие поколения царствующей династии. Пять главных пещер и руины двадцати пяти монашеских домов раскинулись на высоте почти полкилометра – на высшей точке холма.

Местную природу сложно описать словами, чтобы передать всю прелесть: снизу простирается гора, почти полностью покрытая лесом, густой растительностью, свежий воздух перехватывает дыхание, а все вокруг дышит древней цивилизацией.

Стены уцелевших зданий покрыты росписью с буддийскими мотивами. Здесь же таятся больше 150 статуй Шакьямуни, три изваяния правителей острова, скульптуры, слепленные по подобию божеств буддизма. Суммарная площадь произведений живописи достигает две тысячи квадратных метров.


Статуи Будды в храме Дамбулла

Все пещеры-храмы отличаются друг от друга, тая в себе «изюминку»:

  • Девараджалена – тут лежит Будда 15 метров длиной, у ног которого восседает Ананда. 4 изваяния Будды соседствуют с индуистским богом Вишну, часовенка которого находится неподалеку.
  • Махараджалена – это крупнейшая пещера всего комплекса. Главная окружена многочисленными скульптурами, одиннадцать из которых – воплощения Будды.
  • Маха-алут-вихара – здесь спит Будда длиной в десять метров. Кроме того, тут же расположились тринадцать Будд, сидящих в падамасане, и сорок два, стоящих на ногах.
  • Паччима-вихара – небольшой храм, в середине которого находится ступа.
  • Девана-алут-вихара – здесь раньше располагался склад, а сейчас – одиннадцать Будд, один Вишну, один Катарагама и божество Девата Бандара.

Дамбулла – буддийская жемчужина прошлого всего острова и обязательное место для посещения, если вы оказались неподалеку от ланкийской столицы.

Лунмынь

В тройку главных китайских храмовых комплексов входит Лунмынь, известный также как Лунмень или Пиньинь. Это название переводится как «Пещеры из камня у ворот дракона».


Монастырь Луньмэнь, Китай

Комплекс находится в Китае, в провинции Хэнань, на десять километров южнее местечка Лоян. В конце 5-го столетия здесь протекала речка Ихе, а ее с обеих сторон окружали известняковые горы Сяньшань и Лунмэньшань. Последняя и дала название храму, который начал строиться в 495 году нашей эры, когда правило семейство Северная Вэй.

Активно возводился храм, когда у власти находилась династия Тан – с 7-го по 9-е столетие. В это время было построено больше половины от общего числа всех статуй. Завершение глобального строительства относят к рубежу 9-го и 10-го веков.

Сегодня храм отнесен в список мирового наследия Юнеско. Но даже сейчас сложно сказать точно, сколько здесь таится уникальных скульптур, фресок, произведений живописи. Несколько сотен пещер, больше 2300 гротов, 43 храма, почти три тысячи надписей и сто тысяч картин на буддийские мотивы – цифры в самом деле поражают.


К главным пещерам относятся:

  • Биньян;
  • Гуян;
  • Фынсянь.

Здесь заключены работы выдающихся мастеров, которые воплощены в барельефах и скульптурах будд, монахов, дакинь. Среди них можно выделить пятнадцатиметровое изваяние Будды Вайрочана. Всю архитектуру хочется охарактеризовать как сочетание четких мелких деталей и мягких очертаний фасадов.


15-ти метровая статуя Будды Вайрочаны в пещерном храме Лунмэнь, Китай

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Будем благодарны, если вы поддержите проект — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях)

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш блог, и будем искать истину вместе.

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад - древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора - истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта


Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

"Граффити" офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

"Визитная карточка" Аджанты - изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора


Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб. Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...